Наверное, не сильно погрешу против правды, если скажу, что современная поэзия "вышла" из поэзии древних бродячих артистов. А их в своё время было очень много. Были они практически в каждой стране. В чём-то они были схожи друг с другом, чем-то сильно отличались.
В Древней Греции бродячих артистов называли словом "аэды". Они исполняли народные песни, которые позже стали эпическими поэмами. Имя одного из аэдов мы помним до сих пор. Это Гомер, автор знаменитых "Илиады" и "Одиссеи". Впрочем, иногда Гомера причисляют к рапсодам (от этого названия возникло слово "рапсодия" - музыкальное произведение), профессиональным исполнителям эпических поэм, пришедших на смену аэдам. Отличались они от аэдов тем, что чаще всего исполняли уже готовые произведения, в то время как аэды импровизировали, сочиняли на ходу и аккомпанировали себе на лире. Хотя среди рапсодов тоже встречались поэты. Например, первый исторически достоверный древнегреческий поэт, Гесиод (живший в VIII-VII веках до н.э.) был рапсодом.
В древней Скандинавии были скальды, которых можно, скорее, отнести к литераторам-любителям, так как по основной "профессии" они нередко являлись купцами или земледельцами. Не гнушались этим занятием и короли (например, Харальд Прекрасноволосый или Олаф Трюггвасон). Были среди скальдов и женщины, что для того времени удивительно. Свои поэмы скальды говорили, а не пели. Не использовали никакого аккомпанемента. Эдакий средневековый подкаст. Имена скальдов не исчезли в истории, многие сохранились. Самый знаменитый из скальдов - Снорри Стурлусон, автор "Младшей Эдды", из которой мы до сих пор черпаем сведения о скандинавской мифологии.
Пожалуй, самым известным термином, обозначающим бродячего артиста, является слово "бард", позаимствованное в конце 20 века российскими исполнителями авторской песни. В России пушкинской поры слово "бард" уже использовалось как синоним поэта. Помните, как называет Пушкина декабрист А. Одоевский в своём ответе на знаменитое послание "Во глубине сибирских руд..."?
Но будь спокоен, бард: цепями, Своей судьбой гордимся мы...
Изначально же, барды - это певцы-поэты у кельтских народов, во многом схожие со скальдами. Помните несравненного Какофоникса из комиксов про Астерикса и Обеликса? Того, которого все пытались заткнуть, лишь только он собирался открыть рот? Да, он был самым настоящим бардом.
Сначала барды находились на службе у князя, и главной их задачей было восхваление его доблести. Но потом появились и их бродячие собратья.
В Германии для обозначения бродячих артистов использовались разные термины: миннезингеры - поэты-музыканты, преимущественно из рыцарского сословия, воспевающие любовь (а что ещё делать рыцарям?); пфайферы - это, в основном, бродячие музыканты, первоначально играющие на духовых инструментах, а потом и на струнных и прочих; шпильманами называли не просто поэтов, а артистов-многостаночников. Дело в том, что в древности не было понятия актёрской "специализации". Артист не только пел и танцевал, но часто сам себе аккомпанировал на каком-нибудь музыкальном инструменте, являлся автором стихов и музыки, а также гимнастом, фокусником, дрессировщиком животных и много чем ещё.
Артисты, подобрные шпильманам, были наверное в каждой стране. Во Франции их называли жонглёрами (угадайте, почему у нас слово "жонглёр" обозначает циркового артиста), в Англии - менестрелями, в Италии - мимами, в Испании - голиардами, а в России - скоморохами.
Если вы смотрели бывший в советское время необычайно популярным мультфильм "Бременские музыканты", то наверняка помните главного героя - трубадура. Он попал туда прямиком из средневековья - в то время так назывались бродячие поэты-музыканты. Нет, в трубы они не дули, слово произошло от провансальского trobar — «находить», «изобретать». Чаще всего трубадура можно было встретить, как вы уже наверное догадались, в Провансе, но бродили они и по всей Франции, а также встречались в Италии и Испании. Именно трубадуры изобрели так называемую "куртуазную поэзию". Да-да, поклонение Прекрасной Даме началось с их творчества.
И заканчивая разговор о бродячих артистах, невозможно не упомянуть вагантов. (латинское vagantes как раз и обозначает "странствующие, бродячие"). Они писали свои произведения преимущественно на латыни. Им мы обязаны великолепным подарком - застольным студенческим гимном «Gaudeamus». А Википедия считает вагантов прапредками рэперов 2010-20-ых годов из-за схожих тематик похоти, блуда и увлечения наркотическими веществами. Преемственность поколений налицо!