Найти тему
Живой Космос

«Nyx». Частный космический корабль

Оглавление

Развитие космонавтики на нашей планете не прекращается ни на секунду. Особенно это заметно на примере российской космической программы. Практически каждую неделю мы слышим о новом прорыве наших инженеров, заявляющих о перспективах начать проектирование всё новых и новых ракет в самых разнообразных конфигурациях. Руководство Роскосмоса все чаще и чаще заявляет о задумке начать размышлять о необходимости новых перспективных разработок. И очередном переименовании новейшего пилотируемого космического корабля. До окончания постройки АМС «Луна-25» остаются считанные десятилетия… В общем работа кипит, и её просто непочатый край. И это радует, друзья мои.

Но страны коллективного запада, на пределе своих догнивающих без российских энергоресурсов возможностей, тоже стараются хоть как-то развивать космическую деятельность. Там сегодня в моде коммерческие услуги, связанные с доступом в космос. И не только в США. Но даже в почти разорённой Европе!

Космическая капсула «Nyx»

Как грибы после дождя, вдруг, откуда ни возьмись, появилось множество европейских компаний, которые стремятся заполнить определённую практически пустующую нишу в космической отрасли. Одной из таких компаний является франко-германская The Exploration Company. Совсем недавно она была на слуху тех, кто в теме, после получения финансирования в размере 40,5 млн евро. Флагманским продуктом этой европейской компании, созданной в 2021 году, является перспективный космический корабль «Nyx». Никс, Никта, Нюкта – это одна из богинь древнегреческой мифологии. Она отвечала за всё, что было связано с космосом. Капсула, получившая такое имя, будет предназначена для доставки в космос грузов. А на более позднем этапе (намного позже) и людей.

     Грузовая версия капсулы «Nyx». Из открытых источников.
Грузовая версия капсулы «Nyx». Из открытых источников.

«Nyx» предлагается строить как «модульный, многоразовый и способный дозаправляться на орбите» аппарат. Замысел идеологов проекта состоит в том, чтобы предлагать услуги по доставке грузов на Международную космическую станцию ​​(МКС), или какие-то будущие коммерческие станции. Или использовать её для совершения одиночных полётов с экспериментами в условиях невесомости. А ещё (почему бы и нет) представители фирмы говорят о том, что не исключают возможность коммерческих миссий «Nyx» на лунную станцию «​​Gateway». И даже на лунную поверхность (с использованием лунного модуля, сделанного на основе капсулы).

     Стыковка «Nyx» с лунной орбитальной станцией. Моделирование. Из открытых источников.
Стыковка «Nyx» с лунной орбитальной станцией. Моделирование. Из открытых источников.

Дешево и просто

Конструкция «Nyx» снаружи очень проста: коническая капсула прикреплена к служебному модулю, половина которого покрыта солнечными панелями. Внешне эта конструкция очень напоминает «Crew Dragon» компании SpaceX. Однако в отличие от американского корабля служебный модуль несёт топливо для трех основных двигателей и других систем.

Хотя технических подробностей не так уж и много, известно, что космический корабль «Nyx» сможет перевозить до 4 тонн груза. И будет способен оставаться на орбите до шести месяцев. Его главная фишка состоит в том, что каждый килограмм груза, доставленного на орбиту, будет стоить от 20 000 до 25 000 евро. Для сравнения: в настоящее время доставка 1 кг груза на МКС стоит около 100 000 евро.

Предполагается, что «Nyx» будет выводиться с помощью коммерческих пусковых установок. Это означает, что, с одной стороны, компания может сосредоточиться на разработке капсулы, не беспокоясь о пусковой установке. С другой – ей придётся покрывать расходы на каждую миссию.

Они существуют!

Я бы не стал винить вас, друзья мои, если бы вы подумали, что эта статья – очередной стёб и мистификация, как и половина выходящего здесь материала. И что описанная здесь компания – выдумка. Нет. The Exploration Company и вправду существует. Мало того, она имеет в своих рядах настоящих тяжеловесов европейской аэрокосмической отрасли из таких крутых контор как Safran, ArianeGroup и CNES (французское космическое агентство). А её генеральный директор, Элен Юби, выходец из Airbus Defence and Space, где она участвовала в создании Европейского служебного модуля (ESM) космического корабля «Orion».

В знак того, что всё серьёзно, небольшая модель капсулы под названием «Бикини» совершит свой первый полет на ракете «Ариан-6». Старт должен состояться в конце этого года. В ходе полёта планируется произвести проверку аэродинамических характеристик изделия и возможности его теплозащитного экрана. Капсула будет просто напичкана различными датчиками. Однако её возвращение на Землю не планируется.

На 2024 год запланирована вторая испытательная миссия, получившая очень оригинальное название «Миссия выполнима». В ходе её реализации в космос полетит уменьшенная версия «Nyx» диаметром 2,5 метра, несущая 300 кг разнообразного оборудования для проведения экспериментов, а также груз Европейского космического агентства ЕКА и французского космического агентства CNES.

Первый полет полноценной капсулы «Nyx» должен случиться в 2026 году. Первая лунная миссия — в 2028 году. Exploration Company также намерена использовать «Nyx» для доставки грузов на станцию ​​«Orbital Reef», разрабатываемую компанией Blue Origin.

Не будем обманывать себя, у «Nyx» много конкурентов. И многие из них просто мечтают, чтобы этот проект так и не увидел свет. Или просто оказался убыточным. Может так всё и произойдёт.

Однако тенденция, которую он несёт, безусловно, замечательна.

     «Nyx» на поверхности Луны. Представление художника. Из открытых источников.
«Nyx» на поверхности Луны. Представление художника. Из открытых источников.