Найти тему

Открываем озеро Танганьика вместе с Ричардом Бёртоном

Мои постоянные читатели, наверное, уже знают, что живу я недалеко от Байкала. И со школы я помню, как нам рассказывали на уроках географии, что ближайшим родственником Байкала является озеро Танганьика в Африке. И вот как русские очень долго открывали дорогу к Байкалу (об этом у нас уже была публикация, почитать которую можно здесь), так для европейцев было настоящим чудом обнаружить африканскую жемчужину в середине XIX века, то есть по меркам всемирной истории вообще совсем недавно. Сделал это англичанин Ричард Бёртон.

В 40-х гг. он служил в Индии. Там он в совершенстве освоил практику, которую можно назвать "затесаться в толпе", когда Бёртон старался максимально ничем не отличаться от жителей тех мест, куда он проникал. Это помогло ему при посещении Мекки и Медины, где он с успехом выдал себя за мусульманина, куда христианам вход был категорически запрещен.

Современная Мекка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Современная Мекка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Оказавшись в начале 50-х гг. в Африке Бёртон знакомится с другим известнейшим путешественником Джоном Спиком, вместе с которым они совершат не одну экспедицию. В 1854 гг. они пытались проникнуть с территории Сомали в Эфиопию, однако чуть не погибли в стычке с местными жителями. А потом еще успели поучаствовать и в Крымской войне. Вот после ее окончания Бёртон и начал хлопотать о новой экспедиции в Африку, в ходе которой он с восточного побережья собирался проникнуть вглубь материка и достигнуть озера Ньяса.

Озеро Ньяса. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Озеро Ньяса. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В самом конце 1856 года он оказывается на Занзибаре. В то время этот остров был султанатом и фактически являлся арабскими воротами в Африку. Одна из самых больших трудностей путешествия вглубь континента состояла в том, что животные в этих регионах подвергались нападениям со стороны мухи цеце. Никаких средств борьбы с ней не было. В результате, приходилось нанимать носильщиков, что естественно было и затратно и менее продуктивно.

Занзибар. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Занзибар. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

До середины весны исследователи пережидали сезон дождей на берегу, совершая небольшие тренировочные походы. Во время них оба путешественника заболели малярией, лекарства от которой тогда толком не существовало. Знали, что помогает хинин, но дозировку никто не изучал.

Багамойо. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Багамойо. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В итоге, экспедиция началась лишь в середине лета 1857 года. Из города Багамойо (сегодня это Танзания) путники вышли вглубь материка по долине одной из рек. Поднявшись на плоскогорье они лишь через полгода оказались в столице одной из местных стран - Табору. До этих мест еще доходили караваны арабских купцов и местность в принципе была исследована. А это 820 км от побережья. Но все равно путешественникам удалось уточнить положение хребтов, направление течения рек. Здесь они впервые слышат о некоем большом озере из которого вытекает большая река, несущая свои воды на север. Спик высказал догадку, что это может быть Нил и хотел убедить Бёртона посетить эти места, однако у того была своя цель.

Путешественники вышли на реку Малагараси, которая текла на запад, и по ней они и попали в неизвестное до этого озеро. Сначала оно не впечатлило ни Бёртона, ни Спика, но чем дольше они находились на берегах Танганьики, тем больший восторг испытывали. Это действительно уникальное явление для Африки.

-5

Первым в путешествие по озеру отправился Спик. Он с большим недоверием отнесся к сведениям о том, что на юге в озеро впадает какая-то река, а с севера вытекает, и решил сам все проверить. Позднее к нему присоединился и поправившийся Бертон, который не очень верил в существование Лунных гор к северу от озера, о которых постоянно говорил Спик, и наоборот охотно верил, что вытекающая с северной оконечности река вполне может оказаться Нилом.

Оказавшись на севере озера, путешественники установили, что в своих догадках более прав был Спик. Река действительно не вытекала, а впадала в озеро. Соответственно это точно был не Нил.

Танганьика. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Танганьика. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот измерения, проведенные исследователями, оказались очень приблизительными. Длину озера они оценили в 430 км, а фактически оказалось 650, высоту над уровнем моря 560 м, а оказалось 774 м. Глубину же измерить вообще не могли, но сразу же предположили, что она огромна. В наши дни именно Танганьика является вторым озером по глубине после Байкала.

К сожалению, путешественники не добрались до южной оконечности озера и так и не разрешили вопрос о стоке из него. Бёртон снова заболел, Спик ушел в самостоятельную экспедицию, в ходе которой он обнаружит озеро Виктория. В гипотезу о связи озера Виктория с Нилом Бёртон снова не поверил, сказав, что Лунные горы как раз и расположены за озером Виктория. В общем, отношения между двумя путешественниками испортились. Спик прибыл в Англию раньше Бёртона и сделал свой доклад, в котором, конечно, намного больше рассказал об открытии озера Виктория, чем про Танганьику. Бёртон же получил свою порцию славы, поведав научному сообществу о том, что тот объект, который ранее считался единым озером Ньяса оказался на самом деле тремя большими самостоятельными водоемами.

Затем Бёртон посещает еще и Северную Америку, и Западную Африку. По материалам своих путешествий он написал множество трудов. А в историю вошел еще и как автор одного из лучших переводов сказок "Тысячи и одной ночи".