Всем доброго времени суток. На связи Неоновый Герой, и я тут решил перепройти 4 часть "Великого автоугонщика", т.к практически из всех частей GTA, которые я проходил, я меньше всего уделил внимание GTA IV, и теперь понимаю, насколько был неправ. Теперь я решил рассказать вам в своей любимой манере о том, как ощущается жизнь сербского эмигранта в Либерти-Сити. Итак, погнали...
Прежде всего следует понимать, что именно с 4 части GTA в серии началась так называемая эпоха HD. Основные игры серии отныне делались на новом движке RAGE(Rockstar Advanced Graphics Engine), поэтому игра сделала упор на качество в ущерб количеству. Несмотря на наличие экспрессивных персонажей, сюжет GTA IV попытался уйти в серьёзность и какую-то смысловую нагрузку, впрочем, напоминая о референсах криминальных фильмов, от Гая Ричи до даже отечественного "Брата-2". Думаю, во многом это и сыграло злую шутку с GTA IV, поскольку большинство фанатов серии воспринимали(и воспринимают до сих пор) GTA как безумие, угар и сатиру, без всяких мрачных щей. Rockstar внемли фанатам, сделав GTA V именно попсовой, без всяких депрессивных ноток и мрачной атмосфере.
В итоге 4 часть заслуживает звания самой мрачной и депрессивной игры в серии. Главный герой игры - Нико Беллик разительно отличается от всех остальных протагонистов серии. Он - ветеран войны в Югославии, бывший сербский солдат, который никак не может забыть ужасы пережитой им войны. В Либерти Сити Нико приехал по протекции его двоюродного брата Романа: тот наплёл ему, что имеет особняк с кучей девиц и кучей денег, однако по итогу оказывается скромным владельцем таксопарка, и, кроме того, страдает игроманией. И Нико приходится разруливать дела брата, параллельно объяснив ему(и игроку) истинную цель своего появления в Либерти Сити: где-то в городе прячется один из бывших сослуживцев Нико, который 15 лет назад сдал своих боевых товарищей, в итоге из 15 человек выжили только трое. И Нико ищет двух остальных. В отличие от Томми Версетти, Карла Джонсона и троицы Майкла, Франклина и Тревора - Нико не амбициозен. Он знает цену дружбы и старается быть с людьми честными. Он всего лишь ищет своё место в этом безумном мире, что, в принципе, не мешает ему играть роль простого наёмника, берущегося за любую работу за деньги. Нет, Нико не жаден, и даже рассуждает, что всё это богатство - просто дерьмо. История GTA IV показывает, что человек, так и не сошедший с преступного пути, будет вечно одинок, ибо криминал лишает человека не только души, но может лишить и близких ему людей, что, в принципе и происходит в финале истории. Не знаю, как многим, но мне мрачная и депрессивная атмосфера GTA 4 очень понравилась. И я извиняюсь за столь длинное предисловие, а теперь перейдём к самому открытому миру.
Да, размер игровой территории в 4 части проигрывает тому же San Andreas, однако город Либерти-Сити - это огромный мегаполис, который был тщательно проработан на микроуровне. Как и во вселенной 3D, прототипом Либерти-Сити является Нью-Йорк. В игре три "острова" в дань уважению прошлым частям серии: Брокер, Алгонквин и Олдерни (Бруклин, Манхэттен и Нью Джерси соответственно). По сравнению с SA, где карта грешила пустыми пространствами, в GTA IV огромное количество каких-то мелких улочек, переулков, интересных мест, куда игрок может случайно попасть. В начале игры мне было достаточно даже колесить по Брокеру, и тот факт, что в соседние районы меня не пускают, пришёл лишь на миссии, предшествующей открытию Алгонквина, так что игроку есть что изучать и куда поехать.
Отдельного разговора заслуживает метро в GTA 4. Разработчики очень постарались, чуть ли не детально воссоздав метро реального Нью-Йорка. Некоторые ветки идут не под землёй, а над дорогами, а самих станций - великое множество, и, кажется, что каждая из них выглядит по-своему. С другой стороны, в разветвлённой системе метро весьма легко заблудиться. Тем не менее, очень жаль, что в 5 части разработчики отказались от метро, а поезд там просто для декорации.
Кроме того, в GTA 4 отказались от интерьеров(ну почти), и большинство зданий, квартир и помещений является одной большой глобальной картой Либерти-Сити. Нико вполне может зайти в эти помещения вне миссий, пару раз я сам находил рабочие строительные люльки, на которых можно подняться наверх и посмотреть на город с высоты птичьего полёта. Минус я нашёл только в одном: погодные условия зачастую мешают восприятию помещения, как интерьера. Например, пресловутый дождь будет идти в любой из квартир Нико, что выглядит очень странно.
Теперь поговорим об ощущении живости открытого мира. Несмотря на то, что педы(NPC) в 4 части так же, как и пешеходы и транспорт в GTA San Andreas спавнятся в непосредственной близости к игроку, ощущаются жители Либерти-Сити по-другому. Пешеходы активно болтают по мобильникам, на улицах часто можно встретить бомжей, ночующих в подземных переходах и заброшенных зданиях; на улицах стоят всё так же представители банд, однако теперь они выглядят именно что частью населения города, а не выделяются своим грозным видом, выставив оружие напоказ копам. Пешеходы болтают и друг с другом, и тут Либерти-Сити раскрывается как город контрастов.Всё дело в том, что Rockstar проделали огромную работу, разделив районы Либерти-сити по национальному признаку. К примеру, в Хоув-Бич(который срисован с Брайтон-Бич в реальности) можно часто услышать русскую речь, а вывески магазинов будут в основном на русском языке, чего вы никогда не встретите в Бохане, где преобладает афроамериканская культура. В такси, в зависимости от района, вы услышите тот или иной акцент от таксиста. Кроме этого, мультикультура Либерти-Сити выражается в разнообразии радиостанций, о чём я поведаю ниже.
Взаимоотношения игрока с другими людьми - один из тех аспектов, который Rockstar хорошо проработал со времён San Andreas. Теперь, помимо свиданий с девушками, у главного героя имеется возможность встречаться с друзьями. Изначально, у Нико лишь один друг - его двоюродный брат Роман, но, впоследствии, главный герой подружиться и с другими ребятами, а каждый такой друг - весьма харизматичная личность. Например, Малыш Джейкоб - растафарианец, который никак не может бросить курить, а при поездках с ним из тачки валит столб кумара. Или Брюси - гипертрофированный качок, с пафосом хвастающийся своими мускулами и кучей денег. Дружба с ними даёт определённые бонусы - тот же Брюси, например, может вызвать вам вертолёт для быстрого перемещения по карте. Свидания с девушками также претерпели изменения. И, кроме того, характеры почти каждой девушки противоречивы. Одна из девушек, например, чересчур ревнива, и может испортить машину Нико, если увидит, что он заходил "на кофеёк" к другой. Или самая милая девушка в игре - Мишель, вроде обыкновенная, а всё время ведёт себя странно, расспрашивает Нико о криминальной деятельности. Впрочем, всё по сюжету будет раскрыто.
А, между тем, и развлечений прибавилось. Тут и боулинг (который настойчиво просит сходить с ним Роман по телефону, что уже давно стало мемом), и дартс, и бильярд, и даже прогулки на катере или вертолёте. Кроме того, отдельно нужно рассказать о телефоне и интернете. Телефон - это чуть ли не центральный элемент геймплея. С его помощью Нико звонят его работодатели, двигая вперёд сюжет, можно позвонить своим друзьям и договориться о встрече или попросить о помощи, как впрочем могут позвонить и друзья. Интернет - это вообще такая необъёмная вещь, как и в реальной жизни. При знании английского можно надолго там зависнуть, читая разнообразные шуточные сайты, чьи-то блоги, а при незнании - можно найти рингтоны для своего телефона или найти себе девушку на сайте знакомств. В общем, в отношении интернета, Rockstar развернулись на полную.
Серьёзные отношения претерпела и система розыска полицией игрока. Во-первых, теперь полиция реагирует не только на преступления Нико, но и других неписей. Во-вторых, теперь система розыска работает иначе. При возникновении звезд розыска, на карте виднеется круг, в котором полиция ведёт усиленный поиск преступника, и Нико необходимо покинуть эту область, да и не попасться на глаза встречным патрулям, после чего переждать в какой-нибудь подворотне. Чем выше уровень розыска, тем тяжелее будет спрятаться. Подбираемых звёзд в GTA 4 нет, так что уже на 2 звёздах бывают проблемы. Интересно и то, что в игре отсутствует армия и танки, как таковые. Чем-то система розыска похожа на ту, что была в Scarface: The World is Yours, но имеет свои отличительные черты.
Кроме того, среди интересных нововведений имеются так называемые случайные встречи. Это несюжетные побочные задания, которые вам выдают прохожие на улицах в определённый момент времени и определённом месте. Прохожие могут быть как знакомыми Нико по сюжету, так просто незнакомцами, попавшими в беду. Сами задания, обычно, не представляют из себя ничего необычного, чаще всего Нико подвозит куда-нибудь своего случайного знакомого, либо помогает ему отбиться от бандитов, однако, встречаются и странные личности. Например, серийный убийца Эдди Лоу, который просит Нико отвезти его к пирсу, а при второй встрече пытается убить главного героя. Задания не особо интересные, однако органично вписываются в атмосферу огромного мегаполиса, где многим нет дела друг до друга.
Совсем немного про радиостанции в GTA 4. Rockstar, как обычно, на высоте, поместив в Либерти-Сити огромное разнообразие радиостанций. Тут и впервые появилась радиостанция, играющая джаз, и совсем необычная радиостанция Journey FM, где играют эмбиент, а диджеем выступает компьютер. Мне лично понравились радиостанции Radio Broker, играющая альтернативу и инди-рок, а за диджея выступает известная голливудская актриса Джульетт Льюис(Кейт из "От заката до рассвета"); радио Liberty City Rock с Игги Попом в качестве диджея, ну а сам треклист - просто бомба: Bon Jovi, Queen, Electric Light Orchestra, The Sisters of Mercy и другие. Не зря один из друзей Нико Пакки Макрири просит, чтобы его хоронили под эту радиостанцию. С приходом DLC отлично вписалась в атмосферу приятная музыка 80-ых с радио Vice City FM: Roxette, The Hall & Oates и другие. Интересным даже звучит пользовательские треки, которые игра формирует под отдельную радиостанцию Independence FM. Ну и конечно, самая необычная для серии GTA радиостанция - Vladivostok FM, и необычная она тем, что собрала в себе русскую музыку без разделения на жанры. Тут Кино и Сплин соседствуют с Глюкозой, Ранетками и ремиксом на Зеленоглазое такси. Диджеем радиостанции выступает украинская певица Руслана, когда-то победившая на Евровидении. После 2017 года лицензия на все песни у Rockstar закончилась, и они переделали Vladivostok FM подчистую. И кстати, новый вариант более органично вписался в игру. Интересно также то, что спутники Нико в его машине реагируют на ту радиостанцию, что играет в машине. И, спасибо, Rockstar, что в игре также имеется возможность "зашазамить" какую-нибудь песню, позвонив по специальному номеру. Через некоторое время старый знакомый по прошлым частям Лазло пришлёт нам смс с названием композиции, которая нас интересовала.
С музыкой в игре меня интересует один момент. Я так и не узнал, имеется ли в GTA 4 специальная подстройка песен под определённую миссию. В качестве примера вспоминается Mafia 2, где на радио крутили определённые песни в определённых местах сюжета, например, когда Вито и Джо ехали убивать Томми Анджело. А здесь? Лично я заметил эту ситуацию в GTA 4 лишь раз: когда Нико подвозил серийного убийцу Эдди Лоу, по радио Liberty City Rock играла композиция Q Lazzarus - Goodbye Horses. Казалось бы, чего тут такого, но... Я знаю ещё по голливудскому кино, как часто эту песню делают саундтреком в фильме про маньяков: "Молчание ягнят" или "Маньяк" с Элайджа Вудом. Или же всё это было простым совпадением? Если кто знает ответ - дайте мне знать!
Подводя итог, можно перечислить те занятия, какими можно заняться в игре и которые я здесь ещё не упомянул. Конечно, в отличие от San Andreas, этот список поредел, но всё же.
- Выполнять побочные задания друзей. У Романа - развоз пассажиров на такси. Малыш Джейкоб просит развезти товар по клиентам. Брюси предлагает угонять тачки и устраивать гонки;
- Искать по всему Либерти-Сити голубей и отстреливать их(пришло на замену скрытым пакетам и закрашиваемым граффити);
- Вместо побочки Vigilante в машине полиции имеется полицейский компьютер, где мы можем читать досье преступников и ловить их. Кстати, введя имя и фамилию какого-нибудь персонажа, можно узнать его криминальное прошлое;
- Смотреть телевизор(специально для этого Rockstar сделали огромное количество роликов на 2 канала), сидеть в интернете;
- Выполнять заказные убийства через телефон;
- Играть не только в боулинг, дартс и бильярд, но и в игровой автомат. Игра напоминает что-то среднее между Тетрисом и Magic Jewerly;
- Смотреть стенд-дап шоу или выступления комиков в специальных клубах. Можно ходить, как одному так и с друзьями;
- Изучать город на предмет скрытого контента. Помимо случайных прохожих, я встречал на улицах Либерти-Сити пожилого саксофониста, который, как потом я выяснил, является отсылкой на отца братьев Хаузеров - духовных лидеров Rockstar. Дав несколько раз мелочь саксофонисту, впоследствии можно получить особый рингтон для своего телефона.
Конечно, не всем по душе столь мрачная и унылая атмосфера Либерти-Сити. Далеко не каждый оценит уменьшение побочной активности в угоду проработки глубины жизни в большом мегаполисе. Одно я могу сказать наверняка: четвёртая часть Grand Theft Auto справляется с ощущением жизни в Либерти-Сити на все сто процентов.