6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви была прославлена одна из удивительных русских святых — блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая. Ее память совершается 6 февраля и в неделю третью по Пятидесятнице в соборе Санкт-Петербургских святых. В данной статье будут разобраны тропарь и кондак из службы святой.
Приведем церковнославянский текст тропаря:
Нищету́ Христо́ву возлюби́вши, / безсме́ртныя трапе́зы ны́не наслажда́ешися, / безу́мием мни́мым безу́мие ми́ра обличи́вши, / смире́нием кре́стным си́лу Бо́жию восприя́ла еси́, / сего́ ра́ди дар чудоде́йственныя по́мощи стяжа́вшая, / Ксе́ние блаже́нная, моли́ Христа́ Бо́га / изба́витися нам от вся́каго зла покая́нием.
Русский перевод таков: Нищету Христову возлюбив, ты бессмертной трапезы сейчас наслаждаешься, мнимым безумием обличив безумие мира, смирением крестным силу Божию ты восприняла. Поэтому дар чудодейственной помощи приобретшая, Ксения блаженная, моли Христа Бога, чтобы нам избавиться от всякого зла через покаяние.
НИЩЕТА ХРИСТОВА
Апостол Павел писал об нищете Христовой так: Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9). То есть Христос, Который нас ради человек и нашего ради спасения, умаляет Себя, воспринимает человеческую природу, чтобы человек получил возможность стать богом: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы (Пс. 81:6). И чтобы воспользоваться этой возможностью, мы должны стать причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Пет. 1:4).
Рассуждая на эту тему в одном из писем, святитель Тихон Задонский утверждает: «Христос Господь наш пришел к нам и, будучи богат, обнищал, чтобы нас обогатить; на земле странствовал, дабы нам отечество небесное возвратить; образ раба воспринял, будучи Господом, дабы в нас образ Божий возобновить; не имел, где голову приклонить, дабы нам дом Небесного Своего Отца открыть; нищим был на земле, дабы открыть нам небесные сокровища; грехи наши на Себя взял, чтобы подать нам правду Свою. Так Он отнимает от нас нищету нашу и подает богатство Свое».
И всем нам Христос предлагает нищету: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3). Под нищетой духовной понимается предельная скромность, смирение, а также добродетельная нищета (как путь ко смирению). Это осознание своей нищеты по Богу.
Блаженная Ксения была призвана Богом к тягчайшему подвигу — юродству Христа ради. Она восприняла добродетельную нищету для приобретения смирения и своей жизнью в буквальном смысле исполнила заповедь Божию: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:25, 33).
После внезапной кончины мужа, умершего без христианского покаяния, Ксения раздает все свое имение нуждающимся и принимает его имя. Оставшись в одном костюме своего покойного супруга, в котором она ходила и зимой и летом, блаженная бродила по Петербургу. За странный внешний вид и невразумительные речи Ксения подвергалась насмешкам и нападкам, а ее кротость и незлобие давали повод злым людям глумиться над ней. И все это она терпеливо переносила.
Ее подвиг и достижение подлинного смирения были явно засвидетельствованы Господом. В тропаре это отражают строки: Смире́нием кре́стным си́лу Бо́жию восприя́ла еси́, сего́ ра́ди дар чудоде́йственныя по́мощи стяжа́вшая, поскольку Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3:34). Ксении блаженной при жизни были даны дары прозорливости и исцеления, а после кончины она ходатайствует о нас перед Богом в Царствии Небесном.
Церковнославянское причастие прошедшего времени активного залога стяжа́вшая образовано от глагола стяжати — приобрести, прилагая усилия приобрести.
Гимнограф указывает, каким путем шла блаженная Ксения, отсылая нас к словам из Евангелия: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Это значит, что она отвергла свое самолюбие, приняла на себя все страдания и невзгоды, встречающиеся на жизненном пути до самой смерти ради Христа, Который перенес поношения, Страдания и Смерть ради всех нас.
БЕЗУМИЕ МНИМОЕ И БЕЗУМИЕ МИРА
Как отмечает апостол Павел: Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их (1Кор. 3:18-19).
Под мудростью мира здесь понимается мудрость без Бога, предметом которой является лишь достижение земного благополучия, а забота о душе и спасении ее не интересуют. Поэтому для нее мудрость Божия является безумством: веровать в Распятого, раздавать имение, умерщвлять плоть, проводить ночи в молитве, отстраняться от мирских увеселений, не отвечать на обиды и т.д.
Обеспокоенные родственники и друзья Ксении решили, что от такого сильного горя она потеряла рассудок. Родственники мужа обратились с прошением к начальству умершего Андрея Федоровича для предотвращения дальнейшей раздачи имущества. Однако обследование показало, что Ксения совершенно здорова.
Современные люди стремятся к стяжанию материальных благ, силе, власти, могуществу и безумным считают того, кто отвергает все это. А блаженная Ксения отказалась не только от всех благ мира, звания, богатства, но и от себя самой ради того, чтобы вымолить своего мужа. Ночами она уходила в поле и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. Отвергая мирское и временное, блаженная Ксения приобрела небесное и вечное.
ДНЕСЬ СВЕТЛО ЛИКУЕТ ГРАД СВЯТАГО ПЕТРА
Приведем церковнославянский текст кондака святой: Днесь све́тло лику́ет град свята́го Петра́, / я́ко мно́жество скорбя́щих обрета́ют утеше́ние, / на твоя́ моли́твы наде́ющеся, / Ксе́ние всеблаже́нная, / ты бо еси́ гра́ду сему́ похвала́ и утвержде́ние.
Русский перевод таков: Сегодня радостно ликует город святого Петра, потому что множество скорбящих обретают утешение, надеясь на твои молитвы, пребывающая в вечном блаженстве Ксения, ты же этому городу — слава и опора.
В отличие от тропаря, текст кондака более лаконичен. Начинается он с констатации того, что празднование происходит днесь, то есть сегодня, в граде святого Петра. Как известно, Санкт-Петербург назван в честь небесного покровителя Петра I — первоверховного апостола Петра.
Слово светло может быть переведено как блистательно, ярко, ясно, весело, радостно, торжественно.
Далее гимнограф раскрывает причину, по которой совершается такое празднование. Слово яко в данном случае переводится подчинительным союзом причины потому что.
Церковнославянское надеющеся является кратким причастием, которое переводится деепричастием настоящего времени активного залога — надеясь.
Таким образом, эта память особо отмечается, поскольку множество людей, обратившихся за помощью к блаженной Ксении не остаются без утешения, которое ниспосылает им Бог по ее молитвам.
В конце кондака автор обращается к святой Ксении. Он называет ее всеблаженная, то есть пребывающая (после смерти) в вечном блаженстве. Гимнограф также отмечает: она является похвалой и утверждением или славой и опорой Санкт-Петербурга, поскольку она своей жизнью прославила этот город и его жители могут обращаться к блаженной Ксении за помощью в различных невзгодах.
***
Подвиг юродства дается лишь единицам от Самого Господа. И они своим мнимым безумием напоминают нам о том, для чего мы в действительности живем, и обличают безумство мирских ценностей и взглядов.
Поэтому не будем забывать о своих ближних, которые живут в нужде, как некогда жила блаженная Ксения, осознаем свою духовную нищету по Богу и в домашней молитве и за богослужением попросим у святой ходатайства за нас и за нуждающихся перед Богом.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил Артем Мотин.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»