Найти в Дзене

О, спорт! Ты - боль. Головная.

Сага о бюрократических проволо́чках, смекалке и пользе авторитета.

Значок болельщика. Фото из открытых источников
Значок болельщика. Фото из открытых источников

Нет-нет, я вовсе не противник спорта, а совсем даже наоборот: работая в школе, мы с приятелем, помимо географии и биологии, преподавали ещё и физкультуру, а также оборудовали в подвале неплохой тренажёрный зал. Но это только одна сторона медали. Вторая же внезапно повернулась к нам летом 1998 года, когда в Москве решили провести Всемирные юношеские игры. Ну, решили и решили, мы-то здесь при чём? У нас всё лето было уже распланировано: в июне принимаем экзамены, потом проводим выпускной и в июле - в отпуск. Красота! Казалось бы...

В один из суматошных апрельских учебных дней нас вызывает директор и, как в песне Высоцкого "Честь шахматной короны", сообщает, что нам предстоит поддержать престиж страны и столицы на международных соревнованиях. Мы, конечно, удивились, но говорим, что всегда готовы. Вот только кроме армейского звания "отличники спортивной подготовки" у нас других достижений не наблюдается. Директор хохотнул и успокоил: метать молот и бегать 10 тысяч метров нам не придётся. Просто высокое начальство назначило эти Всемирные игры на начало июля и вдруг спохватилось - а кто на них смотреть-то придёт? Зрелищность без зрителей не создашь да и самим спортсменам то ещё удовольствие - выступать перед пустыми трибунами. Июль месяц - самый разгар каникул и отпусков, народ из Москвы поразъедется и никто ни на какие спортивные состязания не пойдёт. Ведь интерес даже к летним Олимпийским играм так себе, а тут - практически дети, середина лета...

Короче засада! И начальство включило режим "Выручай, Сыроежкин!", то есть давайте, товарищи из министерства образования, сделайте нам красиво. В общем, решили на базе каждой школы города организовать летний лагерь, куда привлечь всех не уехавших и болтающихся без дела детей, чтобы за счёт них создать массовость на трибунах. Сама по себе идея неплохая и не новая, но вот обязаловка... Вы же понимаете, как ней относились в постсоветское время? Крайне негативно! Видимо высокое начальство тоже о чём-то таком догадывалось, поэтому в качестве "пряников" предлагались: безналичные средства на развлечение и содержание отдыхающих, форма (ветровки, футболки и кепки с символикой игр) в индивидуальных цветах каждого округа, бесплатное питание и бесплатный же проезд на городском транспорте. За это нам вменялось обязательное посещение соревнований по строго согласованному списку.

Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги (они у нас в столице тоже есть: а то некоторые не верят😉). С безналом задержка вышла: деньги, которые надо было непременно все потратить и сдать об этом отчёт в округ (!), упали на счёт за пару дней до закрытия лагеря. Но это ещё ладно. А вот как развлекать "пионеров", изнывающих от летнего зноя и безделья, не имея оборотных средств, никто, разумеется, не объяснил. Тем более, что ребятишки подобрались всех возрастов: от старшеклассников до самых мелких. Планировалось, что безналичные средства мы будем тратить на экскурсии и посещения различных музеев и выставок. Но без денег у нас любви с бюджетными организациями города случиться никак не могло.

Тогда-то во всей своей могучей неотвратимости перед нами встал вопрос: что делать со всеми этими архаровцами в промежутках между соревнованиями, которых, кстати, оказалось совсем немного. Было понятно, что после первого же бесцельно проведённого дня лагерный контингент расползётся кто куда, и назавтра никто уже не явится, а крайними будем мы! Видимо от безысходности, наши взоры обратились на красивый такой официальный бланк с водяными знаками и строгой печатью, разрешавший детям и сопровождающим бесплатно передвигаться на общественном транспорте, посещать спортивные мероприятия, а ответственным лицам предписывал оказывать нам полное содействие. Прям бумага кардинала Ришелье, выданная им миледи Винтер: "Всё, что сделал податель сего, сделано от нашего лица и по нашему указанию." Ну, почти...

Пришлось пойти на маааленькую такую хитрость: использовать этот документ для прохода в культурно-развлекательные организации столицы. А что? Не ко́рысти же ради. Детей сразу предупредили: если на входе возникают вопросы, вы детдомовские из Серпухова! А сами - морду кирпичом и, размахивая доку́ментом с печатью, прокладываем путь мимо вахтёров и охранников. Так мы побывали много где, в том числе и на территории Кремля. Правда, экскурсии приходилось проводить самим. В Кремле вокруг наших ребят даже собралась приличная такая толпа, пока мой приятель и, по совместительству, директор лагеря увлечённо ораторствовал насчёт царя-пушки и царя-колокола: сказался опыт проведения уроков москвоведения (был тогда такой в школах).

В общем, развлекались, как могли, и вот в последний день, не зная уже куда податься, решили: а поедем в зоопарк!

Московский зоопарк. Фото из открытых источников
Московский зоопарк. Фото из открытых источников

Блестящая идея. Ага. Не учли только, что там летом полно народа и экскурсию провести не получится. А с нами без малого полсотни разновозрастных балбесов, удержать которых возле себя в течение нескольких часов сродни подвигу Геракла: мы ж не папа с мамой! Пришлось коротко, пока никто не разбежался в разные стороны, распорядиться (не повторять - опасно!): "Значит так, ждём всех на этом самом месте через два с половиной часа!"

Группа растаяла так же быстро, как тает снежинка на тёплой ладони. С нами остались лишь самые младшие. Было даже интересно, явится ли кто на условленное место в оговоренный срок? И знаете, что удивительно? Пришли все, даже старшеклассники, которые вполне могли свалить самостоятельно по своим делам или просто домой! На наш недоуменный вопрос "А вы-то чего?" они удивились не меньше нашего: "Так вы же сами сказали, что встречаемся здесь!" Мой приятель тогда незаметно пихнул меня в бок, мол, вот он - авторитет! А я подумал, что, пожалуй, злоупотреблять им не стоит, но гордость испытал да и от сердца отлегло. И вообще настроение моё резко взлетело: лагерь на этом всё, впереди маячит долгий учительский отпуск. Наконец-то!

Если б я знал, какой головняк предстоит нам со сдачей отчёта о потраченных безналичных средствах, то так не радовался бы... Но это уже совсем другая история.