Найти в Дзене
Мир в его многообразии

Туннель Веспасиана-Тита: самый большой подземный водоотвод в Римской империи

На протяжении семидесяти лет тысячи пленных иудеев в наказание за свою тягу к свободе пробивали в скальной породе протяжённый туннель, чтобы уберечь Селевкию Пиерию от регулярных паводков. Огромный подземный туннель, сохранившийся практически в первозданном виде, поражает масштабами своего исполнения и производит мрачное впечатление, по сути, являясь памятником, посвящённом жертвам рабства эпохи Древнего Рима. Впрочем, обо всём по порядку. Селевкия Пиерия - главный порт античной Сирии Маленькая турецкая деревушка Чевлик, расположенная на берегу Средиземного моря, является малоизвестным местом для отдыха даже для турецких граждан. Однако по насыщенности своей истории Чевлик может дать фору даже крупным известным городам. В древности на месте деревни располагался самый большой порт государства Селевкидов - Селевкия Пиерия. Город был основан в 300 году до нашей эры Селевком I Никатором, одним из ярких полководцев Александра Македонского. Город-порт возвели вокруг удобной гавани, расположе
Оглавление

На протяжении семидесяти лет тысячи пленных иудеев в наказание за свою тягу к свободе пробивали в скальной породе протяжённый туннель, чтобы уберечь Селевкию Пиерию от регулярных паводков. Огромный подземный туннель, сохранившийся практически в первозданном виде, поражает масштабами своего исполнения и производит мрачное впечатление, по сути, являясь памятником, посвящённом жертвам рабства эпохи Древнего Рима. Впрочем, обо всём по порядку.

Селевкия Пиерия - главный порт античной Сирии

Маленькая турецкая деревушка Чевлик, расположенная на берегу Средиземного моря, является малоизвестным местом для отдыха даже для турецких граждан. Однако по насыщенности своей истории Чевлик может дать фору даже крупным известным городам. В древности на месте деревни располагался самый большой порт государства Селевкидов - Селевкия Пиерия. Город был основан в 300 году до нашей эры Селевком I Никатором, одним из ярких полководцев Александра Македонского. Город-порт возвели вокруг удобной гавани, расположенной у горы Нур, прикрывавшей поселение от северных ветров. Удачное расположение между горами Нур и Кассиуса, а также близость судоходной (в то время) реки Оронт быстро превратили Селевкию Пиерию в большой процветающий город с самым большим портом всего Восточного Средиземноморья.

О масштабах города свидетельствуют данные археологических исследований. Площадь гавани составляла 16 гектаров, вокруг которой раскинулся Нижний город, обнесённый стеной протяжённостью 12 километров. Над Нижним городом возвышался Верхний город, но уже без крепостных стен, ввиду природной защищённости отвесными скалами. Город имел право чеканить собственную монету и долгое время оставался самостоятельным и неприступным, несмотря на военные потрясения в государстве Селевкидов, где даже соседняя Антиохия-на-Оронте периодически меняла государственную принадлежность.

В христианском мире Селевкия Пиерия больше известна как порт, куда причалили Апостол Павел и Варнава, направлявшиеся с миссией в христианскую общину Антиохии-на-Оронте. К сожалению, после мощного землетрясения в 526 году город сильно пострадал и обезлюдел. Лишь удобная гавань по-прежнему использовалась для нужд очередной партии захватчиков земель исторической Сирии.

Самый большой туннель Римской империи

Наивысшего расцвета Селевкия Пиерия достигла, будучи в составе Римской империи, при императорах Диоклетиане и Констанции, расширивших гавань для нужд римского флота. Однако первые шаги по укреплению и облагораживанию города были предприняты императором Титом Флавием Веспасианом ориентировочно в 70 году нашей эры. Дело в том, что город-порт часто страдал от разрушительных паводков в весеннее время, и сильной засухи в летний период. При этом во время поводков возникала угроза разрушения объектов городской инфраструктуры, а гавань заиливалась. Не желая более мириться с капризами природы, римские инженеры разработали уникальный проект по созданию гидротехнической системы, включающей создание комплекса каналов, плотин и огромного подземного туннеля.

Для реализации столь грандиозного проекта требовались рабочие руки в большом количестве. Учитывая продолжавшуюся Первую Иудейскую войну, Веспасиан нашёл быстрое решение возникшей проблемы: захваченные в плен евреи отправлялись на стройку в Селевкию Пиерию. Общее количество задействованных в строительстве рабов еврейского происхождения неизвестно, однако, учитывая масштабы и сроки строительства, счёт идёт на тысячи людей.

Активная фаза строительства пришлось на период правления Тита Флавия Веспасиана (69-79 гг. н. э) и его сына и полного тёзки Тита Флавия Веспасиана (79-81 гг. н. э.). Отчего сооружение и получило название "туннель Тита-Веспасиана". Но в научной литературе его именуют "туннель Веспасиана-Тита", потому что строительство было завершено во время правления императора Тита Антонина Пия в 140 году нашей эры. В итоге получился грандиозный комплекс гидротехнических сооружений протяженностью 1300 метров, включающий в себя:

  • Плотину для отвода воды ручья впадающего в гавань. Плотина представляет собой каменное сооружение высотой 16 метров, шириной 5 метров и длиной вала 49 метров. Высота достигает 44,3 метра над уровнем моря;
  • Подводящий канал. Открытый канал прямоугольного сечения вырытый в известняковой породе;
  • Первый участок туннеля или туннель I, имеет подковообразное поперечное сечение шириной 6,3, высотой 5,8 и длиной 90 метров. Подковообразное сечение меняется на почти прямоугольную форму через три метра после входа;
  • Промежуточный канал шириной до 5,5 метров, длиной 64 метра и глубиной 30 метров;
  • Второй участок туннеля, или туннель II, длиной 31 метр. Его вход имеет прямоугольное поперечное сечение шириной 7,3 м и высотой 7,2 метра. Выход имеет трапециевидную форму с шириной основания 5,5 и высотой 7 метров. Общая длина двух участков туннеля составляет 121 м. В левой стене туннелей имеется небольшой канал для отвода родниковой воды, вырубленный в скале шириной 0,4 и высотой 0,3 метра. Вскоре после выхода из второго отрезка туннеля канал пересекает арочный мост высотой 4,5 шириной пролета 5,5 метров;
  • Отводной канал. Являлся основным каналом и имеет прямоугольные поперечное сечение. Ширина варьируется от 3,8 до 7,2 метров, высота - от 3,7 до 15 м. Длина составляет 635 метров. Пропускная способность системы составляет около 70 кубических метров в секунду. Сейчас по части канала пролегает пешеходный маршрут, но некоторые его наиболее глубокие участки закрыты для посещения.

В настоящее время комплекс используется местными крестьянами для подвода воды к своим земельным участкам.

Колыбели некрополя

Учитывая количество погибших от изнурительного труда людей, вдоль трассы гидротехнического сооружения разрослось солидное кладбище. Вперемешку с могилами рабов встречаются поистине впечатляющие погребальные комплексы местной знати, вырезанные в скальной породе. Среди местного населения некрополь, расположенный недалеко от арочного моста, известен как "пещеры Бешикли", что в переводе с турецкого означает "колыбель".

Подобное название удивления не вызывает, так как действительно гробницы аккуратно вырезаны в толще скалы и, словно люльки, нависают друг над другом. Как сами саркофаги, так и помещения вокруг них богато декорированы. До сих пор можно рассмотреть формы в виде завитка устричной раковины или ветви плюща. Но более всего поражают колонны, исполненные в ионическом ордере, на капителях которых просматриваются кресты, помещённые в круг.

К сожалению, некрополь сильно пострадал отнюдь не от землетрясений, а от рук вандалов и расхитителей гробниц. Когда в 1934 году приступили к археологическим изысканиям на территории некрополя, учёным не удалось обнаружить даже одно целое захоронение.

Чтобы осмотреть все достопримечательности древнего города Селевкия Пиерия, одного дня будет недостаточно. К тому же Чевлик, располагающийся среди руин древнего порта, может похвастаться протяжённым песочным пляжем, тянущимся почти до самой границы с Сирией. Даже в летний период пляж практически безлюден, причём настолько, что по нему без опаски смело разгуливают глазастые крабы.

Рубрика "Путешествие по Турции":

______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!