Найти тему
Мир в его многообразии

Где в Пергаме "престол сатаны"

Наследник Трои, соперник Афин, центр язычества Римской империи - вот далеко не полный перечень характеристик древнего Пергама, который более известен как родина пергамента - специально выделанной кожи для письма используемый в качестве альтернативы запрещённого к вывозу из Египта папируса. У ранних христиан Пергам не вызывал положительных эмоций и печально прославился как место, где находится "престол сатаны". До сих пор точно неизвестно, что в Библии подразумевалось под престолом: реальный объект или пример очередного символизма. Впрочем, обо всём по порядку.

Пергам в первую очередь ассоциируется с потрясающим театром времён императора Адриана и вмещавший 10 000 зрителей. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"
Пергам в первую очередь ассоциируется с потрясающим театром времён императора Адриана и вмещавший 10 000 зрителей. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"

Родина Зевса

История Пергама сложна и невероятна запутана и разных научных трудах встречается довольно противоречивые данные по истории и мифологии города. С одной стороны, задолго до основания города на месте Пергама люди селились на протяжении последних 5000 лет, а с другой первые упоминания о городе относятся только к VIII веку до нашей эры, при этом пергамцы были уверены, что их город основал сын Андромахи Пергам от её первого брака с братом Гектора Геленом. После падения Трои Пергам перебрался в Малую Азию, где на конусовидной горе c отвесными склонами основал хорошо укреплённый город. Таким образом, история основания города отодвигается до XII века до нашей эры.

Пергамцы скромностью не отличались и стремясь превзойти своих соперников в греческом мире - афинян, придумали дополнение к греческой мифологии в виде уточнения места рождения верховного божества Зевса, который появился из утробы титаниды Реи именно на Замковой горе Пергама. Поэтому неудивительно, что в Пергаме был особенно популярен культ Зевса, его супруги Геры, сына Асклепия. Лишь в настоящее время учёные с уверенностью утверждают, что самые древние свидетельства культа, а значит и "рождения" Зевса, были обнаружены на горе Ликеон в Аркадии. Здесь возраст самого первого алтаря посвященного Зевсу насчитывает 3400 лет.

Наиболее достоверные сведения о Пергаме относятся к IV веку до н. э. и связаны они с возведением цитадели военачальников Александра Македонского Лисимахом, который после смерти великого полководца решил обустроить здесь для себя царственную обитель и надёжно укрыть свои сокровища в виде 9000 талантов золота. Заведовать золотом было поручено евнуху Филетеру. Во время восстания вспыхнувшего против владычества Лисимаха в 283 году до нашей эры, Филетер решил не впускать в цитадель своего недавнего господина, таким образом захватив власть. Именно Филетер и считается основателем династии Атталидов и первым царём Пергамского царства.

Макет акрополя Пергама на территории археологического комплекса
Макет акрополя Пергама на территории археологического комплекса
Учитывая тот факт, что Филетер продолжать свой род напрямую не мог, то престол он решил завещать своему племяннику Эвмену I, при внуке которого Эвмене II Пергамское царство достигло такого расцвета, что современники взахлёб рассказывали о мудрости своего правителя, а гости города наперебой делились впечатлениями об увиденных ими новых достопримечательностях Пергама.

Атталиды преследовали цель догнать и перегнать Афины превратив Пергам в духовный центр всего греческого мира. Для этого город окружили высокой крепостной стеной, создали огромную библиотеку с редчайшими книгами (200 000 рукописей, вторая после Александрийской), открыли учебные центры, строили храмы посвящённые всем крупным греческим божествам. При Эвмене II акрополь Пергама в два раза превосходил по площади и убранству акрополь Афин, казалось, ещё чуть-чуть и сама богиня Афина покинет свой любимый город и переедет в Пергам.

Последний из династии Атталидов Аттал III видя растущую мощь Римской республики решил по принципу президента Эмиля Гаха тихо сдать (завещать) своё царство Риму, будучи уверенным, что римляне доведут реализацию идеи Атталидов до совершенства. Однако глупость внебрачного сына Эвмена II Аристоника Пергамского провозгласившего себя Эвменом III и не захотевшего передавать царство Риму привела к серии войн пергамских городов против наглеца и против Рима одновременно. В конечном итоге Аристоник проиграл, а Пергам был лишён статуса вольного города.

Центр язычества

В последней книге Библии, Откровении (Апокалипсисе) апостола Иоанна Богослова, содержится упоминание о Пергаме, где находится некий трон (престол) сатаны:

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа". (Откровение 2:12-13).

Апокалипсис был написан во время правления императора Домициана ориентировочно в 95 году нашей эры и был адресован христианским общинам семи городов Малой Азии, среди которых выделяются Пергам, Эфес и Смирна. В этот период первые христиане подвергались сильному прессингу со стороны Римской империи, в которой повсеместно распространялся культ обожествленного римского императора в честь которого возводили величественные храмы. При этом, все подданные необъятной империи были обязаны участвовать в языческих мероприятиях посвящённых императору. Учитывая позицию учения о едином Боге и принцип "не сотвори себе кумира" христиане не имели морального права принимать участие в подобных церемониях, за что рассматривались властями как потенциальные предатели и подвергались санкциям вплоть до публичной смертной казни. Особенно преуспели в гонениях на христиан в Пергаме, далеко обогнавшего в подобных мероприятиях Рим.

Пергам был языческим центром Римской империи. Прежде всего, здесь особо почитали Зевса, Геру, Афину, Диониса и Асклепия. Но отметился город именно как важное место почитания римских императоров, которые любили наведываться в Пергам, чтобы поправить своё здоровье в знаменитом Асклепионе. Самый первый храм в Малой Азии посвящённый римскому императору был возведен именно в Пергаме в 29 году до нашей эры и был посвящён императора Августу. В дальнейшем, подобные храмы построили в честь императоров Траяна, Септимия Севера, Адриана. По всей видимости, Антипа Пергамский упоминаемый в Откровении мученически погиб именно за свой отказ от участия в церемонии жертвоприношения и поклонения обожествлённому императору.

Таким образом, христиане Пергама действительно находились в сложной обстановке серьёзно рискуя своей жизнью. Здесь любопытным представляется утверждения некоторые исследователей Библии, что апостол Иоанн в своём Апокалипсисе преследовал цель не запугать своих духовных братьев и сестёр картинами скорого конца мира, а наоборот, приободрить их в надежде на скорое и справедливое завершения существующей системы. Ибо страдания верных делу Иисуса Христа приближает победу Агнца.

Где именно в Пергаме находится "престол сатаны"

Как указано в Откровении, в Пергаме находился не только сам престол, но и сам сатана здесь проживал. Большинство исследователей считают, что под сатаной подразумевалось сила воплощённая в мощи Римской империи противостоящей Богу. Если говорить о конкретном персонаже, то это был непосредственно римский император Домициан и проконсул римской провинции Азия, чья резиденция располагалась в Пергаме. Главы римских провинций являлись активными проводниками идеологии империи на вверенных им территориях. В частности, проконсул Вифинии и Понта Плиний Младший в своём послании императору Траяну в начале II века нашей эры жаловался на стремительное распространение христианства вследствие чего языческие храмы теряют доход из сократившегося объёма жертвоприношений, в связи с чем просит Траяна принять экстренные меры, что привело к ужесточению политики государства по отношению к христианам. Как видим, не только один император был виноват в преступных деяниях против инакомыслящих, но в целом, прослеживается государственная система преследующая не только идеологические, но прежде всего экономические цели, ведь с христиан много денег не возьмёшь.

Образы, которые рисует апостол Иоанна в Откровении более чем символичны, но аналогии которые он проводит между городом и "престолом" наводят на мысль, что явно какой-то объект Пергама произвёл весьма тягостное впечатление на апостола и вдохновил на присуждение нехорошего статуса реально существующему объекту.

Если изначально предполагалось, что это был один из храмов посвящённых римскому императору, особенно указывалось на храм Траяна с площадки которого туристы любуются театром, то результаты археологических раскопок проводившихся на протяжении последних 20 дают основания указывать на другой, более известный объект - пергамский алтарь Зевса.

Что нашли под алтарём Зевса

Алтарь Зевса был построен на акрополе Пергама и считался одним из чудес света, величайшей скульптурной композицией античного мира. Алтарь был воздвигнут в 186 году до нашей эры в ознаменовании победы пергамцев над галатами и представлял собой строение в виде мраморного прямоугольника поперечником 34 на 36 метров с колоннадой и высоким цоколем. Алтарь примечателен горельефным фризом вытянувшегося вдоль цоколя на 120 метров. На фризе изображена "Гигантомахия" - сцена борьбы олимпийских богов с титанами на Флегрейских полях.

Карта Пергама. В красном кружечке под цифрой 13 отмечен алтарь Зевса. Фото с информационного стенда в археологическом комплексе
Карта Пергама. В красном кружечке под цифрой 13 отмечен алтарь Зевса. Фото с информационного стенда в археологическом комплексе

Непревзойдённое по красоте произведение искусства пришло в упадок с расцветом христианства, а после и вовсе было разрушено. Лишь в 1870-х годах, благодаря немецкому археологу Карлу Хуману были обнаружены фрагмента алтаря, которые бережно собрали и отправили в Германию, где в течение многих лет жертвенник, словно мозаику, собирали по фрагментам и только в 1930 году его почти в первозданном виде смогли увидеть посетители специально созданного в Берлине Пергамского музея. По итогам Великой Отечественной войны, алтарь перевезли в Ленинград, где он экспонировался в Эрмитаже до 1958 года, пока обожающий раздаривать земли и имущество Н. С. Хрущёв не принял решение вернуть Германии памятник истории в качестве жеста доброй воли. К счастью, с горельефов алтаря сделали гипсовые слепки, которые можно увидеть в главном зале Музея прикладного искусства в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академия им. А. Л. Штиглица.

Назначения алтаря Зевса в Пергаме до сих вызывает споры в научном сообществе. Одни исследователи полагают, что это был памятник в ознаменование победы над галатами, а другие уверены, что это крупный жертвенник, что подтверждается обилием керамики и фрагментов костей животных обнаруженных на месте алтаря. Более того, предполагается, что здесь тайно устраивали и человеческие жертвоприношения, ведь изначально практикующие культ Зевса этим и занимались в Аркадии. Вторым немаловажным фактом является восприятие христианами изображённых на горельефе богов. Если изначально множество богов которым приносились жертвы назывались "даймонами", то есть "божественными созданиями", то уже в эпоху деятельности апостолов даймоны трансформировались в демонов которым греки и римляне приносили жертвы. В соответствии с этой логикой, Зевс ассоциировался с сатаной, главой изображённых на горельефе демонов, при этом алтарь доминировал над южным склоном акрополя Пергама, а согласно древней традиции, все важные божества непременно восседали на высокой горе: Зевс на Олимпе, Яхве на Сионе, Ваал на горе Зафон.

Восхождение на акрополь. Как попасть в Пергам

Ныне Пергам это турецкий город Бергама, в который удобнее всего попасть из Измира на городском транспорте. Акрополь древнего города прилично раскопан и есть возможность рассмотреть наиболее значимые объекты. Учитывая высоту и крутизну склонов горы немногие отважатся топать пешком к её вершине, но это того стоит, ибо двигаясь по спирали вокруг горы можно рассмотреть множество интересных объектов. В качестве альтернативы трудному восхождению можно рассмотреть фуникулёр из кабинки которого открывается виды на восточный склон горы. Стоимость проезда на фуникулёре в один конец 30 лир, а в обе стороны - 50 лир. Вход на территорию археологического комплекса - 60 лир.

Особые примечания. Акрополь настолько огромный, что лучше приходить ранним утром и не ограничиваться осмотром театра и храма Траяна. Множество дорожек ведущих вниз приведут к гимназию, храмам Геры и Афины, особнякам с римской мозаикой и множеству других объектов. Поэтому, лучше остановится в Бергаме на 2-3 дня, чтобы иметь возможность наиболее полно изучить исторический Пергам, Асклепион, Красную базилику и другие достопримечательности города. Учитывая то, насколько жарко летом в Пергаме, лучше посетить город весной или осенью.

Рубрика "Путешествие по Турции":

______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц