Найти тему
Катехизис и Катарсис

L’Inconnue de la Seine: идеал красоты

"В без конца замирающих струнах
Слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
Всех бледней и пленительней ты."

Это Владимир Набоков обращается к женщине своеобразной судьбы, в самом деле - одной из самых знаменитых утопленниц в истории. Порой люди входят в историю очень странным образом...

Так и случилось и молодой девушкой, тело которой в самом конце 1880 года было обнаружено в Сене, в самом центре Парижа: там, где сейчас набережная имени Франсуа Миттерана. Личность погибшей установить не удалось. Поскольку никаких следов борьбы на теле не имелось, полиция логично предположила, что девушка совершила самоубийство.

Уж что её толкнуло на подобный шаг, мы не знаем. Но интересно в истории другое. Судмедэксперту девушка показала очень красивой (на эту тему с ним, в общем, поспорить трудно), и он решил сделать посмертную маску.

И вот тут начинается история того, как гипсовый слепок лица безымянной утопленницы, до которой едва ли кому-то было дело при жизни, стал настоящим культурным феноменом во всей Европе.

Всего-то нескольким известным литераторам хватило написать что-то о загадочной красоте "Незнакомки из Сены", как реплики маски вошли в моду: сначала во Франции, потом повсюду. Слепок, вполне серьёзно, сравнивали по эффекту на зрителя с Джокондой.

Аль Альварес в своём известном труде The Savage God написал:

"Целые поколения немецких женщин во внешности ориентировались на неё. L’Inconnue de la Seine стала эротическим идеалом для эпохи - как Бриджит Бардо для 1950-х годов. Так же Элизабет Бергнер подражала ей. L’Inconnue de la Seine была окончательно смещена как парадигма только Гретой Гарбо."

С лица утопленницы даже скопировали дизайн тренажёра Resusсi Anne, созданного для отработки приёмов спасения. Вот уж судьба, так судьба: зайти в жизни в тупик, из которого найдётся лишь один выход - чтобы после смерти стать просто-таки предметом поклонения.

Читая о чём-то подобном, особенно хочется верить с загробную жизнь - а конкретно, в то, что хотя бы некоторые люди могут увидеть, что сталось после их смерти.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат