Приазовье. Это так близко и так рядом, однако в отличие от просторов Донбасса мне не удавалось поколесить степями Приазовья после того самого 14го года. А рассказать есть что. В кружеву рассказа о приазовских богатствах вплету-ка я события одного из былых походов, совершенного ещё в мае 2010 года, нанизывая на его маршрут описание самоцветно-каменных богатств края.
Для начала, должно отметить, что в отличие от большей части Донбасса почти вся территория Приазовья, по жизни такая близкая, оказалась стремительно далёкой. Возникли преграды не дающие возможности свободно проехать и на длительное время Приазовские степи выпали из сферы достижения. Посему для меня эти края оказались недоисследованными, но не менее родными и любимыми. Хочется верить, что еще удастся наверстать упущенное. А за сим вернемся в 2010-ый год.
Тогдашний состав участников: Федор (ака Irbis), Женя ведомый аки Шляпа ну и, собственно, я. Опыта я тогда имел поменьше, чем ныне, да и знаниями не так отягощён, но было как было.
Точных привязок не знающи, рассчитывали найти всё на месте, вооружившись лишь учебником «Минералогия Донбасса» под редакцией Е.К. Лазаренко. Это, конечно не путь из «варяг в греки» по школьным контурным картам и по пачке папирос "Беломор-канал", но примерно из той же серии. (Кто не помнит на пачке "Беломора" была изображена карта западной части СССР).
Каким образом мы опять оказались на карьерах Октябрьского Щелочного массива в Дмитровке и Донском – не могу сказать. Честное слово, не собирались. Но местная каменная аномалия как магнит стрелку компаса притянула нас в очередной раз к себе, заставив немного уклонится от маршрута. Будучи одним из самых знаковых мест региона, вынесем это достойное пера месторождение в отдельную тему. https://dzen.ru/a/ZCB-o0h0aE1a3_35 Тем паче, что в тот раз мы туда и впрямь залетели подобно саранче быстрым аллюром, схватили чего успели и далее в путь.
Наша истинная цель Екатериновка. Это такое место, где еще в 1969 году Ю.А. Костенко обнаружил опал и по первОй месторождение даже рассматривалось как перспективное для добычи самоцвета.
В описываемые времена ездить по навигаторам было ещё не модно, мы пользовались настоящими бумажными картами. Я даже немного скучаю по тем временам. Проскочили мимо Хлебодаровки, упомянем об этой точке в конце рассказа.
Вот она, Екатериновка. Нельзя не влюбиться в это место. Вечерело, мы выкатились на берег водохранилища на речке Кальчик юго-восточнее села. Пейзажи потрясающи настолько, что у меня даже не получается подобрать соответствующих красоте слов. Приазовье весьма специфично и своеобразно. Здешняя степь даже визуально отличается от степи донбасской и виной тому именно геология. Если Донбасс покоится на древнем поднятом тектоникой осадочном чехле, представляя собой местность порой даже близкую к гористой, то скатывающееся к морю Приазовье более равнинно, но при этом повсеместно из степи вылазят древнейшие протерозойские и даже архейские гранитные останцы, весьма часто в виде эдаких грибов. Смотрится это дело очень даже заковыристо.
В тот вечер мы поставили палатку, не помню где раздобыли дров для костра, вероятно смотались за пару километров к ближайшей акациевой роще набрать сушняка. Зато помню невероятно звёздное небо.
А утром на поиски опалов. Вы когда-либо пытались искать что-либо зная лишь название населенного пункта? Не имея ни точных привязок, ни отчетов, ни геологических карт и даже не изучив предварительно спутниковые снимки? Вот…, а мы в тот раз именно так и поступили. Проследовали вдоль правого берега Кальчика чуть ли не до Малоянисоли. Причем это позже я разобрался, что там имеется весьма и весьма интересная медная минерализация, которую мы благополучно прошляпили, искали ведь опалы. К поездкам нужно готовится, однако.
Помнится где-то там я не заметил перекинутую поперёк грунтовки цепь и когда, медленно катясь, переехал её передними колесами, то попал в неожиданно-пикантную ситуацию. К этой цепи был привязан молодой норовистый бычок, который мирно спал в высокой траве и оттого не был замечен нами. Дернутая цепь его встревожила, и телёнок поднялся на ноги и отскочил, подняв тем самым и цепь под машиной, надежно стреножив нашего металлического коня. Идти дружить с бычком вызвался Федя. Что он ему рассказывал, сие мне не ведомо, но в итоге они договорились, Федя подвёл бычка ближе к дороге, так что цепь вновь провисла ...
Еще помню какое-то буйство местной фауны. Фазаны, куропатки и зайцы гуляли вообще не стесняясь ни нас ни парящих в высях хищных птиц. На одного зайца, вероятно зайчиху, я и вовсе наступил, не заметив в траве. Даже на знаю кто больше испугался заяц или я, когда из-под моей ноги выскочило нечто лопоухое и дало стрекача.
Постоянно что-то приключалось с Женей, впрочем, как обычно. Сначала он нашел какие-то дюже красивые бараньи рога, взял их с собой. Потом он в принципе решил потеряться, решил – сделал, и мы с Федей сбились с ног, пока его нашли. Когда нашли, то он был уже безрогим и побрёл обратно искать баранье украшение. Пришел через какое-то время вновь с рогами, но успев потерять молоток. Молоток мы нашли, однако рога заставили выкинуть. В итоге оказалось, что Женя не знает где его сумка с документами, деньгами, ключами от квартиры и любимой курительной трубкой. Это был самый жесткий квест дня. Удивительно, но и её мы нашли. А как же опалы спросите вы?
В какой-то момент мы поняли, что отодвинулись настолько далеко от села, что опалы будя они здесь точно не могли бы называться Екатериновскими. Вернулись обратно в населённый пункт. Главное здешнее предприятие УкрРосКаолин. Вот на этот самый каолиновый карьер мы и забрели.
Достаточно быстро туда прилетел местный директор и «арестовал шпиёнов», нас то бишь. В итоге оказался нормальный мужик, он нам и рассказал про «где искать опалы». По его наводке мы достаточно быстро спозиционировались, наконец мы на вожделенной точке. А ведь уже собирались плюнуть и убираться восвояси. Опал весьма споро пошёл. И даже дюже симпатичный.
Через какое-то время нас попытались заарестовать повторно, причем на сей раз милиция в лице местного участкового. Оказалось, что в его задачу действительно входит в том числе и охранять месторождение полудрагоценного камня от хищных старателей. Когда он понял, что мы не собираемся вывозить его отсюда в коммерческих объемах, не признавши в наших старательских работах хищного умысла, то разрешил поработать (на то он и власть чтоб не только запрещать, но и разрешать), однако просил не указывать эту точку в интернете, дабы не прибавлять ему ненужных хлопот. Рассказывал, как в недалёком прошлом обезвредил «банду» питерских браконьеров, приехавших ночью и работающих при свете фар. Честно говоря, я не очень понимаю, что именно там охранять, но у каждого своя работа. Удовлетворив опаловую лихорадку, двинулись далее на запад.
Несколько в стороне остался степной заповедник Каменные Могилы. Каменные Могилы – очень сильное место. Будучи школярами, году эдак в 1986 или 1987ом, мы ездили сюда самостоятельно. Долго добирались перекладными, где-то ночевали, потом очень долго шли пешком от ближайшей жд-станции. Егеря тогда сильно удивились как мы оказались здесь, сами. Провели для нас экскурсию. Наверное, именно тогда я впервые увидел гранитные лбы, выпирающие из степи всевозможными причудливыми изваяниям, и был до нельзя впечатлён.
Самое смешное, мы тогда понятия не имели про Каменомогильское пегматитовое поле, зато откуда-то слышали про какое-то тамошнее месторождение вермикулита. Но про него не слышали местные егеря и неуверенно показали пальцем направление. Вечерело, а нам же нужно было еще как-то выбираться, потому приняли на редкость странное решение: все идут в сторону трассы, забирая наши рюкзаки, а я и Вадим, схватив в руки молотки рванули туда бегом, дабы захватить образцов на всех. Вадим — это паренёк из нашей школы, который втащил нас всех в геологическую тематику, заразил камнем и с которым мы, по счастью, общаемся по сей день. Каково же было удивление каких-то мужиков с удочками, когда на них вылетели два подростка с молотками в руках с вопросом: «а где здесь вермикулит?». А затем мы на трассе пытались ловить попутки, чтоб уехать хоть куда-нибудь, в сторону любого населенного пункта, имеющего железнодорожный или автовокзал. Поскольку нас было много, то выезжали частями. Сильно удивились, когда встретились вместе на автовокзале Жданова, как тогда именовался Мариуполь. В итоге домой мы приехали глубокой ночью. Не знали мы тогда, ох не знали, что в Каменных Могилах в пегматитах встречались достаточно нарядные образца берилла, топаза, флюорита и других минералов.
Пока я рассказываю Феде и Жеке своё детское воспоминания, мы продолжаем свой путь, наматывая километры на колеса моей машины. В душе не чаю как столько событий уместилось в один световой день. Бывают такие. Теперь наша цель Зеленая Могила. Ориентир село Елисеевка. Как обычно проскочили мимо некоторого количества гранитных карьеров и обнажений пегматитов. Чего не заскочили то?
Нас влекла путеводная звезда колумбита, некогда было отвлекаться. Ю.Ю. Юрк в своей монографии «Редкие минералы пегматитов Приазовья» пишет: «Колумбит обнаружен в пегматитах Зеленой Могилы, б. Сапатой около с.Елисеевки, в пегматитах с.Долинского …. Изредка образует отдельные кристаллы весом от нескольких килограммов до десятков килограмм». Это вовсе не опечатка. «Наиболее крупные его кристаллы в пегматите Зеленой Могилы были связаны с гранато-мусковитовыми гнездами в соседстве с кристаллами берилла, циртолита и ганита».
Также на этом карьере встречались довольно крупные кристаллы берилла и шерла, впрочем как и весьма неплохие гранаты. «Могила» в здешней топонимике означает курган. Однако вместо былого кургана ныне расположен карьер, надо отдать должное весьма живописный.
Въезд в него проходит через скальное ущелье, миновав которое перед взором предстаёт каскад затопленных карьеров с прозрачной до хрустальности водой.
Те, кто знает об этих местах используют их как место отдыха, с вытекающими отсюда кострищами и грудами мусора.
А меж тем бесконечный день подходил к концу. Палатка, костёр.
Некогда карьер работал на добычу слюды, крупными пластинами которой завалено пространство вокруг. Солнечные лучи отражаясь сотнями зайчиков от идеальных спайных поверхностей заставляют жмурить глаза.
Облазили весь карьер, нашли лишь какой-то достаточно бестолковый гранат. В одном из бортов обнаружились некие рудные зерна. Женя, воинственно объявив эти зерна как минимум колумбитом, начал штурмовать стену. Стоящие внизу мы с Федей в какой-то момент среагировали на непонятное движение и отпрыгнули в сторону, почти в тот же момент глыба массой поди в полтонны плюхнулась туда, где нас уже не было. Сверху долетело запоздалое «Поберегись!» и затем «Извините!». Можете догадаться какие слова полетели ему в ответку. Еще помнится там был весьма неплохой письменный гранит. Опять-таки задаюсь вопросом: почему было не набрать его и не наполировать пластин да не откатать шаров? Зерна минерала, который будучи еще в составе огромной глыбы пытался убить нас с Федей, я куда-то успешно посеял, так что теперь уж и не знаем был ли это колумбит или нечто совсем иное.
Бестолковость на бестолковости и список их еще не закончился. Как оказалось здесь же, в Елисеевке, помимо давно заброшенного слюдяного карьера есть вполне себе функционирующий, добывающий керамическое сырье - полевой шпат, а следовательно пегматит. «Балка Большого Лагеря» - вот как называется это месторождение. Лишь через три года по дороге в Крым мы с все тем же Женей исправили недоразумение и заскочили на карьер. Там же познакомились с его руководством и какое-то время поковырялись на нём.
Достаточно хороший гранат и смоляно-чёрный турмалин-шерл в белоснежно-белом кварце были нашей наградой.
Эх кабы не последующие события, то я бы тот карьер насквозь бы изучил.
Но и тогда мы спешили на Крым и время было ограничено, договорились о будущих визитах, кои, увы, не состоялись в связи с, назовём мягко, изменившимся геополитическим положением.
Третьим номером программы была Крутая Балка. Не менее знаковое литиевое и редко-метальное месторождение, расположенное недалеко от курортного Бердянска. В отличие от предыдущих точек здесь я бывал ранее. Правда тоже давненько, в далеком и прекрасном 1988 году. Тогда нас сопровождали кураторы из Донбассгеологии и среди находок были бериллы, турмалин-шерл, сподумен, андалузит, литиевый амфибол холмквистит, гранат-альмандин и ставролит. Естественно, последние два минерала никакого отношения к литиевым пегматитам не имели, а находились в гранат-ставролитовых сланцах ниже по течению балки.
Смахнув очередную слезу ностальгических воспоминаний, я вывел ребят к небольшому карьерчику с обнаженными породами. Женя в общем-то оказался прав, когда кинулся собирать исключительно холмквистит, в том числе и холмквистит-асбест.
Некогда, в 1964 году здесь, на Крутой Балки были обнаружены изумруды. Изумруд — это разновидность минерала берилл, имеющая густо-зелёный окрас, обусловленный изоморфными примесями хрома и/или ванадия. В то же время изумруд – это драгоценный камень, причем один из самых дорогостоящих. Для того чтоб бериллу быть изумрудом в минералогическом плане достаточно лишь содержать в своём составе какое-то количество хрома, но чтоб стать драгоценным камнем этот берилл помимо травяного цвета также должен обладать прозрачностью, что не так уж часто встречается у природных образцов.
Приазовские изумруды обладают цветом, а вот с ювелирной прозрачностью не задалось. Однако драгоценный камень первой группы это ведь не просто так, и посему в начале 1980-х годов были проведены поисковые работы силами Западкварцсамоцветов.
Резюмируя скажем, геммологам здесь на Крутой Балке делать нечего, в отличие от нас, любителей минералогии.
Место это стало достаточно знаковым и множество образцов, имеющих привязку «Крутая Балка» хранятся во всевозможных музейных собраниях и частных коллекциях. Сюда возили группы юных геологов во время сборов, также возили студентов геологических специальностей. Кому-то везло и находились хорошие кристаллы. Кроме недрагоценного изумруда здесь также встречались в гораздо большем объеме кристаллы обычного берилла.
Кроме берилла здесь, во брегах Крутой и соседней Собачьей балок, можно обнаружить достаточно оформленные кристаллы турмалина-шерла. Минерала, также любимого коллекционерами.
Минералогов систематиков явно заинтересуют уже упомянутый холмквистит. Относительно редкий литиевый амфибол. Удивительно, что во время геологических сборов на коих я присутствовал всё в тех же 1980-х годах, геологи Донбассгеологии уверенно называли эти амфиболы арфведсонитом. Естественно, что я слепо верил старшим наставникам. Получилось почти по Ильфу и Петрову, помните: «Вас обманули, Вам дали гораздо лучший мех! … Видите, как мех играет на солнце?» Да-да, весь арфведсонит «превратился» в гораздо более редкий холмквистит, чей синевато-фиолетовый «мех» играет в солнечных лучах.
И уж для совсем любителей систематики, здесь в 2005 году был открыт новый минерал симферит, который по сути является здешним эндемиком.
Ну и как, я уже упоминал, чуть ниже по течению балки наблюдаются классические ставролит-гранатовые сланцы. Если свезёт, то в делювии можно найти ставролитовые косые и даже прямые кресты. Конечно же им далеко до знаменитых собратьев из Кольских Кейвов, но тем не менее. Что-то наводит меня на мысль, что где-то там глубже есть и достаточно хорошего качества гранаты-альмандины.
Приазовье не зазря так называется. Море ведь рядом, прокатились значит-ца вдоль побережья. Если ехать из Бердянска в Мариуполь не по трассе, а вдоль побережья (есть там такая дорога), то очень живописное место можно наблюдать в месте впадения Берды в Азовское море. Множество водных царственных птиц - лебедей, цапель, бакланов и многая прочая. Невозможно оторвать взгляд. На Бердянскую косу мы не заскочили, но уж на Белосарайскую не удержались и заехали. Замечательно место Приазовье - вроде и камни собираешь, а вроде и море рядом, грех не искупаться. А пока мы нежимся в теплой морской воде можно вспомнить чем еще богаты здешние недра.
Главные минералы гранитов и пегматитов – полевые шпаты и кварц. Эти минералы уж точно нельзя обойти стороной. Ну хотя бы просто потому что это самые распространенные минералы земной коры. Почему-то никто особо никогда не вспоминает про эти минералы в контексте Приазовья. Из необычных полевых шпатов, пожалуй, следует упомянуть зеленый амазонит
Или же прозрачный голубоватый анортоклаз из Хлебодаровки. Еще одно интереснейшее и недообследованное место о чём позже.
Конечно же, достаточно много проявлений письменного гранита, помимо вышеупомянутой Балки Большого Лагеря.
Но это камни в общем-то обыденные, однако есть и более экзотические, способные заинтересовать и серьезных коллекционеров. Ну, например, Приазовский монацит - фосфат редких металлов - лантаноидов (церия, лантана, неодима, празеодима и т.д.). В принципе, монацит далеко не единственный редкометальный минерал Приазовья, но он кроме замудренного состава имеет еще и лицеприятный вид
Бастнезит и паризит, карбонаты висмута, всё тот же несостоявшийся приазовит, петалит, ферросилит, ганит, циркон и многое другое могло бы заинтересовать коллекционеров систематиков. Но для подавляющего большинства, конечно же, интереснее было бы найти Приазовский корунд. Почти рубин.
А как же группа кварца спросите вы? Да, безусловно он там есть, но дабы не раздувать текст эту тему вынесем в отдельную главу "Кварцевых историй".
А нам пора прощаться с теплым морем. Наше путешествие отнюдь не заканчивается, но далее мы едем на карьеры Стылы и Комсомольского, что выносит нас за Приазовскую карту в пределы южного Донбасса. Мы не смогли проскочить мимо Столовой Балки. Такое название носит ручеек, впадающий в Кальмиус в селе со знаковым названием - Гранитное. Гранитные останцы - столы, торчат тут и там посреди тишины ароматной степи.
Как-то приехав сюда в июле мы припарковали машину под раскидистым единственным деревом, это была белая шелковица увешенная тысячами ягод. Как правило жители центральных и северных регионов не знают это растение. Особенно им не знаком более редкий белый вид шелковицы, он еще слаще черной и в отличие от оной не пачкает руки и одежду. Попробуйте, и только ради одной этой ягоды вы будете приезжать на наши на юга.
А я обещал рассказать о том, как мы с Женей по дороге в Крым https://dzen.ru/a/Y7mK-3_FfF1dJ8Ws заскочили на Хлебодаровку.
Как обычно в своей легкости Женька расположил к себе директора карьера и через какое-то время нам был оформлен пропуск. Женя не был бы собой, если бы его интересовало что-то обычное. Ему понадобился ... биотит какого-то жутко редкого политипа. Я честно говоря, понятия не имею что там с политипами, но слюды оказались действительно забавные. Во первых, в некоторых случаях края кристаллов выглядят как-будто оплавленные, ну а во-вторых, они иризируют. Эффект вызван включениями титановых минералов рутила и ильменита и выглядит это более нежели забавно. Под разными углами блески вспыхивают в разных местах, это как эффект солнечного камня и даже круче.
Нужно было бы снять видео, но вместо него приведу несколько фотографий под разными углами одного и того же образца.
"Оплавленные" края кристалла слюды.
А всё же надеюсь, что еще доведётся вновь побродить по равнинам Приазовья вдыхая полной грудью неповторимый аромат степи, скатывающейся ковыльным ковром к Азовскому морю.