Безусловно сравнивать Октябрьский (он же Мариупольский) массив с великим минералогическим раем Хибин в полной мере невозможно и я ни в коей мере не требую для нашего маленького щелочного массивчика подобных лавров, но всё же и нам есть чем прихвастнуть в плане редкой систематической минералогии, да и не только. А кое-что у нас в Донецких степях встречается такое, чего нет в Хибинах и Ловозёрах, или уральских Вишневогорских и Ильменских массивах. Не вдаваясь глубоко в геологию и петрографию, замечу что неслучайно выбрал для сравнения эти знаменитейшие минералогические объекты, ибо все они имеют определенное сходство - это всё массивы сложенные щелочными породами.
История открытия и исследования массива - отдельная и весьма интересная тема и, пожалуй, я не буду здесь концентрироваться на ней. Достаточно отметить, что это место всегда вызывало некое трепетное отношение и даже пиетет у любителей камня. Впрочем, большинство камнелюбов сводило весь массив до размера всего одного карьера в районе удивительного посёлка Донское, расположенного в окрестностях Волновахи.
Удивительный он тем, что возник сразу после Великой Отечественной войны как городок при комбинате и первоначально сам посёлок носил название Циркон. "Я живу в Цирконе", - звучит, согласитесь. Да-да, здесь был первенец цирконовой промышленности СССР и карьер (Мазуровское месторождение) начинался, действительно, с добычи циркония и вечного его спутника гафния (вернее сказать еще в 1930-х годах здесь уже были карьеры работающие на нефелин, но этот факт история практически умалчивает). В 1967 году добыча циркона была свернута, но завод продолжал работу, выпускал какие-то засекреченные сплавы и при этом карьер время от времени продолжал работу.
А еще в этом удивительном посёлке абсолютно все жители знают про минерал циркон. До 2013 года здесь проходили ежегодные музыкальные фестивали с необычайным названием "Струны Циркона".
Там спокойно можно выйти в городской парк, окунуть руку в речушку и достать из донного ила блестящие дипирамидальные кристаллы этого минерала
Кристаллы имеют достаточно типичный для цирконов щелочных пород облик. Ровно такие же дипирамидальные коричневые кристаллы я встречал в Хибинах на Пике Марченко или в Ловозерах на знаменитом Вавнбеде.
Однако, масса любителей камня ехало на карьер в Донском не циркона ради и даже не ради редкого цериевого минерала бритолита
а за поделочной породой - мариуполитом. Большинство людей ошибочно называли и называют мариуполитом лишь цветную в голубоватых тонах содалита с оттенками розового или желтого канкринита породу. Да, это одна из разновидностей мариуполита, хотя все же типичный мариуполит выглядит как невзрачная серая зернистая масса (см. выше). Но людям приятнее называть красивым названием красивые вещи. Особенно пикантно звучало слово "мариуполит" во времена советские, когда на карте вместо "Мариуполь" значился "Жданов", историческое название как-бы законсервировалось до лучших времён в камне. А порода и впрямь достаточно симпатична.
На последнем фото мы явно видим кристаллы нефелина отороченные содалитом, канкринитом и шпреуштейном, белые массы полевого шпата - альбита и утопленные в нем темноцветные минералы - эгирин и биотит. Эгирин на месторождении образует довольно крупные кристаллы, порою интересные сростки в виде "солнышек" или в виде свободно растущей ваты.
А нефелин нередко проявляет эффект "лунного камня"
Из рудных минералов в мариуполитах можно обнаружить октаэдры магнетита и таблитчатые кристаллы ильменита, а также массу более редких минералов
В раздувах пегматитов встречаются вполне сформированные кристаллы цеолитов - столбики натролита, порою прозрачные, и изометричные анальцимы
Пожалуй, не имеет смысла перечислять все минералы. На щелочных массивах их всегда изрядно и химические формулы многих из них напоминают некие бесконечные ряды, содержащие помимо привычных химических элементов в изрядной доле цирконий, тантал, ниобий, церий и другие редкоземельные элементы.
В 1990-х годах минералогическое сообщество заинтересовал щебёночный карьер, расположенный в соседнем с Донском Дмитровке. Во-первых, тут обнаружился минерал - визитная карточка уже неоднократно упомянутых Хибин - астрофиллит и его марганцевый собрат куплетскит. Лучистый астрофиллит - классика кольской минералогии, как же я в детстве хотел иметь этот минерал, но на тот момент никто и не подозревал что собирать его можно прям под боком. Чаще всего визуально отличить астрофиллит от куплетскита абсолютно невозможно. Куплетскиты чуть более светлые, но и это не правило, зачастую образцы зональны и в одной и той же иголке могут быть обе фазы
Однако гораздо более редкими являются минералы группы перроита-цзиньшацзянита. Это во-вторых. Перроит был впервые описан в 1991 году в Канаде и тут же появиляется вторая точка в мире. Тот самый Дмитровский карьер дал миру лучшие образцы данного минерала. Для начала давайте разберёмся с названием. Открытый в Канаде минерал назван Perraultit и по-русски его именуют и перраултитом и перротитом, но фонетически он звучит всё же как перроит, беря своё франкофонское название от имени профессора Guy Perrault (Гай Перро), однофамильца знаменитого французского сказочника автора Красной Шапочки Шарля Перро. Всё-таки фонетически правильно - перроит. У данного минерала есть также марганцевый аналог с еще более труднопроизносимым названием цзиньшацзянит. Открытый в Китае в 1982 году, цзиньшацзянит лучшие свои образцы берёт из Швеции и опять таки с нашего Октябрьского массива. Изучением данных минералов занимались виднейшие российские учёные современности. Мне выпала честь пообщаться с некоторыми из них.
Зачастую отличить два минерала (как и в случае астрофиллита-куплетскита) визуально невозможно. Ситуация усугубляется тем, что исследования показали наличие и других минералов этой редкой группы, в частности бафертисита и хейтманита. В общем, как всегда с щелочными массивами всё сложно и запутанно, но чертовски интересно.
Из более приземлённых материй стоит отметить, что в пределах Дмитровского карьера встречается молибденит в хороших выделениях и опять таки циркон. Причем кристаллы последнего несколько отличны от привычных дипирамид из Мазуровой Балки (Донского), отличаются они наличием граней призмы.
Из видимых невооруженным глазом редких минералов также в Дмитровке достаточно много редкоземельного карбоната - бастнезита
Работать бы и работать на этом благодатном карьере
Но уже в 2012 году карьер на который ранее было весьма проблематично попасть превратился в прозрачнейший водоём со свободным доступом и ... затопленными минералогическими редкостями
Стоит упомянуть, что первый ученый, глубоко погрузившийся в местную специфику был выдающийся российский минералог Йосиф Августович Морозевич, работавший здесь в конце 19-го - начале 20-го веков. После революции, уже став польским учёным, Юзеф Морозевич продолжал изучать интересную для него тему. Это он первым описал новую щелочную породу и дал ей название "мариуполит".
Также Юзеф Морозевич (давайте всё-же будем называть его родным польским именем) в пределах массива описал три новых минерала, два из которых впоследствии были дискредитированы. Это ауэрбахит (циркон) и беккелит (бритолит-Се). Зато третий минерал существует и по ныне, речь идет об амфиболе Тарамит, названном по месту находки в балке Вали-Тарама. Сегодня это даже целая группа минералов.
Повторюсь, я умышленно не вдавался в минералогию и петрографию. Для тех кому интересно можно найти работы Ю.Морозевича, А.С. Гинзберга, Л.Ф. Айнберг и Б.М. Куплетского, а также современные статьи И.В. Пекова, В.В. Шарыгина и ряда других авторитетных и уважаемых авторов.