Сегодня уже четверг, а значит самое подходящее время разместить статью о происхождении этого бог (в конце станет ясно почему)…
Просто диву даёшься дикости цивилизованных на вид городских сумасшедших учёных, которые абсолютно не понимают мышление оторванные от сельских жителей, то есть глубинного народа, даже ездя по всей России в экспедиции и получая знания из первых уст буквально!
Такими, к сожалению, были Торопов с Ивановым, взявшие предание о бое громовержца Тора со змеем Йормунгандом и отождествивших с ними громовержца Перуна и… медведя Велеса. На эту тему уже неоднократно иронизировала незабвенная Баркова в публичных выступлениях на Культуре.
Причём, верно утверждение, что славянский Перун это и есть скандинавский Тор полностью, ибо функционал их полностью аналогичен (а это главный критерий подтверждение тождества в фольклора).
Но как можно отождествить волосатого (что подчёркнуто даже в имени божества Волос/Велес) с безволосым змеем? Это крайнее дилетантское невежество, ибо в фольклоре данные физические качества диаметрально противоположны: волосатость – признак здоровья, богатства, силы, безволосость же – немощи, бедности, слабости. По этому признаку деревенские красавицы по-прежнему мужей выбирают.
Также следует учитывать, никогда нигде не упоминается борьбы между Перуном и Велесом, у них было два независимых культа у людей с разными сферами деятельности: разбойники чествовали Перуна, а торговцы – Велеса.
О нём у нас есть статья. Но здесь изложим кратко и ясно, кто же такой он.
Культ поклонения медведю, сначала как первопредку…
…а затем уже божеству известен у марийцев, мордвы, манси, хантов, кетов, карелов, коми-пермяки и ещё многих народов не только России, но и мира. Это объясняется тем, что все племена, древности, жившие в лесах и промышлявшие охотой вынуждены были учитывать медведей, как хищников и задабривать их, что породило культы (детальнее там).
Но человечество не прекращало развиваться – леса начали вырубать и постепенно охотник становится… нет, вовсе не пахарем, а пастухом. Именно поэтому отряды схожи: охотник идя в лес оставлял медведю подношения, а пастух уже цивилизованнее – заключает сделку, отдавая корову в качестве оплаты, и назвал его лесным хозяином, или просто лешим (об этом здесь). А скот – это богатство. Тут уместна цитата из фильма «Прибытие»:
– А как Вы переведёте слово gaviṣṭi?
– Хочу больше коров.
В текстах Ргведы gaviṣṭi встречает часто. Например в мантре, обращённой к Индре, где упоминаются мужи, стремящиеся к лучшей доле (потому что взгляд на тождественность скота и богатства очень древний и присущ всем животноводческим культурам).
То есть по мере эволюции общества и появления цивилизации (от латинского civilis – «город»), коровы становится не только обыкновенной пищей, но и объектом торговли. Соответственно, купец, сам вообще не добывающий соболей и не разводящий коров, а лишь продающий, естественно заимствует обряды, а вместе с ними и покровительство уже отнюдь не обычного дикого хозяина леса, но культурного божества, которому принадлежит золото – эквивалент физической ценности зверей.
Всё предельно логично, последовательно и исторично.
А кем же был Перун?
Весьма вероятно, варяги принесли культ поклонения богу, победившему змея, пробравшись к славянам через дремучие леса ещё до призвания Рюрика (о котором выложен рассказ здесь).
Вера во вредоносность ядовитых змей (не морских только) уже была распространена повсеместно. Собственно поэтому Змей Горыныч – всегда главный злодей в сказках, былинах и преданиях (а вовсе не Кощей). В частности, близ Новгорода бытовал культ поклонения ему в отличии Ящера. Абсолютно также как варяги пришли к власти над городом, так и Перун, точь-в-точь Тор, символично убил местного гада, когда ему там был ему воздвигнут идол и место почитания стали называть, конечно же, Перынью (очень подробно об этом в статье).
Змеи вообще очень сильно привязаны в фольклоре к источникам вод.
Например, сербы, македонцы и болгары искренне считали, что змеи летучие Халы тучами повелевали и длинные хвосты с небес спускают, чтобы досуха озёра выпивать и тем засуху вызывать. Горыныч, решает сожрать Добрыню Никитича, когда тот омывается в Пучай-реке. Боязнь же гигантских подводных Шёурменов (Sjöormen), была одной из главных причин скандинавы украшали драккары головами морских змей, чтобы отпугнуть.
Для многих будет новостью, зафиксированной во множестве летописей, что варяги тождественны викингам, которые захватывали города по всей Европе. Да и князь Олег многократно ходил на Византию. А когда потребовалось заключить мир, воины его, клялись Перуном, а вот купцы, получившие особые привилегии, в частности, разрешение на беспошлинную торговлю и содержание из казны на полгода, клялись Велесом.
Если же снова воззриться на Перуна, то у него вообще не отыскать никаких отличий от Тора и… что забавно, Юпитера – коий был также молниеносным. С исторической точки зрения в этом неудивительно: центральные европейцы также заимствовали божество. У всех даже один день почитания – это четверг: соответственно у скандинавов Torsdag, у славян Peräunedån, у римлян Jovisdies.
А за ним какой? Пятница – день скандинавской Фрейи (в замужестве ставшей Фриггой), день христианской Прасковеи, а, значит, и день славянской Мокоши. О ней мы расскажем в грядущей статье!
Благодарим за прочтение!
(Вся информация для проекта взята из научных источников.)
П.С. (по секрету): вы можете поддержать наши исследования древнего фольклора и разработку на основе его полезных игр переводом на любую сумму (карта Сбера привязана к номеру 89510618361).
Мы бережём традиционные ценности и знания, раскрывая секреты древности через призму историчных гипотез.
#Актуально #Аутентично #Авторски!!!