Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Шарганская осмица – узкоколейка в Сербии, которая через горы уходит в Боснию

Оглавление

Шарганская узкоколейка когда-то была частью разветвленной сети узкоколейных железных дорог на Балканах. Сегодня это не более чем туристическая достопримечательность. Сербские железные дороги смогли сделать ее одним из самых посещаемых туристических мест в стране. Ширина колеи здесь – 760 мм.

Туристический поезд Шарагской осмицы на станции Ятари
Туристический поезд Шарагской осмицы на станции Ятари

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.

Название

Осмица – это по-сербски восьмерка. Дорога получила такое название, потому что траектория ее самой живописной части маршрута похожа на восьмерку. Поезд, поднимаясь в горы, дважды проходит одну и ту же точку на разной высоте.

Схема Шарганской осмицы
Схема Шарганской осмицы
Место на Шарганской осмице, где встречаются пути на разных уровнях. Фото: Darren Foreman / wikimedia
Место на Шарганской осмице, где встречаются пути на разных уровнях. Фото: Darren Foreman / wikimedia

Новая старая дорога

Дорога была построена в 1920-е годы. В 1971 году узкоколейку закрыли, а в 2003 восстановили и запустили в работу – уже как музейную. Интересно, что принадлежит дорога главному сербскому перевозчику – аналогу РЖД, который называется «Србија Воз». Российские узкоколейки (кроме детских железных дорог) в структуру РЖД не входят.

Шарганскую осмицу начинали строить дважды. Первый раз – в 1916 году – в составе других участков узкоколейки. Тогда даже вырыли длинный тоннель под холмом Буда, но сошел оползень, который пoхоронил около 200 рабочих – итальянских и русских пленных (тогда шла Первая мировая война). Говорят, русских было больше, чем итальянцев, но точное число погибших до сих пор не установлено. В память о них недавно построили православную часовню, которую прозвали Русской церковью. Дорога к ней выложена шпалами, а поручни сделаны из рельсов.

Русская церковь в память о строителях Шарганской осмицы
Русская церковь в память о строителях Шарганской осмицы

Маршрут

Поезда начинают движение от станции Шарган Витаси, где находится крупное депо.

Станция Шарган Витаси
Станция Шарган Витаси

Затем поезд постепенно спускается к поселку Мокра Гора – центральной станции маршрута, попутно проходя через пять мостов и 22 тоннеля общей длиной 5445 метров. Именно на этом участке поезд проходит знаменитую «восьмерку». Перепад высот составляет 354 метра.

Шарганская осмица в районе станции Ятаре
Шарганская осмица в районе станции Ятаре

По пути поезд делает четыре остановки. Первую – на станции Ятаре. Эта станция не существовала изначально и была построена при восстановлении узкоколейки. Здесь крупный разъезд, красивый вокзал, смотровая площадка и живописный водопад.

Вид на станцию Ятаре. Фото: Мария Гаврюшина
Вид на станцию Ятаре. Фото: Мария Гаврюшина
Поезд на станции Ятаре
Поезд на станции Ятаре

Следующая остановка – Голубичи. Эту станцию построил режиссер Эмир Кустурица для съемок фильма «Жизнь как чудо», я уже рассказывал о ней подробно. Буквально в нескольких сотнях метров отсюда есть небольшая платформа со смотровой площадкой. Поезд останавливается там тоже.

Поезд на станции Голубичи
Поезд на станции Голубичи

Наконец, спустившись с горы поезд прибывает в поселок Мокра Гора – конечную точку маршрута.

Поезд на станции Мокра гора. Фото: Мария Гаврюшина
Поезд на станции Мокра гора. Фото: Мария Гаврюшина

В 2011 году железную дорогу продлили дальше за Мокру Гору – в Боснию и Герцеговину, до города Вышеград (продлили опять же по старому маршруту узкоколейки). Рейсы в Боснию и Герцеговину организуют летом. Зимой поезда ходят по сокращенному маршруту Мокра Гора – Ятаре.

Станция Мокра Гора
Станция Мокра Гора

Подвижной состав

Как правило, поезда по Шарганской осмице ходят с тепловозами (румынскими).

Тепловоз L54H-098 на Шарганской осмице. Фото: Дмитрий Нестеров
Тепловоз L54H-098 на Шарганской осмице. Фото: Дмитрий Нестеров
-13

Но есть и несколько паровозов производства компании «Джуро Джакович». Один из них, который мне удалось сфотографировать, – 1949 года выпуска.

Паровоз 83-173 на станции Шарган Витаси
Паровоз 83-173 на станции Шарган Витаси
Заводская табличка Đuro Đaković на одном из паровозов
Заводская табличка Đuro Đaković на одном из паровозов

Вагоны все разные, но тоже исторические. На одном из них удалось обнаружить заводскую табличку 1924 года.

Пассажирские вагоны узкоколейки Шарганская осмица на станции Шарган Витаси
Пассажирские вагоны узкоколейки Шарганская осмица на станции Шарган Витаси
Заводские таблички вагона
Заводские таблички вагона

При этом все вагоны – абсолютно разные по планировке.

Атмосфера железной дороги

Шарганская осмица – большой железнодорожный мир. Здесь сохранились семафоры, деревянные шпалы, от которых пахнет креозотом, фонари на шлагбаумах, флюгарки…

-18
Семафор и тросы управления
Семафор и тросы управления
Окрестности станции Ятаре
Окрестности станции Ятаре
Жизнь узкоколейки. Фото: Мария Гаврюшина
Жизнь узкоколейки. Фото: Мария Гаврюшина
Кондуктор Шарганской осмицы. Фото: Мария Гаврюшина
Кондуктор Шарганской осмицы. Фото: Мария Гаврюшина
Станция Мокра Гора. Фото: Мария Гаврюшина
Станция Мокра Гора. Фото: Мария Гаврюшина

А окрестности узкоколейки – железнодорожный заповедник. Здесь на достаточно большой площади разбросано множество артефактов. Паровозы, вагоны-кафе, гостевые дома, украшенные соответствующей атрибутикой, рестораны с тематическими фотографиями, гостиницы на станциях… Есть даже другая узкоколейка (600 мм) и музей при ней.

Станция Мокра Гора
Станция Мокра Гора
Окрестности поселка Мокра Гора
Окрестности поселка Мокра Гора
Окрестности поселка Мокра Гора
Окрестности поселка Мокра Гора
Природный парк Златибор, окрестности поселка Мокра Гора. Фото: Мария Гаврюшина
Природный парк Златибор, окрестности поселка Мокра Гора. Фото: Мария Гаврюшина
Окрестности поселка Мокра Гора. Фото: Мария Гаврюшина
Окрестности поселка Мокра Гора. Фото: Мария Гаврюшина
Интерьер ресторана на вокзале станции Мокра Гора. Фото: Мария Гаврюшина
Интерьер ресторана на вокзале станции Мокра Гора. Фото: Мария Гаврюшина