Известность замечательному художнику Владимиру Паскину (1954-2008) принесла серия литографий «Память». Цикл этот отражал многие переосмысленные автором приметы 1980-х, в том числе и чернобыльскую трагедию. Но был там и удивительный лиризм «вне времени» - то, что, казалось, он хранил в душе с детства. Звездное небо, бескрайнее поле, клонящиеся к земле ветви яблони…
Всего этого много и в его более поздних работах. Единственное, чего (точнее, кого) часто не хватает – человека. Нет, присутствие его ощущается, но он остается «за кадром». И от этого еще пронзительнее выглядят все эти забытые деревеньки, пустынные берега, заброшенные родники в траве и старинные монастыри
Все это – впечатления от путешествий по русскому Северу. Друзья Паскина говорят, что он исходил его вдоль и поперек. И, кажется, времени в этих замечательных работах нет вообще. Метко написала о художнике и его мире искусствовед Капитолина Кокшенева: «…всегда есть внутренняя красочность бытия и отточенность смысла. Он не любит банальности и обыденности, а если уж какой предмет и попадает под луч его творческого взгляда, то он обязательно передаст хмель древности — передаст через лоскутное одеяло, и через колесо телеги, напоминающее солнце, или горделивого петуха, первым улавливающим рассветный луч; передаст через соломенную куклу, с которой тысячу лет играла деревенская девчонка».
А вы ощущаете этот хмель древности? Смотрите внимательно.