Первые участки вдоль этой части Камер-Коллежского Вала появились еще в 1830-е годы. Один из крупнейших участков, к середине XIX века поделенный на несколько частей, имел № 103.
К 1833 году он числился за титулярной советницей Ириной Николаевной Севенард, владевшей к тому времени знаменитым женским пансионом в доме Трейтера на Старой Басманной улице.
Ближе к концу XIX века нумерация владений поменялась и интересующий нас участок стал носить № 207.
На плане того времени Сокольничьей слободы, состоящей в Дворцовом ведомстве помимо самого владения № 207 можно увидеть будущий Лосинский проезд, сохранившийся до наших дней, а тогда еще безымянный.
Лосинский проезд - известен с начала 1910-х годов как Авдеевский проезд, вероятно по домовладельцу. В 1922 голу переименован по Лосиному острову.
К 1873 году владение принадлежит купцу 2-й гильдии Николаю Васильевичу Авдееву, гласному Московской Городской Думы, позже его сыну, купцу 2-й гильдии, личному почетному гражданину Авдееву Николаю Николаевичу, торговавшим скобяными товарами.
К 1902 году происходит очередное деление участка и одну из частей Николай Николаевич Авдеев продает Марии Николаевне Кудрявцевой.
Для удобства приведу примерное обозначение его границ на современной карте.
Новое владение носит № 249/103.
В ноябре 1908 года Мария Николаевна Кудрявцева подает прошение в Строительное Отделение Московской Городской Управы с разрешением выстроить два деревянных одноэтажных жилых строения по проекту архитектора Николая Прохоровича Матвеева.
Однако уже через несколько дней Мария Николаевна передумала и решила поручить строительство другому специалисту - классному художнику архитектуры Федору Васильевичу Рыбинскому.
Сложно сейчас определить, почему Кудрявцева передумала строить здания в своем владении по уже готовым чертежам архитектора Матвеева, но это ее необычное качество проявится еще раз через несколько лет, но об этом чуть позже.
К 1908 году относится и первый детальный план владения с обозначением существующих и предлагаемых к постройке зданий во владении М.Н. Кудрявцевой.
Примерно к этому же времени относится и первое фотографическое изображение владения Кудрявцевой. И связано оно с тем, что в начале XX века во владении Кудрявцевой располагалось возникшее в 1901 году Общество любителей лыжного спорта (ОЛЛС, родоначальник спортивного общества ЦСКА). Первым председателем ОЛЛС был Ф.В. Генниг.
В глубине участка видна постройка, возведенная по проекту классного художника архитектуры Ф.В. Рыбинского, а в правой части кадра фрагмент деревянной дачи, возникшей, вероятно, при Авдеевых, а может и еще раньше (расположение построек можно детально рассмотреть на размещенном выше плане владения 1908 года).
В 1911 году Кудрявцева задумала новое строительство со сносом части существующих построек, обратившись при этом к архитектору Александру Константиновичу Лабзину, но этим планам не было суждено реализоваться по неизвестным причинам.
А вот попытка со строительством в 1913 году увенчалась успехом. На этот раз непредсказуемая Мария Николаевна Кудрявцева обратилась к гражданскому инженеру Александру Устиновичу Зеленко (1871-1953).
Прошение на постройку двухэтажного деревянногно жилого дома было подано Кудрявцевой 29 мая 1913 года.
В прошении упоминается, что Зеленко проживает в Сокольниках на Оленьем валу в доме № 8а. Можно предположить, что именно у Кудрявцевой Зеленко и проживал, но подтверждение этому мне найти не удалось.
Для мастера такого уровня, которым являлся Зеленко, чертеж дома Кудрявцевой выглядит довольно просто. Ниже предлагаю ознакомиться с чертежами фасадов и планами этажей и разрезом (листайте!).
Но уже зная Марию Николаевну Кудрявцеву, мы понимаем, что на этом она не успокоилась))
Во время строительства здания по проекту А.У. Зеленко она подает новое прошение 28 сентября 1913 года, в котором изъявляет желание к вновь возводимому зданию пристроить четыре железобетонных террасы в два этажа каждая. Это очень нестандартное решение для возводимых в то время преимущественно деревянных и иногда кирпичных построек в частных владениях в Сокольниках. Передовые технологии возведения железобетонных конструкций при частном домостроительстве тогда использовалось довольно редко.
И обратиться в этот раз Кудрявцева решила снова к другому специалисту, а именно к архитектору Кузнецову.
Далее привожу чертежи фасадов, поэтажные планы и разрезы постройки с пристраиваемыми железобетонными террасами (листайте!)
Также привожу детальный чертеж пристраиваемых террас. На разрезе хорошо видно, что делается железобетонный каркас, а железобетонные перекрытия устраиваются по металлическим балкам при помощи сводов "Монье".
В 1917 году владельцем участка уже значится сам Александр Устинович Зеленко, по проекту которого было в 1913 году выстроено одно из зданий во владении.
Удивительно, но постройка сохранялась до 1970-х годов.
В 1920-е годы его нумерация, вероятно, менялась на некоторое время с 18 на 16. В 1925 году участок № 16 находился в аренде у ГЖД с 94 проживающими.
В 1927 году ясности с номером дома нет, поэтому привожу обнаруженных жителей и 16 и 18 домов, вдруг кто-то из старожилов вспомнит какие-то фамилии.
Дом 16 (этот адрес более вероятен):
- Богданов Николай Алексеевич, кв. 8, работал в Дорпрофсож сев. жд;
- Новизенцев Семен Федорович, кв.11, работал в ГЖД.
Дом 18 (этот адрес менее вероятен):
- Гуревич Борис Евгеньевич, кв.2, работал в НКТорг;
- Гуревич Минна Фом., кв.2, врач-педиатр в ясли № 36;
- Коробова Зинаида Васильевна, кв.4, работала в Сокольническом райсовете.
В 1930 году среди жителей дома числился:
- Никитин Федор Ананьевич, работавший в Госпромстрое;
И в заключении мне хотелось бы привести несколько фото дома из открытых источников, чтобы окунуться в атмосферу Сокольников 1940-1970-х годов.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!