Найти в Дзене

Завораживающие дух пейзажи и величественная архитектура на полотнах Максима Воробьёва

Оглавление

Согласитесь, архитектура прошлых столетий всегда завораживает дух, особенно если взглянуть на них собственными глазами. И сегодня, я бы хотел рассказать вам о художнике, который писал восхитительные виды российских и не только городов - Максим Никифорович Воробьёв, который занимает важное место в истории русской живописи и является наставником огромного поколения русских живописцев. Он - настоящий мастер в архитектурно-пейзажном стиле. Родился в 1787 году в семье вахтера академии художеств. В 10-и летнем возрасте поступает воспитанником в художественную академию, где тот начинает раскрывать свой творческий талант и делает большие успехи в области рисования, архитектуры, перспективе и пейзажной живописи.

Дуб, раздробленный молнией, 1842 год
Дуб, раздробленный молнией, 1842 год

Первые серьёзные работы

В 22 года, а именно в 1809 году Максим был назначен помощником для писания городов и оживления прекрасных пейзажей человеческими фигурами у пейзажиста и участника экспедиции для изучения исторических местностей России - Фёдора Яковлевича Алексеева. Поставленная задача была выполнена этими двумя художниками с невероятным успехом. В 1813–1814 годах Воробьев присутствовал при главной квартире Императора Александра I в Германии и Франции.

Вид Московского Кремля со стороны Устьинского моста, 1810 год
Вид Московского Кремля со стороны Устьинского моста, 1810 год

Путешествие в Палестину

В 1820 году, по поручению правительства, наш талантливый художник посещает Палестину, где тот вычертил, вымерил и зарисовал все главные места чтимые местными христианами. Всё выглядит со стороны довольно просто, если не одно но, все работы должны были выполняться в тайне от надзора местных мусульманских властей.

Помимо храмов и иных религиозных мест, Воробьев изображал на полотнах такие пейзажи, как "Виды Иерусалима" мёртвое море, а по пути в Палестину - виды Константинополя, острова Родоса, Смирны, Яффы и других городов.

Вид Иерусалима, 1820 год
Вид Иерусалима, 1820 год

Все эти материалы для будущих картин заключались в 90 листах акварельных работ, включая незаконченные эскизы и вполне готовые работы. Путешествие Воробьева к Святым Землям было совершено по приказу великого князя Николая Павловича, который желал, чтобы церковь Воскресения Христова, в Новом Иерусалиме, в окрестностях Москвы.

Вид на Константинополь, 1829 год
Вид на Константинополь, 1829 год

Возвращение в Петербург

После возвращения в Петербург, в 1832 году Максим написал картину "Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме" и в том же году - картину "Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении". Чуть позже заканчивает картину "Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения". В 1827 году Воробьев написал: "Восход солнца над Невой", "Мертвое море", жанровую картину "Вечер у арабского шейха Абу-Гоша, частное собрание", "Вид Смирны". Во время турецкой войны 1828 года Воробьев состоял при свите государя для рисования и писания этюдов по указаниям его величества. Плодом этого времени были, такие картины, как: "Вид осады Варны", "Взрыв Варны", "Вид Одессы" и "Корабль во время бури, на котором находился государь".

Вечер у арабского шейха Абу-Гоша, частное собрание
Вечер у арабского шейха Абу-Гоша, частное собрание
Восход солнца над Невой, 1830 год
Восход солнца над Невой, 1830 год

Период последних лет жизни

С 1840 года начинается печальный и самый болезненный период жизни художника. Потеряв в этом году горячо любимую жену, талантливый художник стал перерождаться морально в худшую сторону, впал в излишества, развившие в нем болезнь, от которой он скончался через 15 лет в 1855 году. Последние годы своей жизни он писал преимущественно итальянские виды, по этюдам, сделанным им в окрестностях Рима и Палермо, во время путешествия 1844–1846 годов.

Финансовую поддержку Воробьеву получал от заказов от Государя и других личностей из "Высшей лиги", был обеспечен пожизненной пенсией за успешное палестинское поручение и живопись для графа A.X. Бенкендорфа и М.С. Воронцова. Он часто делал копии своих известных картин по их просьбе. Однако в последние годы жизни художника последние его работы никому не были проданы, и значимая часть из них в конечном итоге разошлись по рукам после его смерти будучи разыграны в лотерею, которая не имела большого успеха. Главные картины Воробьева находятся во дворцах, в имении Фалль графа Бенкендорфа и в некоторых частных коллекциях, а в Эрмитаже есть его работа "Придел Голгофы". На сегодняшний день его работы не могут служить образцом или руководством, но в своё время Воробьев обучал многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов.

Приморский вид в Италии
Приморский вид в Италии