Найти тему

Многоликая бута.Орнаменты Азербайджанских ковров часть 5.

Несмотря на важнейшее значение креста в ковровом декоре, трудно говорить о его изначальном наименовании – такой вывод следует из экспедиционных данных В. Мошковой, непосредственно опрашивавшей мастериц. Помимо упомянутого кайкалак (хайкал, куй калла), ткачихи называли этот мотив по рисунку рогов – кучкорак (букв. баранпроизводитель), муйиз-нуска; в Азербайджане он также известен просто как дордбуйнуз (четыре рога). Известно также, что якуты, также исповедовавшие тенгрианство, называли этот крест харысхал (оберег) или кэриэс (завет). Еще одно ныне известное название – аджи, которое символизировало понятие Рум – «мир, откуда все берет начало и куда все возвращается».

Таким образом, крест кайкалак был символом бога неба Тенгри и одновременно своего рода космограммой, универсальной моделью гармоничного мироустройства в представлении номадов. Он вобрал в себя сразу несколько базовых понятий – Бог-создатель, Бог-Солнце, союз мужского и женского начал, сочетание которых весьма характерно для представления о дуальной организации миропорядка у кочевых племен, зарождение и развитие жизни (Умай), покровительство и защита. Получив широкое распространение, элемент стал общетюркским универсальным символом, вбирающим в себя жизнеутверждающие и охранительные понятия. В ковровом декоре тенгрианская космограмма могла выступать также как сильный оберег, благопожелание, символ плодородия и достатка, наконец, маркер принадлежности к ценностям этой религии. Судя по декору позднесредневековых узбекских ковров, тенгрианская символика была особенно актуальна для лакаев и кунгратов, красные вышитые паласы которых орнаментировались исключительно равносторонним крестом. У других родоплеменных групп крест с рогами в большей степени подвергся декоративной интерпретации.

Ковры из разных стран и различного дизайна и стиля, можно посмотреть и приобрести в нашей студии ковров Persepol.