Найти в Дзене
Белуджский ковер: самое важное ткачество восточного Ирана.Ткачество.
Белуджские ковры хорошо известны среди персидских ковров. Можно с уверенностью сказать, что это самые известные ковры восточного Ирана. Чтобы лучше понять предмет, мы должны изучить географию места. Несмотря на то, что Белуджистан считается основным местом обитания белуджских племен, исследования ковров предполагают, что существуют два центра белуджского ткачества. 1. Восточный Иран, такие провинции как Южный Хорасан и Разави Хорасан 2. Варамин, к юго-востоку от Тегерана. Похоже, что основные причины эмиграция племен белуджей и систани в северные части (особенно в Хорасан) – засуха и погодные условия...
2 года назад
Белуджский ковер: самое важное ткачество восточного Ирана.Происхождение белуджей.
Всмотримся пристально в историю удивительного народа – белуджей, чьи ковры являются самыми известными в Восточном Иране, – и попробуем понять, что скрыто за узорами и цветами этих уникальных предметов ткачества... Краткая история происхождения Белуджи – иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением. Исследователи полагают, что местом их происхождения являются Иран, Пакистан и Афганистан. За исключением тех, кто мигрировал в Европу и США, некоторые группы белуджей проживают в странах южной части Персидского залива...
2 года назад
Орнаментика и её смысл в традиции казахов.Часть 3.
«Хватаюсь за разные отрывки и нахожу между ними связь. Например, крепежные ленты бау, баскур. У казахов они бау, а у киргизов боо. Удав же на латинском Воа, все это приводит к образу змея. Интересно прочтение крепежной ленты акбау – на них традиция сохранила большое количество знаков-узоров. Когда разматываешь бау, видишь взаимосвязь с китайской письменностью, которая читается сверху вниз. Такие сходства удивляют. Понимаю, что нельзя изучать собственную культуру в отрыве от других культур, ведь все взаимосвязано...
2 года назад
Орнаментика и её смысл в традиции казахов.Часть 2.
Существует несколько методов и способов исследования орнамента. Имеется большой спектр изданий на данную тему. Он привлекает разных специалистов, в том числе тех, кто подходит к его изучению, опираясь на интуицию и рождаемые образы. Выводы таких исследователей всегда очень интересны. Именно к таким относится Дана Эрик, известный коллекционер казахских ковров. Ей доступно постижение сакральной составляющей казахского орнамента с опорой на лингвистику, народный фольклор, визуальный образ. Она умеет...
2 года назад
Орнаментика и её смысл в традиции казахов.
«Красота есть одеяние Истины.» Н. К. Рерих Содержание и весь этнический облик казахского народного искусства пронизан орнаментальной составляющей: во всем его богатстве и разнообразии композиционных форм, колорита, смыслового и символического значения. Орнамент, сконцентрировав в себе смысл и мощь определенных понятий, отражает знания, не облекаемые в словесные и письменные формы. Он сохранил в себе память о времени, когда люди воспринимали себя в единстве с природой, когда Космос естественно входил в жизнь кочевника...
2 года назад
Ковры эпохи Каджаров. Возрождение великого прошлого.Часть 2.
Обращение к орнаментам сефевидской эпохи (1501-1722) – времени наивысшего расцвета ковроделия в Иране – было, похоже, ориентировано на вкусы западных покупателей. Цветочные композиции и сцены охоты часто воспроизводились по прорисовкам и каталогам, а сами изделия подвергались дополнительному искусственному состариванию. Ковры с иллюстрациями к литературным произведениям были особенно любимы на внутреннем рынке. Чаще и активнее всего иллюстрировали наиболее известные сюжеты из знаменитых поэм «Шах-наме» Фирдоусии «Хамсе» Низами...
2 года назад
Ковры эпохи Каджаров. Возрождение великого прошлого.
Династия Каджаров пришла к власти в последней четверти XVIII в. и столкнулась с целым рядом экономических и политических проблем. К середине XIX в. шахам удалось завершить объединение страны, но последствия русско-персидских войн, сложные отношения с Британией, смуты и упадок промышленности поставили Иран в подчиненное положение относительно европейских стран и капиталовложений. В то же время, каджарская эпоха – время осознания важности и ценности образования и культуры, подъема многих практически исчезнувших отраслей производства...
2 года назад
Многоликая бута.Орнаменты Азербайджанских ковров часть 5.
Несмотря на важнейшее значение креста в ковровом декоре, трудно говорить о его изначальном наименовании – такой вывод следует из экспедиционных данных В. Мошковой, непосредственно опрашивавшей мастериц. Помимо упомянутого кайкалак (хайкал, куй калла), ткачихи называли этот мотив по рисунку рогов – кучкорак (букв. баранпроизводитель), муйиз-нуска; в Азербайджане он также известен просто как дордбуйнуз (четыре рога). Известно также, что якуты, также исповедовавшие тенгрианство, называли этот крест харысхал (оберег) или кэриэс (завет)...
2 года назад
Тайнопись узоров узбекских ковров. Часть 4.
Пантеон тенгрианства – до сих пор неотрефлексированная тема. Тем не менее, возможно предположить, что с крестом связаны и другие его культовые персонажи. Согласно тенгрианской космогонии, весь мир – это взаимодействие и союз мужского и женского начал: Тенгри (небо, огонь) и Ер-Су (земля-вода). Тенгри в данном случае мог бы позиционироваться с вертикалью, духовностью, мужским активным началом, Ер-Су – с горизонталью (женское начало, материальность, стабильность). Наконец, на пересечении лучей креста размещается ромб, еще один архетипический символ, выражающий идею плодородия...
2 года назад
Тайнопись узоров узбекских ковров. Часть 3.
В небольшой по объему статье мы остановимся на семантике самого популярного мотива коврового декора, встречающегося в искусстве всех кочевых в прошлом народов – равностороннего креста с ромбом в основании и рогообразными элементами на концах. Сам по себе крест – архетипический, древнейший мотив во всех культурах мира, изначально отличавшийся полисемантичностью. В нем можно усматривать идею гармонии, союза между небесным (вертикаль) и земным (горизонталь) бытием; одновременно вертикаль понималась как духовность, мужское начало, горизонталь – материальность, женское начало...
2 года назад
Тайнопись узоров узбекских ковров. Часть 2.
При всей геометризованности декора узбекских ковров можно выявить несколько групп орнаментальных мотивов: – знаки космогонии: медальоны в виде крестов, простых, ступенчатых и зубчатых ромбов, восьмилучевые звезды, квадраты (обжитое пространство, охраняемая территория), вихревая свастика (солярный символ), меандр (вода, плодородие, беспрерывное течение жизни). Это наиболее популярная группа, являющаяся основой коврового декора. Мотивы так или иначе связаны с благопожелательными идеями, «обещают» покровительство богов, вечный ход жизни, надежду на плодородные сезоны, прибавление в семье...
2 года назад
Тайнопись узоров узбекских ковров. Часть 1.
О том, что узоры на старинных утилитарных предметах, в том числе на коврах, – это своего рода текст, в котором зашифрована информация о происхождении народа, перипетиях его истории, способах хозяйствования и вмещающем ландшафте, культах и религиях, эстетических приоритетах, – написано много. Но всегда ли мы верно читаем этот текст? К сожалению, многие его «буквы», «слова» и «фразы» забываются, искажаются, интерпретируются на усмотрение исследователей. Восстановление истинного смысла древних узорных...
107 читали · 2 года назад