Найти в Дзене
Наталья М.

Выбор профессии маркетолог

Когда ты ученик старших классов и весь твой опыт практической работы связан с бытовой сферой, проблема выбора профессии стоит остро. В первую очередь в силу незнания, что реально из себя представляет профессия. Каков итог - студент бросает ВУЗ.

Согласно данным статьи Е. Колотова (аналитик Центра внутреннего мониторинга) "Изучение отчислений студентов в бакалавриате/специалитете НИУ ВШЭ", около 22% учащихся оказываются в академическом тупике к 5му курсу института и еще 10% покидают выбранное направление и даже переходят в другой ВУЗ.

Когда я в 2002 году выбирала специальность, о маркетинге было известно только то, что это про рекламу. Рекламу я любила с детства и выбрала профессию по интересам. Надо сказать, что на то момент маркетинг был в основном довольно классическим, разветвлений было не так много, а интернет больше представлял из себя игровой и в небольшой степени информационный ресурс. Речи о том, что "Яндекс - найдется все", естественно не было. Из социального общения была - почта, ICQ, Odigo. Этакий "динозавр" по сравнению с современным интернет пространством.

Конечно, в процессе обучения часть студентов пришедших в ВУЗ разочаровалась в выборе. Некоторые студенты перевелись, некоторые дотерпели до 5 курса, но по профессии никогда не работали. Оказалось , что маркетинг - это не только про рекламу, а еще и про аналитику, сложные бизнес решения, управление психологией потребителя, статистику, анализ рынка и прочее и прочее.

О самой профессии в России до сих пор знания достаточно поверхностные, а с того времени маркетинг вместе с развитием интернета шагнул семимильными шагами, ускорился и требует от специалиста сейчас колоссальных вложений: постоянная переквалификация - учеба нон-стоп, умения анализировать цифры, быстро схватывать, шпионить, проявлять гибкость. Если описать задачи, которые, как правило, ставятся, чувствуешь себя героем сказки - "принеси то, не знаю что, туда не знаю куда", чтобы была прибыль, новые рынки, имидж, развитие компании.

Маркетолог и чтец, и жнец и на дуде игрец. Когда меня раньше спрашивали коллеги, что у меня за профессия, я в шутку отвечала "разнорабочий". И это не совсем шутка. Реалии таковы, что:

1. Пришли маркетинговые материалы - разбирай, собирай, в лучшем случае нанимай персонал. Но как Новый Год, скорее всего это ляжет на отдел маркетинга.

2. ИТ-специалист не в курсе как баннер поменять на сайте, сидишь и разбираешься самостоятельно. Если вы работаете в русской компании, скорее всего организацию не нанимали, сайт делал какой-то программист, контакты которого никто не знает, обучать вас никто не будет, а спрос с маркетолога. Задача поставлена - выполняй. И вот тут есть опасность. Нужно выполнить так, чтобы начальство не заподозрило, что ты все умеешь за других специалистов, но при этом нужно выполнить свой KPI. В противном случае рискуешь добавить к своим задачам еще и задачи других отделов, что не успевают выполнять свою работу.

Праздники вы скорее всего посвятите работе )))
Праздники вы скорее всего посвятите работе )))

3. Работа с контрагентами - это отдельная песня. Всегда все дорого, проламываешь установленные договором тарифы как хочешь. То есть задатки успешного продажника так же должны быть. Дизайнеры штатные есть далеко не во всех компаниях. А они ой! как нужны. Все, что нужно от дизайнера - нужно вчера. Результат, нужно быть немного дизайнером. Работа - это целый Квест. Найди грамотного человека, который изобретет идею (а у дизайнеров также бывает творческий кризис, перегрузка , например, в виду подготовки к Новому Году , а это на минуточку с октября по декабрь!), оформит правильно (правильно - это, чтобы зашло учредителю или директору), упакует все это в конфетку, чтобы понравилось типографии. Типография должна напечатать в срок "вчера", и неважно, что есть очередь и важно попасть при этом всеми тонами в тон. А чтобы последнее произошло нужно ехать на отладку в типографию.

4. Маркетолог всегда во всем виноват! Если не виноват, смотри начало п.4 Просто смирись!

5. Если вы пошли по карьерной лестнице и докатились до Бренд-менеджера, то вас ждет преинтереснейшая работа по разработке нового продукта, а это работа со всеми отделами производства. В моей практике был момент, когда я обучала одного начальника печатать в Word. )) Сошлись на девочке практикантке, которая забивала информацию в компьютер. ))) Да, такое бывает, это не значит, что специалист плохой, женщина была начальником производства с огромным стажем и именно практиком своего дела. Посему такой аппарат, как компьютер давался ей с трудом. А оперативность работы никто не отменял. Важно отметить, что маркетолог должен быть еще и политиком. Ведь не каждый начальник способен признаться молодому поколению в своих изъянах, и вам придется пройти через конфликт, прежде чем вы найдете истинную причину саботажа. Умение тактично решать вопросы и хранить секреты для сохранения отношений - важное качество маркетолога.

6. Еще одна особенность, которая будет раздражать: Никто не знает, что такое МАРКЕТИНГ, но ВСЕ ЗНАЮТ, КАК ИМЕННО ВАМ НУЖНО РАБОТАТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ! Советчики, причем часто настырные, вас будут преследовать на каждом углу. А если вы решите, тактично их отправить заниматься своими обязанностями, то тут же получите жалобу начальству на свой счет.

7. Интернет - маркетинг отдельная песня. Лично я сталкивалась с ним чаще через сторонних специалистов, но важно учесть, что эта область постоянно развивается, каждые день и каждый час. Чтобы быть квалифицированным специалистом в этой обрасти, нужно жить этой профессией. Если вы не готовы 24/7 держать руку на пульсе, думаю не стоит начинать. Хотя , конечно, направление интересное для молодежи и манит перспективой работы на удаленке. Отлично подойдет интровертам.

Кто-то может подумает, что я не люблю свою профессию. Нет, люблю до сих пор. Устаю, безусловно. Раза три хотела все бросить и сменить квалификацию. Но я уже на том пути, когда маркетинг уже сам меня не отпускает. Если вы любитель адреналина, новых задач, приключений, новых людей, любите учиться и "изобретать велосипед", копаться в психологии людей и оживлять цифры, то, конечно, выбирайте профессию маркетолога. Для таких людей это отношения на всю жизнь.