«Зданiе сiе возводилось въ лѣта 1914-1915 великой европейской войны»
Такую надпись можно прочитать на майликовом панном на здании бывшего крестьянского поземельного банка в Нижнем Новгороде.
Здание построено по проекту талантливого симбирского архитектора Фёдора Ливчака, известного своими модерновыми постройками.
В начале 20 века Ливчаку заказали проекты сразу нескольких банков по стране.
В 1911 построены здания в Симбирске и Тамбове, в 1914 в Курске, в 1916 вот это здание в Нижнем Новгороде. А ещё в 1913 Ливчак дорабатывал проект банка в Пензе (сейчас картинная галерея Савицкого) и создал невоплощённые проекты для Оренбурга и Уфы.
Основой художественного оформления зданий был стиль модерн, популярный в те годы, но элементы и некоторые решения отсылают и к древнерусской архитектуре и классической.
Земельные (или поземельные) банки
работали в Российской Империи с 1882 года по 1917.
Это были специальные отделения, где крестьянам давали ссуды на покупку земель. За этот период больше миллиона крестьян (точнее даже дворов и общин) воспользовались услугами банка и купили 15,9 миллионов десятин земли (примерно 17,3 миллиона гектаров).
По сути это было продолжение реформ или реакция на отмену крепостного права, потому что кроме общей свободы и прав крестьянину нужна земля и желательно своя. Изначально покупались земли у помещиков, но с 1895 года Крестьянский банк стал обладать землями сам, чтобы избегать спекуляций и сдерживать цены.
С началом большой войны нужда в землях никуда не делась и даже возросла. Поэтому несмотря на то, что другие проекты в Нижнем Новгороде были остановлены, крестьянский банк активно возводился.
Не помещало и удорожание стоимости в несколько раз.
Ливчак был приглашён на авторский надзор и внимательно следил за соблюдением проекта.
На самом деле надпись на фасаде про годы войны нас немного обманывает, потому что достроили здание только в 1916 году, а полноценно работать банк стал только в 1917.
В 1918 банк был закрыт, позже в здании разместился Совет Народного хозяйства, а с 1937 года Дворец пионеров.
Сейчас внутри Дом творчества юных имени Чкалова. Но в последние годы здание закрыто на реконструкцию, начатую к 800-летию Нижнего.
Ещё немного фотографий с разных ракурсов:
Панно на фасаде отображает время постройки здания и историю страны.
Слева древнерусский сюжет с обороняющимся богатырём.
В центре пейзаж с крестьянином, который пашет землю на фоне лугов, леса и церквы.
А справа сама война: кавалерия с винтовками скачет к полю боя, над которым летит самолёт — может быть это вообще одно из первых монументальных отображений авиации.
Сюжет достаточно простой и патриотический: воевали пра-пра-прадеды, мы воюем, а крестьяне пашут землю.
Нижегородский экскурсовод и краевед Антон Марцев установил, что левая сцена с богатырём скопирована с рисунка года художника Ивана Билибина. Эскиз создан в 1902 году для Общины Святой Евгении, а богатырь на нём — это Илья Муромец.
Антон на экскурсиях показывает оригинальную открытку с этим рисунком, так что я советую приходить к нему и изучать город.
А по этой ссылке можно посмотреть фотографии интерьеров здания. Там много интересных уникальных деталей.
Дальше немного о надписи через всё панно «Зданiе сiе возводилось въ лѣта 1914-1915 великой европейской войны».
В 1914 году, когда строили это здание, началась война, которую мы сейчас называем Первой Мировой.
В тот момент она, конечно, не имела нумерации. Хотя Первой мировой (вероятно, ощущая, что будет следующая) её начали называть уже в 1920-е, то есть до начала Второй.
В сам период войны её в мире называли Великой или Большой войной (The Great War).
В России сначала было распространено название Великая Европейская война, а потом Вторая Отечественная, в том смысле, что первая была с Наполеоном в 1812-13 годах.
Также использовалось выражение «Великая Отечественная», которым сейчас мы называем часть Второй Мировой войны.
Позже в СССР в ходу были ещё названия «германская», «империалистическая», «четырёхлетняя» и наконец «первая мировая империалистическая война».
И ещё два удивительных элемента — майлоики с гербом Российской Империи на боковых объёмах здания.
Удивительны они тем, что пережили советский период. Обычно такая символика сбивалась, закрашивалась, маскировалась, уничтожалась.
Как они выжили и почему их не убрали — неизвестно.
В Нижнем Новгороде мне известен только два таких примера: тут и на фасаде Государственного банка на Большой Покровской — там орёл вырезан по камню.
Что касается архитектора, Фёдор Ливчак родился в 1878 год в Вильно (сейчас — Вильнюс), но активнее всего работал после переезда в Симбирск (сейчас Ульяновск) в 1906 году. До войны он строил много общественных и частных домов и даже изобрёл свой метод производства бетонных блоков. Умер Ливчак в 1919 году в Омске от тифа.
Постройки Ливчака в Симбирске-Ульяновске я фотографировал в 2020 году, если кому-то из читателей это интересно их посмотреть, напишите в комментариях, я постараюсь сделать отдельную статью. Это правда интересные, уникальные здания.
Адрес здания: Нижний Новгород, улица Пискунова, 39. Перекрёсток с улицей Ульянова.
Ставьте лайки, если понравился пост, и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи о России и мире.
#нижнийновгород, #архитектура #архитектурамодерна #модерн #русскаяахитектура