Великая Китайская Стена – это серия укреплений на исторических северных границах китайских государств и императорского Китая, созданные для защиты от кочевых племен северной Евразии.
Согласно последним исследованиям это более 21 тыс км укреплений (стен, валов и траншей), много тысяч отдельных строений и т.д. Больше 2000 лет китайская цивилизация пыталась защититься от северных варваров.
Есть версии, что Великой Китайской Стены вообще никогда не было. Ныне существующие укрепления построили маньчжуры из Цинской династии в 17 веке (Зачем им это надо было непонятно, т.к. они полностью контролировали монголов). А миф в Великой Стене создал Мао Цзэдун, чтобы возвеличить Китай, когда у него начались проблемы во взаимоотношениях с современными ему «северными варварами» из СССР. Мне все это было известно и было интересно увидеть Великую Стену своими глазами. Во время поездки по Китаю и пребывания в Пекине я два раза побывал на стене. Сначала я посетил самый известный участок Стены в Бадалине, а затем я решил побывать еще и на «диком», не обустроенном участке. Таких мест много к северу от Пекина.
«Дикий» участок в Хуанхуа я выбрал из-за возможности доехать на общественном транспорте. По факту получилось так, что будто я съездил на автобусе на дачу в родном городе, только по времени дольше.
На метро я доехал до станции кольцевой линии №2 Dongzhimen. В близлежащем автовокзале нашел остановку автобуса №916(экспресс). Показал бумажку кондуктору, после утвердительного кивка бросил в ящик 12 юаней (так в Китае борются с коррупцией) и был пропущен в салон. Автобус был вполне комфортабельный и через некоторое время стартовал. Автобус сделал всего несколько остановок в Пекине и примерно за час домчал меня до провинциального города Хуайжоу. Я вполне уверенно контролировал маршрут автобуса по навигации. Когда автобус въехал в Хуайжоу, я показал бумажку с названием Huanghuacheng (именно так, это название городка, а есть еще одноименный поселок) моей соседке, молодой интеллигентной китаянке. Она мне показала, где надо выйти, чтобы пересесть на автобус до нужного места. Я перешел дорогу и подошел к нужной остановке. Пока ко мне подбегал немного зазевавшийся таксист, я обратился за помощью к девушке. Она сказала, что едет в том же направлении и твердо послала таксиста. Скоро подошел нужный автобус (номер Н14 или Н21, точно не помню). Мое появление в автобусе, вызвало небольшое замешательство кондуктора автобуса, я ей опять показал бумажку с названием и мелкие купюры, она мне показала, что нужно бросить в ящик 8 юней. Автобус был немного староват и главной его особенностью, с которой я уже сталкивался в Китае, являлось наличие трех сидений в ряду со стороны водителя. Ехать до стены предстояло 30-40 минут, я опять все контролировал по навигации. Около 10 часов утра менее через 2,5 часа после выхода из гостиницы меня высадили у небольшого рынка рядом с плотиной. Великую Китайскую Стену было видно визуально. Можно сказать я приехал на «историческую» дачу.
Выбор направления движения по Стене опять имелся: я мог чуть вернуться назад и круто подняться в левую сторону или по плотине идти направо.
Я в очередной раз в Китае пошел направо.
Проход на стену стоил мне 5 юаней, который я оплатил бойкой тетке на местном рынке. А дальше был только полный восторг. В принципе я согласен с теми, что на «диких» участках Стены интереснее.
Я немного опасливо пересек плотину (высота приличная) и направился по тропинке вверх мимо неряшливого домика на берегу водохранилища. Стену видно было хорошо, ориентироваться было просто.
Ранее тут видимо хотели облагородить подъем, но неудачно, металлические конструкции валяются в кустах у стены.
Никаких угрожающих плакатов о запрещении подниматься на Стену я не заметил. На Стену я поднялся по достаточно крепкой металлической лестнице.
Ни одного туриста по дороге я не встретил, только дедушка сидел на стуле под навесом у дома на берегу живописного водохранилища.
Я поднялся во вторую башню от плотины и сразу столкнулся с обычным бичом «диких» достопримечательностей – горой бытового пластика.
Видимо на Стене все-таки кто-то убирает, мусор я видел только в башнях. Судя по традициям китайцев мусорить под ноги, что творится под Стеной даже трудно себе представить. Я лично все отходы забрал с собой обратно в Пекин. Решил сначала спуститься к плотине вниз. Выглянул из башни и обомлел. Какая красота!
Стена, водохранилище, панорама гор и продолжение Стены за плотиной и дорогой в позднеутренней дымке. Лепота! Ни души кругом! Я спустился с башни вниз на Стену и стал закричал от восторга.
К моему удивлению через некоторое время в двери башни появилась европейская женская фигура, а через некоторое время и мужская. Двое молодых западных туристов удивленно смотрели меня. Они гуляли по Стене в сопровождении китайской девушки-гида. Думали так же как и я, что одни, а тут смеющийся орущий белый чудак. Я их уговорил сфоткать меня, потом гид увела их вверх и я догнал их уже в последней башне, которую посетил. Я же спустился еще ниже до первой башни. Пришлось преодолеть небольшой подъем.
Памятуя о необходимости соблюдать особую осторожность при одиночном гулянии, я осторожно и вполне успешно его преодолел. Спустился максимально возможно над плотиной, даже немного голова кружилась.
Вид на плотину сверху очень красивый.
А потом примерно в течение часа поднимался по Стене вверх.
Временами у меня были попутчики. Когда вернулся во вторую башню, застал там прикольную сцену подъема всей семьей пожилой китаянки. Но уклон вверх здесь круче, чем в Бадалине и китайская семья выдержала только один пролет между Башнями.
По сведениям путеводителя чиновник, ответственный за возведение Стены во времена династии Мин, ответственно и строго руководил работами, но был казнен за их затягивание, а потом реабилитирован, т.к. этот участок был признан образцовым. Участок и правда сделан очень грамотно, несмотря на приличный перепад высот, подъем не так сложен, т.к. немного сглажен.
Видно, что Стену здесь все же немного реставрировали, но очень грамотно все же сохранен «налет» старины. Я не спеша в полном одиночестве поднимался вверх.
Никто не мешал мне любоваться панорамой Стены, окрестностями. Ранней осенью здесь наверное очень красиво. А в начале ноября с лиственных деревьев практически полностью опала листва.
Скоро выпадет снег, пытался представить как все вокруг будет выглядеть. Местами подъем переходил в крутую лестницу.
В последней башне перед крутым спуском я нагнал западную молодежь.
Их гид мне посоветовала дальше не ходить из-за сложности рельефа. Я к таким подвигам и не готовился. Просто чуть спустился вниз, полюбовался как Стена петляет на восток в сторону другого известного участка Мутяньюй (блин, язык можно свернуть пока это выговоришь или напишешь, это было одной из причин почему я поехал в Бадалин, а не туда или в Сыматай).
Туда далеко, несколько дней пути, а Стена фантастически изгибается.
На обратно пути к второй башне я совсем расслабился, Стена ведь полностью взята. Глазел по сторонам, перекусил своими продуктами, повстречал группу китайской молодежи. Настроение было замечательное.
Солнышко стало припекать, я кстати получил здесь нехилый «альпинистский» загар, на который наложился потом хайнаньский южный. Отчего мое лицо выделяется в родном городе очень сильно. Спуск прошел благополучно.
В городке меня ждало еще одно маленькое приключение. У дороги стояло полицейское оцепление, которое обеспечивало несмотря на бурные протесты местных жителей снос незаконных построек. Место вокруг Стены хлебное, на берегу водохранилища имеются приличные гостиницы. Вот власть и наводит порядок. По причине наличия полиции пришлось мне пройти где-то 500 метров до ближайшей остановке в городке, т.к. первый нужный автобус не решился остановиться на глазах полиции. Ничего страшного, поглазел немного на жизнь китайской глубинки. До Пекина два часа, а как в другое измерение попал. Особенно колоритно выглядел пожилой «хунвейбин», который бодро тянул тележку, полную сена. Автобусы ходят часто и я потерял наверное минут 20. В Хуайжоу кондуктор автобуса была так любезна, что нашла мне попутчика, который довел меня до конечной остановки автобуса №916. Пожилой китаец подождал пока я перекушу блином, не дал сесть в медленный автобус №916 и показал нужный экспресс. Обратную дорогу я дремал, усталость чувствовалась. На автовокзал Dongzhimen я вернулся через 7 часов, около 15:00.
Спасибо за внимание...
Продолжение следует...