Найти тему

Путешествие кудрявого мальчика. Пантеон и площади Рима

Предшествующая заметка: Путешествие кудрявого мальчика. Рим. Рим - Площадь Венеции, фонтан Треви и Колизей

Основные достопримечательности Рима сосредоточены в его историческом центре — поэтому с большей их частью можно ознакомиться в течение 1-3 дней. Конечно же, этот процесс можно легко растянуть и на месяцы, но у нас столько времени не было. Поэтому мы "бомбили" по площадям, а учитывая наличие беспокойного пассажира, избегали посещение людных ограниченных в пространстве мест (музеев).

Итак, поехали дальше.

Кампо-деи-Фиори (Campo de' Fiori)

Путеводители в качестве одной из самой главной достопримечательности Рима однозначно указывали на площадь Кампо-деи-Фиори.

Обычно про нее было примерно такое описание:

Кампо-де-Фьори – это старинная рыночная площадь, расположенная в центре Рима к югу от Пьяццо Навона. В переводе Кампо-де-Фьори означает Поле цветов и название это говорит о том, что в средние века на этом месте находилась цветочная поляна.

Campo dei Fiori — это место встреч, где обсуждается дальнейшая программа отдыха, здесь расположен паб The Drunken Ship, обожаемый многими туристами.

На площади собираются те, кто не хочет расставаться, а все питейные заведения уже закрылись. В результате к утру все близлежащие улицы оказываются заставленными бутылками, а в дни футбольных матчей – еще и осколками стекла.

С наступлением утра тусовщики расходятся по домам и наступает очередь рыночных торговцев. С 6 утра они раскладывают на прилавках свои заманчивые продукты – фрукты и овощи, сыр и хлеб, пасту и рыбу, качество которых отменное и местные жители, а также владельцы ресторанов торгуются и выбирают нужную снедь. Рынок сюда перевели с площади Навона в 1869 году. Следует учесть, что он работает с понедельника по субботу.

А когда наступает час дня и от этой пестрой толпы остается в углу лишь один цветочник, то в центре площади можно наконец-то увидеть памятник Джордано Бруно, установленный в 1888 году. Рядом с постаментом рассаживаются туристы и студенты, угощаясь пиццей и запивая еду водой из фонтана. И никто из них не задумывается над тем, что на этом месте сожгли многих еретиков, в том числе в 1600 году и Бруно.

По факту, придя в районе обеда на эту замечательную площадь мы застали уже рассасывающийся шанхайский рынок. Под ногами был мусор, вокруг — китайские шмотки и на все это печально взирал Джордано Бруно.

В целом — площадь как достопримечательность вообще никак не впечатлила. Возможно ближе к вечеру, когда палаточный шлак с нее схлынывает — она преображается в принцессу, но мы увидели только чумазую Золушку.

Пьяцца Навона (Piazza Navona)

Римская площадь, устроенная на месте стадиона Домициана (I в.). С XV века по 1869 г. здесь находился городской рынок. Застраивалась с XVII века в стиле барокко.

История этого места берет начало от самого Юлия Цезаря. Считается, что это он дал указание о строительстве в 46 году до нашей эры. Цезарь любил баловать римлян зрелищами и поэтому решил возвести на этом месте стадион, где должны были состязаться гладиаторы. Возможно, что греческое слово «Агоны» (в переводе, как состязание) и дало будущей площади название.

В каком-то из путеводителей я вообще прочел версию о том, что на месте площади был большой бассейн, в котором на полноразмерных суднах римляне устраивали тренировочно-показательные сражения.

Стадион же украсили барельефами, скульптурами и изображениями героев и богов, а в арках вокруг сооружения расположились многочисленные ремесленники и торговцы, пристроив здесь свои лавочки. А для тех, кому хотелось женской ласки, были открыты бордели.

-2

Фонтан Мавра — фонтан в южной части площади. Первоначально фонтан был без фигур (конец XVI века), позднее скульптуру мавра изготовил Бернини, остальные фигуры относятся к XIX веку.

-3
-4

В центре площади — фонтан четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) работы Бернини, 1647—1651 года: египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату.

-5

На площадь выходят две церкви, включая церковь св. Агнессы (1652 г., арх. Джироламо Райнальди), и несколько дворцов, включая палаццо Памфили .

История Агнессы считается одной из самых захватывающих и пикантных. Святая Агнесса приняла христианство и дала обет безбрачия, но один из влиятельных римских чиновников, увидев Агнессу, захотел заполучить её.

Но святая ему отказала (она ведь не такая!), и тогда паскудник велел бросить Агнессу в заточение, где вскоре все узнали, что девушка – христианка. Так как в то время совершались гонения на христиан, то Агнессу поставили перед выбором: или она делает жертву римским божествам, или её отправляют в публичный дом. Девушка рассудительно выбрала бордель, где и с нее сорвали одежду, но ее волосы (источник не уточняет какие) чудесным образом отросли настолько сильно, что Агнесса не предстала перед мужчинами нагой.

Но и это не все: все мужчины, приходившие в публичный дом и пытавшиеся овладеть девушкой, уходили ни с чем, так как теряли всю свою мужскую силу. Попытку предпринял и сам виновник всей этой истории, но как только он подошел к Агнессе, в момент пал замертво. По просьбам родных, девушка сжалилась и помолилась за чиновника, который ожил через некоторые время после молитв.

За колдовство Агнессу хотели сжечь на костре, но не зажигался костер, и тогда, наконец, один из солдат заколол девушку ножом. Вот такая вот была выдающаяся девушка Агнесса — естественно, на месте бывшего публичного дома по архитектурному проекту Франческо Борромни (Francesco Borromini) отгорохали шикарную базилику в ее честь.

-6

Внутри, как и во всех итальянских церквях крайне бохато. Меня это поражало искренне каждый раз — идешь по улице — вдруг непритязательный фасад очередной базилики. Заходишь во внутрь и сразу же начинаешь подбирать челюсть.

-7

Идем дальше — в двух кварталах другой артефакт мировой культуры.

Пантеон

Пантеон — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Пантеон представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Вплоть до XIX века в мире не существовало купола большего диаметра.

-8

Высота купола от пола фактически равна его диаметру (43 метра), то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу — идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом — Солнцем. Свет проникает через — единственное круглое отверстие диаметром 8,5 метров в центре свода. Каждый год 21 июня (день летнего равноденствия) в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Пол спроектирован слегка выпуклым, что способствует отводу дождевой воды в специальные отверстия, которые являются частью сложной системы подземных стоков.

Мой объектив на самом широком положении (24мм) не смог вместить в себя весь купол целиком. Как в самом храме, так и на площади перед ним, тьма народа. Вход внутрь свободный, но придется отстоять небольшую очередь и также как и везде в подобных базиликах — пройти через металлодетектор.

-9

Дальше из основных достопримечательностей в этой части города у нас осталась не посещенной площадь Пополо, в сторону которой мы и устремились.

Живописные фасады домов по пути
Живописные фасады домов по пути
Палаццо Монтечиторио (Здание Парламента) и очередной египетский обелиск
Палаццо Монтечиторио (Здание Парламента) и очередной египетский обелиск

Палаццо Монтечиторио – дворец в Риме, в котором размещается Палата депутатов Италии. Здание было спроектировано архитектором Джан Лоренцо Бернини для молодого кардинала Людовико Людовизи, племянника Папы Римского Григория XV.

К площади Пополо от дворца Венеции идет прямая как стрела Виа дель Корсо, которая ближе к площади Пополо становится пешеходной.

-12

По пути заглядываем в одну из многочисленных базилик и в очередной раз выпадаем в осадок от интерьера.

-13

Ну и наконец-то сама площадь Пополо.

Пьяцца дель Пополо

Piazza del Popolo — «Народная площадь» — площадь в Риме, от которой лучами расходятся на юг улицы Корсо (ведёт на пьяцца Венеция), Бабуино (на пьяцца ди Спанья) и Рипетта (на мавзолей Августа).

-14

В своём нынешнем виде Пьяццу-дель-Пополо разбил в 1811-22 гг. архитектор Джузеппе Валадье. Он соединил площадь Наполеоновой лестницей со склоном холма Пинчио, на котором простираются сады виллы Боргезе.

Посредине площади возвышается 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II. Этот обелиск был перенесён из Гелиополя в Рим по прихоти Октавиана Августа в 10 г. до н. э. На протяжении столетий он стоял в Большом цирке, а к северным воротам Рима был перенесён по указанию папы Сикста V в 1589 году.

Помимо обелиска площадь украшают четыре фонтана. Исторически (до 1826 года) Пьяцца-дель-Пополо являлась местом публичных казней. В настоящее время площадь закрыта для автомобильного движения.

Свернув с этой площади на Виа дель Бабуино, мы вскоре оказались на пьяцце ди Спанья (Площади Испании).

Площадь Испании

Площадь получила своё название по расположенному на ней испанскому посольству. В северной части площадь составляют Испанская лестница и церковь Тринита-деи-Монти, перед лестницей расположен фонтан Баркачча в виде лодки работы Пьетро Бернини.

Во время нашего визита Испанская лестница была на реставрации, но вот фонтан Баркачча радовал туристов изо всех сил.

Испанская лестница
Испанская лестница
Фонтан Баркачча
Фонтан Баркачча

Силы наши уже были на исходе, солнце тоже клонилось к горизонту и мы двинулись в номера. Из последних артефактов этого дня мы застали Остров Тиберина.

-17

Остров Тиберина (Isola Tiberina) — покоится на водной глади между правым и левым берегами реки Тибр Этот кусочек суши, по очертаниям напоминающий лодку, является единственным островом на всем протяжении реки!

Существует легенда о римском тиране Тарквие Гордом (лат. Tarquinius Superbus), правившем империей в 6 веке до нашей эры. Правитель был настолько жесток и несправедлив к своему народу, что римляне свергли его и утопили в реке. Тело тирана пошло ко дну, где речной ил и грязь образовали вокруг него подводную могилу. Со временем над местом гибели Тарквия вырос остров Тиберина.

Поскольку римляне сильно не любили свергнутого властителя, остров оставался не окультуренным вплоть до 3 века до нашей эры. К концу третьего столетия на территории Тиберины во время разгара эпидемии чумы было решено организовать больницу — храм Эскулапа. В 1584 году остров повторно обрел славу места, связанного с медициной, здесь был открыт госпиталь (Ospedale Fatebenefratelli), который функционирует и поныне.

-18

На этом все. Оставайтесь на линии.

Слава роботам.

Не забываем подписываться и ставить лайк )

Продолжение: Путешествие кудрявого мальчика. Рим. Ватикан-Собор Святого Петра