Найти в Дзене
Снеговик с гармошкой

Попаданцы в стиле постмодерн и при чём здесь ОСП-студия

На голове всадника был шлем с поднятым забралом, в руке турнирное копье, а на боку – меч. Одет же он был в пропыленную, выгоревшую на солнце штормовку с надписью по спине «Мингео». Под штормовкой виднелась аккуратно заштопанная на груди тельняшка, из-за пояса торчала рукоять револьвера.
...
Словом, всадник был, без сомнения, странствующим рыцарем.

Небольшую повесть "Пленники чёрного метеорита" 1990-го года выпуска я нашёл в каком-то сборнике фантастики, которых в отрочестве перечитал множество. Был я на тот момент именно в том старшем школьном возрасте, на который вещица и была рассчитана.

По сюжету группа одноклассников в составе "крутой парень, первая красавица класса, ботан и парочка второстепенных персонажей" волею судеб попадает на означенный метеорит, который оказывается маленькой, но всё же отдельной планетой с городами и странами. Человек, попавший сюда, помимо воли раскрывает свою истинную сущность. Соответственно, кто-то из ребят становится здесь военным, кто-то - дельцом, а ботан, раздобывший себе волшебный меч - разумеется, рыцарем. И отбивает у крутого парня девицу, а то как же.

Неужели для того, чтобы тебя заметили, нужно быть дылдой метр восемьдесят пять, играть в баскетбол за сборную школы, тридцать раз подтягиваться на турнике, уметь водить отцовскую машину и ласточкой прыгать с пятнадцатиметровой вышки?
Суть книг о попаданцах в одной картинке.
Суть книг о попаданцах в одной картинке.

С одной стороны, герои одномерные, а сюжет довольно предсказуем. С другой, откровенно несерьёзный тон книги подсказывает, что это пародия или даже постмодерн. Видимо, жанровые штампы книг о попаданцах в иные миры уже тогда, на излёте СССР, всем набили оскомину.

– Серебрилл… Серебрилл! – пронесся шепоток. – У него в руках Серебрилл!

Один из стражников, также вооруженный мечом, размахнулся и нанес удар, нацеленный юноше в голову, но легкий клинок Серебрилла метнулся навстречу тяжелому двуручному мечу, искры брызнули во все стороны, толстое стальное лезвие переломилось, как тростинка, и в руках стражника остался лишь жалкий обломок.

Тем удивительнее читать главы о войне с нетопырями, где книга внезапно принимает мрачный тон.

Арвид крепко сжал рукоятки, большими пальцами утопил гашетку. Пулемет судорожно задергался у него в руках, быстро пожирая набитую патронами ленту. Арвид до крови закусил губу и медленно водил дулом вверх и вниз, одновременно поворачивая башенку.

Вверх – вниз, вверх – вниз…

Будто два разных человека писали. Впрочем, так и было. Причём обоим авторам на момент издания повести было по 30 лет, а написана она, скорее всего, была ещё раньше, поэтому от страниц так и веет молодой энергией и искренностью.

Забавно сейчас перечитывать эпизоды, связанные с телевидением иного мира (сатирически обыгрывается капиталистическое ТВ):

Операторы с камерами на плечах, словно солдаты в бою, совершали короткие перебежки но сцене, то выхватывая крупным планом столик ведущего, то поворачиваясь к залу, полному зрителей, чтобы дать его панораму. В динамиках гремел голос режиссера, дающего последние наставления и одновременно переругивающегося с аппаратной. Секундная стрелка больших часов, висевших над сценой, пошла на последний круг – до начала трансляции осталась одна минута.

Суета, наконец, улеглась, вспыхнули надписи «Микрофон» и «Эфир», и в притихшем зале громко прозвучали позывные передачи «Ой, кто это?».

Под аплодисменты зала на сцене появился ее постоянный ведущий, популярный актер и режиссер Витя Куфтик. («Тот самый!» – шептали друг другу сидевшие в зале.)

Забавно потому, что авторы повести - Александр Бачило и Игорь Ткаченко - позже написали множество сценариев для телевизионных передач и сериалов, в соавторстве и по отдельности: "ОСП-студия", "33 квадратных метра", "Хорошие шутки", "Татьянин день"... Видя в титрах знакомые фамилии, я не связывал их с любимой повестью. Только теперь узнал правду - в том числе, и грустную: Александр Бачило скончался в прошлом году...

Другие заметки о фантастических книгах на канале:

Дмитрий Исаков - безумный трэш начала 90-х.

"Зимняя война в Тибете" - повесть-загадка о Трeтьей Мирoвой.

"Ужин во дворце извpaщений" - сектанты, пришельцы и постапокалипсис.