Ещё один безумный книгоартефакт начала 90-х, вызывающий резонный вопрос: "Серьёзно? Это печатали? Это читали?"
Отвечу: да-с вот... читали. Я же и читал. А что вы хотели от 13-летнего ребёнка? Именно в этом возрасте нашёл обе книги серии у приятеля и взял ненадолго. Впечатления были... скажем так, смешанные.
Далее сидел товарищ Сталин.
М-р Хаггард узнал его по усам и трубке. Но френч и галифе на нем были почему-то черного цвета и с гестаповскими регалиями.
Рядом с ним восседал Адик Шилькгрубер, более известный по партийной кличке — Гитлер. Тот в пику Йосику был в косоворотке, шароварах, красных сафьяновых сапогах и с тульской гармошкой.
Потом шел то ли Мао, то ли Пол-Пот. М-р Хаггард решил, что, скорее всего, это был и тот, и другой одновременно (все-таки это сон, а во сне все может быть).
Меня заинтриговали обложки, где изображены некие бравые космонавты с оружием, на фоне инопланетных ландшафтов. И что вы думаете? Да-да, никакого отношения к содержанию сборников эти люди не имеют. (Обычная практика 90-х годов. Могли даже героев "Мортал комбата" замастрячить, лишь бы купили.)
Один поклонник творчества Исакова (некто В.П. Мильгунов, если точнее) пишет с явной симпатией к автору:
В очень смешных романах, составивших сборник, причудливо перемешались технократический идеализм советской фантастики, образы бульварной американской фантастики и бездумная лихость голливудских боевиков. В своих романах Исаков пародировал большую часть существующих в фантастике литературных штампов и приемов... Легкая, динамичная и смешная проза Исакова была высоко оценена любителями фантастики, и книга пользовалась заслуженной популярностью у читателей.
Насчёт лёгкости и динамичности я бы поспорил. Романы Исакова можно назвать пусть и немного забавным, но всё же дилетантством. В них отсутствует главный компонент развлекательной прозы – увлекательный сюжет, за который автору можно было бы всё простить.
Скажем, о первом романе трилогии об Акуле, «Акулу ещё не съели», помню примерно следующее: «в далёком будущем какие-то герои перемещаются с планеты на планету, где с ними происходят смешные и странные приключения». То есть, помню: куда-то летят, что-то происходит... Вот цельного сюжетного стержня - нет. Припоминаю только отдельные пассажи, весьма порадовавшие меня-подростка:
И все запели, кто во что горазд.
Иван Васильевич фальшиво загорланил «Степь да степь кругом».
Чингисхан пустился вприсядку и загундосил «Москау, Москау, забросаем бомбами!»
Сталин на мотив «Сулико» затянул «Смело, товарищи, в ногу!».
Мао дуэтом с Пол-Потом загорланили «Хорст Вессель».
Тухлый Лу ничего не запел (на его планете не имели ни малейшего понятия о музыке), но из солидарности начал с шумом пить свои испражнения из тазика.
Со вторым романом – «Акулу хотят съесть» – проще: там речь идёт о создании универсальных и практически неуничтожимых супер-роботов, которые в конце концов взбунтовались. Да-да, классический сюжет, придуманный ещё стариком Чапеком, но автор и сам этого не отрицает.
В романе-эпопее «Мурзик» главные герои – это автор сам-друг и его возлюбленная, которые путешествуют во времени и пространстве, попадая в разные эпохи, где с ними случаются опять-таки, странные, смешные и героические приключения (например, они помогают защитить Москву от прорвавшихся в неё гитлеровцев). Такая вот Мэри Сью мужеского полу. Сумбурно, но в целом, помню, как-то осилил.
Самое мощное разочарование сборника - роман «Путешествие в мир Толкиена». Герой из будущего отправляется в Средиземье, прихватив четырех боевых роботов, являющихся точными копиями «Величайших Героев Древности» – Терминатора, Робокопа, Рэмбо и Хищника. Казалось бы, из такой задумки, при всей её трэшовости, должно было получиться что-то как минимум забавное... Но нет. Читать эту вещь почему-то было скучно. Опять же, всё что помню: попадают, что-то делают, а что?..
И это не я такой невнимательный. Сюжеты читанных в то же время "Бойни" Петухова и вышеупомянутого "Пятого уровня" (тоже трэшак, но не в пример Исакову увлекательный) до сих пор могу пересказать в подробностях, хотя и не перечитывал с тех пор. Нельзя пересказать то, чего нет, уж простите.
Мильгунов называет романы Исакова «очень смешными». Привожу отрывок из «Путешествия», дабы вы тоже оценили тонкий юмор писателя.
Но Горлум был редким хамом и очень злопамятной тварью и, не раздумывая долго, плюнул в своего обидчика... но, на свое несчастье, не промазал.
Хищник молча утерся, и походя отстегнув защелки на маске, сбросил ее, явив Горлуму свое необычайно интеллигентное и приветливое паучье лицо.
Ядовитые челюсти Хищника заскрежетали в нескольких сантиметрах от перекошенного в ужасе горлумова рыла и несчастный со страху взял и так запросто и обкакался.
- О повелитель тьмы! - дрист-т-т! - О властелин зла! - ф-р-р-р! - Не убивай меня! Я все сделаю, как ты прикажешь!
Считается, что именно «Путешествие в мир Толкиена» поставило крест на литературной карьере автора. «По уверениям друзей Исакова, именно из-за этой вещи ему был объявлен негласный бойкот и его перестали публиковать. Подготовленный к печати сборник с заключительными романами «кровавой трилогии» в свет так и не вышел, остались только макет обложки и эскизы иллюстраций». Хотя подозреваю, дело не только в испражняющемся Горлуме...
Странно другое: что третий роман об Акуле – «Акулу съели» - не только не был издан, но даже не выложен в Интернете. (Я его искал в своё время и не один я.) Мало того, в двух изданных сборниках есть полный список романов Исакова. Награфоманил он столько, что хватило бы томов на пять.
В общем, если подвести итоги: литература? Нет. Трэш? Да. Интересно? Местами. Забавно? Опять же, местами. Артефакт, отлично передающий хаос своей безумной эпохи? Однозначно да! Нужно ли читать? Ради погружения в ту эпоху - почему б и нет?..