Найти тему
Инфореактор

«Справиться с ними было невозможно»: как канадцы вспоминают сборную СССР по хоккею, разделавшую их под орех

Оглавление
       Инфореактор
Инфореактор

Суперсерия 1972 года между сборными СССР и Канады столкнула лбами два сильнейших хоккейных коллектива на планете и буквально перевернула историю этого вида спорта. Это была битва, за которой скрывалось не только спортивное соперничество, но и «политическая борьба с коммунизмом». Подробнее — в материале iReactor.

Это была первая суперсерия в истории мирового хоккея. Она состояла из восьми товарищеских матчей: первые четыре проходили в Монреале, следующие состоялись в Москве. Старт турнира пришелся на 2 сентября 1972 года — в разгар холодной войны и начала застоя в СССР. В первом же поединке советские хоккеисты забросили в ворота соперника семь шайб, а за поединком с телеэкранов наблюдали миллионы зрителей.

В итоге Канада одержала четыре победы, сборная СССР — три. Еще одна встреча завершилась ничьей. При этом советские хоккеисты по итогам суперсерии забросили на одну шайбу больше, чем «кленовые» (32 против 31).

Спортивная холодная война

Канадцы повсюду искали жучки, спрятанные агентами КГБ, которые, по их мнению, следили за ними в те времена. Участник и лучший бомбардир суперсерии Фил Эспозито писал в автобиографии, что во время командировок в Москву он и его товарищи по команде испытывали сильнейшую паранойю по поводу противостояния с СССР, ассоциируя предстоящие матчи с войной, где, как говорится, все средства хороши.

«Русские все время пытались схитрить», — говорится в его книге «Гром и молнии».

С каждым матчем в гостях канадские хоккеисты все больше убеждались в этом, ведь отыскать «жучок» в одном из номеров московской гостиницы им все же удалось. К слову, советские игроки для них были «коммуняками», для сборной Союза они были «зажравшимися капиталистами». Тогда никто и не заметил, как хоккейный поединок принял конфронтационный характер.

«Это было противостояние нашей системы против их», — вспоминал канадский нападающий Жан-Поль Паризе в интервью The New York Times.
       ТАСС | Будан Виктор, Шандрин Виктор
ТАСС | Будан Виктор, Шандрин Виктор

Политический подтекст суперсерии буквально витал в воздухе, в то время как хоккей, казалось бы, отошел на второй план. Поспорить с этим сложно, поскольку самыми подходящими трибунами для подобных демонстраций всегда считался спорт, где можно в любой момент оказаться на виду у всего мира. Под эти задачи прекрасно подошел как монреальский, так и московский лед — чего только стоил посланный Эспозито воздушный поцелуй лидеру коммунистической партии Леониду Брежневу.

Не исключено, что жест канадского нападающего после забитой шайбы был воспринят журналистами как ответ за доставленные неудобства в ходе пребывания в Москве. Эспозито рассказывал, что проблемы начались уже в аэропорту: сначала конфисковали баулы с формой, а затем пропали продукты. В пропаже, разумеется, обвинили русских.

Некоторые члены канадской сборной нашли подвох даже в советском стадионе, который по задумке должен был стать еще одним инструментом для расправы над ними. Якобы русские точно знали, по какой траектории шайба отлетает от сетки по указаниям «сверху».

Главное удивление канадцев — советских хоккеисты

       ТАСС | Imago-Images/ИТАР-ТАСС
ТАСС | Imago-Images/ИТАР-ТАСС

Восхититься Москвой, которая в 1972 году готовилась отпраздновать 50-летие образования Союза ССР, канадцы так и не смогли, записав ее в «города третьего мира». Хотя «кленовые» были благодарны за то, что им позволили привезти с собой несколько тысяч болельщиков.

Одной из версий слабой игры сборной Канады в ряде матчей суперсерии, по мнению спортивных экспертов и самих игроков, значится неправильный настрой: непревзойденные канадцы и родоначальники хоккея не ставили ни во что советских спортсменов и одновременно с этим не знали, чего ожидать от «красной машины» под руководством Всеволода Боброва.

«Мы вообще не чувствовали напряжения, ни капельки. Мы по-настоящему не уважали русских», — говорил канадский защитник Пэт Стэплтон.

Очевидно смеяться над «дешевыми» клюшками соперника канадцы перестали после того, как Бобби Кларку пришлось собственным снарядом травмировать звезду сборной СССР Валерия Харламова, который расправился с товарищами из НХЛ буквально на каждом участке льда.

«Потрясающая скорость, катание, маневренность. Справиться с ним было невозможно», — отмечал канадский нападающий Фрэнк Маховлич.

Владимир Петров, Александр Мальцев, Александр Якушев, Владимир Шадрин и другие члены советской сборной 1972 года, безусловно, могли бы стать звездами НХЛ того времени, во многом благодаря своей неуступчивости, скорости и невероятной маневренности. Их имена неоднократно звучали из уст канадских профессионалов, которых они поразили своим мастерством и патриотизмом.

В нынешнее время матчи между СССР и Канадой уже не воспринимаются как нечто выходящее их ряда вон, но по-прежнему считаются одними из самых зрелищных и эмоциональных поединков. А Эспозито в 2012 году все-таки вернулся в Москву, красоту которой сравнил с родной Канадой.

Ранее национальная команда Канады по хоккею стала победителем молодежного чемпионата мира, обыграв в финале сборную Чехии со счетом 3:2.