В интернете много тестов, которые обещают определить психологический возраст. В итоге тесты показывают, что подросткам 50 лет, а взрослым людям — 16. Мы поговорили с психологами Анастасией Ивкиной и Олесей Малыш о том, существует ли психологический возраст в принципе, как его определить и что делать, если кажется, что ребёнок растёт быстрее сверстников.
Психологический возраст: что говорит наука
Этот термин действительно существует и тесно связан с возрастной психологией — одним из разделов психологической науки. Учёные уже больше ста лет пытаются разобраться в том, как взрослеет человек и как устроена психика на разных этапах жизни.
«Наука пытается привести это понятие к чему-то среднему между социальной обстановкой человека, его реакцией на реальность, психической защитой, потребностями, мыслительными способностями».
Анастасия Ивкина, специалист в методах репарационной психологии и терапии, кататимно-имагинативной психологии, сооснователь проекта Kind Comics
Психологический возраст в разные периоды изучали Зигмунд Фрейд, Лев Выготский, Эрик Эриксон и множество других психологов. У большинства из них был собственный взгляд на стадии развития личности. Например, Фрейд разработал четыре основных этапа, Эриксон выделял психологические циклы на протяжении всей жизни человека, а Выготский видел развитие психики следующим образом:
- Кризис новорождённости — младенческий возраст (от 2 месяцев до года).
- Кризис одного года — раннее детство (1–3 года).
- Кризис 3 лет — дошкольный возраст (3–7 лет).
- Кризис 7 лет — школьный возраст (8–12 лет).
- Кризис 13 лет — пубертатный период (14–17 лет).
- Кризис 17 лет.
Хотя теорий по этому вопросу много, они все так или иначе пересекаются, говоря об этапах и соответствующих каждому периоду проблемах и потребностях детей.
«Если потребность удовлетворяется, а задача решается — ребёнок проходит этап и психологически взрослеет. Если же потребности не удовлетворялись, не был получен какой-то навык или опыт, а вместо этого была получена психологическая травма, ребёнок либо регрессирует на более ранний этап развития, либо фиксируется на травмирующем, не имея возможности взрослеть дальше».
Анастасия Ивкина, специалист в методах репарационной психологии и терапии, кататимно-имагинативной психологии, сооснователь проекта Kind Comics
Может ли ребёнок повзрослеть раньше и как это понять
По мнению Анастасии, даже совершеннолетние взрослеют неравномерно. Например, уверенность и последовательность в карьере может существовать в человеке параллельно с тотальным страхом и недоверием в личной жизни. В отношении детей работает тот же принцип: кто-то взрослеет раньше, кто-то позже. Однако нормальное развитие личности, по её мнению, всё равно происходит в рамках определённых интервалов.
Определить этапы взросления и найти те, на которых у ребёнка возникают проблемы, может только психолог. Например, с помощью теста Векслера, которым обычно определяют интеллектуальное развитие детей от 4 до 16 лет.
«Он включает вербальные и иллюстративные задания и помогает получить суммарный общий интеллектуальный показатель — IQ. Полученный уровень интеллектуальных возможностей ребёнка можно соотнести со средними показателями его возрастной категории. Например, календарный возраст ребёнка может быть 8 лет, а умственные способности — как у ребят из группы шестилеток».
Олеся Малыш, Амбассадор цифрового образования, педагог-психолог
Но такая работа требует комплексного подхода, поэтому специалисты не ограничивают себя в методах.
«Даже основательно и научно составленные тесты — это всегда только часть картинки. Хороший специалист никогда не будет ориентироваться только на результаты теста, он обязательно проведёт беседу с ребёнком, так как тесты показывают скорее общие тенденции и не дают полной картинки».
Анастасия Ивкина, специалист в методах репарационной психологии и терапии, кататимно-имагинативной психологии, сооснователь проекта Kind Comics
Преждевременное взросление — не всегда хорошо. А что с этим делать?
Если у ребёнка задержки в психологическом развитии — это очевидная проблема. Но, по мнению психологов, обратный процесс, когда развитие происходит с опережением, тоже может говорить о трудностях у детей или вызвать сложности в будущем.
Анастасия считает, что в первую очередь важно понять, почему ребёнок примеряет на себя роль взрослого. Иногда причина в том, что родители из благих намерений перекладывают на ребёнка слишком много ответственности, а иногда — из-за недостатка ответственности в самих родителях.
«Часто взрослое поведение говорит о том, что ребёнок закрылся от своих потребностей и взял на себя чужую роль, ведь на самом деле подростковый период — это про эксперименты, создание своих правил, перестройку и творчество».
Анастасия Ивкина, специалист в методах репарационной психологии и терапии, кататимно-имагинативной психологии, сооснователь проекта Kind Comics
Олеся считает, что это может негативно сказаться и на успеваемости в школе. По её мнению, если ребёнок опережает класс в интеллектуальном и психологическом развитии, он потеряет мотивацию учиться без индивидуального подхода от педагога.
Так как каждый ребёнок индивидуален, обобщить стратегию поведения для родителей и педагогов невозможно. Даже у детей с задержкой или преждевременным прохождением одного психологического этапа причины проблем не всегда одинаковы. Следить за состоянием и обратиться к детскому психологу при первых затруднениях — лучшее, что могут сделать родители.
Почитать другие материалы о воспитании и взрослении детей от наших экспертов вы можете в нашем блоге: