Возможно, я ошибаюсь, но, как мне кажется, «Пеппи Длинныйчулок» (1984) - не самая удачная советская экранизация. Помню, как мы ждали этот фильм, и …он показался громким и при этом каким-то вялым. Мы полагали, что будет хит, не хуже «Приключений Буратино» (1975) и «Про Красную шапочку» (1977).
Актёрский состав – идеальный: Татьяна Васильева, Людмила Шагалова, Елизавета Никищихина, Лев Дуров, Баадур Цуладзе, Леонид Ярмольник, Леонид Каневский, Михаил Боярский и – ребёнок-звёздочка Федя Стуков, который тогда мелькал в самых разных проектах и всем очень нравился.
Музыка Владимира Дашкевича – потрясающая. Кстати, песенки оттуда я люблю, причём до сих пор. Девочка в главной роли, в общем-то, совпадает с замыслом Астрид Линдгрен. Мне как-то писали, что «Пеппи…» мне не понравилась в силу моего подросткового возраста.
Мои тогдашние 13 лет в середине золотых-восьмидесятых – время лёгкого цинизма и ожидание более эффектных сказок, чем приезд девиантной и шумной Пеппи в скучноватый шведский городок. Однако мне думается, что всё – глубже.
У этого фильма поклонников гораздо меньше, чем у «Буратино», «Красной Шапочки» и прочих «Колец Альманзора» (1977). Мне думается, причина тут не одна. Пеппи, как персонаж, хотя, и была хорошо известна в СССР, но, что называется не обрусела.
Дело не в том, что Карлсона и Винни-Пуха обтесали под нашу аудиторию и выдали нечто своё,точнее – шедевры, не вполне похожие на первоисточник, а в том, что сам типаж Пепилотты Långstrump как-то не согласовывался с советскими реалиями.
Девочка-оторва не могла стать культовой фигурой, в отличие от таких же мальчиков. Если посмотреть советскую культуру в целом, у нас было много интересных и ...положительных героев-двоечников, но ни одной двоечницы-бандитки. Понятно, что двоечница - это метафора, а не указание на оценки в дневнике.
Это была какая-то изначально «не наша» девочка и «приручить», переиначить её не удалось. Но и не это главный минус киноповествования – я попыталась смотреть его в эпоху Интернета, когда многие вещи стали смотреться под иным углом, …и точно так же «не зашло».
Как ни парадоксально, отличные актёры здесь либо переигрывают, либо вообще не играют. Так, произносят текст, который им… скучно произносить. Феерические музыкальные номера выглядят, как вставки фильмов-ревю, но это – не фильм-ревю изначально и не киноконцерт.
В 6 классе мне это напоминало посредственный новогодний спектакль в провинциальном ДК, а в мои зрелые годы напомнило… вот ровно то же. Крики, погони, прыжки – всё уныло. Без огонька. Плюс ко всему – серовато-коричневая гамма костюмов и общего фона.
Как бы ни было, но сказка должна быть либо яркой и удивляющей. Дети «любят» глазами. А тут, какой-то сумбур и …усталость. Хотя, меня увлекали даже странноватые киносказки, вроде «Осенних колоколов» (1978), где почти не говорят, а закадровый текст читает Иннокентий Смоктуновский или «Русалочки» (1976), где есть реальное католичество.
Zina KorZina (c)