Найти в Дзене

Что привело к концу китайскую династию Хань

Династия Хань существовала чуть больше 4 веков и первая половина её правления была образцово-показательной в части управления и развития государства. Череда удачных правителей подобно императорам римской империи улучшала Поднебесную как могла. Но всё хорошее когда-нибудь кончается и в этой статье пойдёт речь о последних веках Хань с его кризисом власти, возвышением евнухов и восстанием жёлтых повязок.

https://ru.pinterest.com/pin/327073991683805292/
https://ru.pinterest.com/pin/327073991683805292/

Содержание

1. Мин-ди

2. Крах династии

2.1 Малолетние правители

2.2 Жёлтые повязки

3. Итоги

Мин-ди

Через 32 года после начала царствования Гуан У- ди, его сменил сын 29-летний Мин-ди (58-75 гг. н.э.), который изначально не должен был выиграть такой джекпот. Гуан У-ди назначил наследником отпрыска от первого брака с женщиной из северных кланов. Заключая этот союз, император надеялся выстроить нужные связи. Однако через 20 лет правления он повернул свой взор на юг, заключив ещё одно брачное соглашение с южанкой. Именно дитя этой семьи в итоге село на престол, а его сводный брат был лишён такой возможности.

Мин-ди отправил войска во главе с известным и талантливым генералом и дипломатом Бань Чао в 73 году н.э. (годы жизни 32-103 гг. н.э.) на север, где назревали проблемы с сюнну. Помимо подчинения сюнну были ещё преимущества, полученные в результате этой военной кампании. Во-первых, местные жители выразили свою благодарность и лояльность, а во-вторых ханьцы завоевали на западе часть Таримского бассейна - Оазис, что позволило продлить Великий Шёлковый путь и возобновить его работоспособность.

Во время этого императора также были установлены связи с Индией, что привели в Китай буддизм через индийских купцов и миссионеров. Мин-ди заинтересовался и отправил к соседям своих людей для получения большей информации. Те привезли с собой обратно в Поднебесную  “Сутру в 42 разделах”, сборник афоризмов. Найдя некоторые сходства в стиле с поучениями Конфуция, правитель начал пробовать приобщать своих подданных к новому течению. В Лояне построили монастырь “Белой лошади”. "Новоиспечённое" учение приняло образованное, а подчас, и весьма могущественное общество.

Экономика, как при Мин-ди, так и при последующих первых императорах Восточного Хань, развивалась. Власти создавали военные поселения, жители которых не только служили Китаю, но и обрабатывали землю, за что получали обеспечение от государства. Налоги периодически уменьшались, что облегчало участь облагаемых налогом жителей и, тем самым, добавляло средств в казну. В качестве облегчения труда крестьян и улучшения их производительности распространялась вспашка на волах. Правительство не забывало и об ирригации. Наблюдался рост городов и торговли, особенно по Великому шёлковому пути и по морю. Добывать полезные ископаемые стали более активно и эффективно. К 75 году население выросло до 34 млн.

В его правление начала развиваться социально-служилая группа - хуань гуань (евнухи). Их ведомством было Хуан мэн-линь (Приказ “Жёлтые ворота”). При следующих императорах их роль только усиливалась. Они снабжали двор и обеспечивали функциональность гарема, но стали принимать активное участие в политической жизни и обрастать сильным влиянием. Они лавировали между правителем и его семьёй и чиновниками, находясь при дворе. Их связи, деньги и информация подчас позволяла им уничтожать неугодных себе в поразительном масштабе. Сперва властители пользовались этим, а затем это превратилось в опасность для государства, так как раскачивало госаппарат.

Мин-ди
Мин-ди

Крах династии

Следующим правителем Китая довелось стать Чжан-ди (75-88 гг. ), сыну Мин-ди. В последний год его правления могущество Поднебесной находилось примерно на уровне своего пика. Ей подчинялись территории до парфянской границы, а дела на Великом Шёлковом пути шли весьма удачно. Когда императора сменил десятилетний Хэ-ди (88-105 гг.), это не вызвало опаски, ведь у государства стоял опытнейший регент, находящийся у власти со времён Мин-ди генерал Бань Чао.

Вероятно под его диктовку юный император приказал казнить родственников матери в 91 году, пытающихся влиять на политику в своих интересах, используя возраст ханьского правителя. Эти события выдвинули на первый план дворцовых евнухов, по идее, не имеющих причин бороться за земли и ресурсы, ведь после смерти всё это добро некому будет передать. Они стали главными лояльными слугами китайского монарха.

В эти же годы начались засуха и голод, что приводило к бродяжничеству и некоторым решениям, связанным с переселениями разорившихся крестьян. Эта же причина увеличила количество задолжников у появившихся вовремя ростовщиков. При этом выданного пропитания зачастую не хватало, чтобы прокормить семью. Тогда же увеличилось количество помещиков, скупавших разорённые земли. Их положение улучшалось, в то время как обычные люди необыкновенно страдали. Однако, это же и развивало ремесло, так как многие бедняки уходили в города и мастерские для работы.

Положение казны также ухудшалось, что приводило к повышению поборов. Однако, справедливости ради стоит сказать, что жалование госслужащих тоже пострадало. Однако это сыграло свою роль, ведь развивалось взяточничество и ломалась бюрократическая система. В 109-112 годах это вызвало восстания, которые и позже происходили снова в 130-ых и 140-ых годах.

Чжан-ди
Чжан-ди

Малолетние правители

Хэ-ди сменил его родственник Ан-ди (106-125 гг.), так как живого сына он после себя не оставил. С его правления началась активная эпоха упадка и бунтов. К тому времени Бань Чао уже умер, оставив поддержку новому монарху в виде родственников по материнской линии, борющихся за влияние и в итоге заработавших его, забрав себе полномочия по политическим решениям. Подобная схема работала до 146 года, когда влиятельные семьи пользовались и последующими малолетними императорами - десятилетним отпрыском Ан-ди Шунь-ди(125-144), годовалым и прожившим лишь год Чун-ди (144-145 гг.), кузеном последнего семилетнийэм Чжи-ди (145-146 гг.), отравленным в 8 лет. Завершал эту цепочку четырнадцатилетний Хуань-ди (146-168 гг.). С его времени начался конфликт монарха с чиновничеством, а также последних и евнухов.

Бань Чао. Памятник  в Мемориальном парке Бан Чао, Кашгар.
Бань Чао. Памятник в Мемориальном парке Бан Чао, Кашгар.

Последний также оказался лишён власти в пользу своего шурина, управляющего Лояном Лян Цзы. В результате Хуань-ди был вынужден отстраниться от дел и от жены, сдружившись с евнухами, чей рост влиятельности невозможно было остановить. Более того, та задумка с их возвышением, связанная с отсутствием потенциальной семьи слегка начала давать трещину, когда скопцы начали усыновлять детей и передавать им землю и даже титул. Подобные изменения оказывали огромное влияние на царских слуг, которые теперь могли создавать свой клан, способный копить богатства и земли.

В 140-ых годах вдобавок к династическим кризисам появилась ещё одна проблема, на этот раз извне. К Китаю приблизились племена цян, ставшие головной болью Поднебесной на протяжении многих лет и эта проблема решена была лишь в 160-ые годы.

В 159 году после смерти царской жены евнухи по просьбе царя сплели заговор и заставили совершить суицид Лян Цзы, а также убили всю его семью. Однако ситуация в государстве была запущена способными, но амбициозными и жадными землевладельцами, поглощающими всех слабых и должников. Эти самые должники превратились в крепостных, а их владельцы в мощных феодалов, чья охрана со временем превращалась в частные армии.

Кроме того разбогатели торговцы, пользуясь Великим Шёлковым путём. Настолько изменилось их состояние по сравнению с началом династии Хань, что появились философы, которые препятствовали с помощью своих трактатов, например, Ван Фу, что писал в своём труде “Цянь-фу Лунь” (“Критика скрытого человека”) в главе “Об избыточной роскоши” о том, как плохо то, что торговля вытеснила сельское хозяйство как самую прибыльную деятельность. Из-за неё на плечи простых людей падало бремя налогов, уходивших на оборону ВШП от бандитов. Все эти проблемы Хуань-ди решить не смог. При этом в его время активно развивался буддизм в Китае, полным ходом переводили канонические тексты.

Всё эти беды на этот раз упали на плечи его двенадцатилетнего сына от третьей жены Доу, Лин-ди (162-188 гг.). Мать же нового правителя стала его регентом. К слову, в 166 году, во время правления этого “дуэта” Китай посетили послы от Марка Аврелия с дарами для установления дружбы. Этим воспользовались арабские купцы, вклинившись в эту схему и выбив для себя хорошие условия, чем улучшили своё положение.

Лин-ди
Лин-ди

В качестве соправителя Доу вела борьбу с евнухами, особенно с тайным кланом “Десять постоянных служителей”. В 153 году студенты высшей школы Тайсюэ или “учёные” выступили против роста влияния скопцов при дворе и эти идеи стали обретать популярность. В 163 году ряд чиновников, таких как Ян Бин и Чжоу Цзин смогли отправить “в отставку” порядка 50 их представителей.

Философ Чэнь Фань предложил уничтожить их. Поддержал это решение сторонник чиновничества Доу У и предпринял активную попытку реализовать это в 169 году. Но всё это дошло до врагов императрицы, которые напали на дворец, арестовали её и объявили Лин-ди, что освобождают его от влияния его злобной матери, а также убедили его объявить Доу У мятежником. В итоге тому пришлось закончить жизнь самоубийством. Кроме него пострадало множество сторонников этой идеи.

Через 3 года после ареста, в 172 году мать императора умерла в темнице, по слухам, от Цао Цзе, лидера общества евнухов. Ещё один представитель данного сообщества Чжан Жан, которого многие не любили, получил от монарха статус “Воспитывающий меня отец”.

-6

Жёлтые повязки

Небу недостаточно было династического кризиса власти у Хань, оно решило добавить испытания в виде эпидемии в 172 и 179 годах, наводнения и нашествия саранчи. Также в 177 года очередная война с варварскими племенами оказалась неудачной. Подобное привело к концу короткой династии Син, основанной Ван Маном. Появилась группа повстанцев наподобие Красных бровей, на этот раз, носящие Жёлтые Повязки, носящие соответствующий атрибут. Они произошли из даосистской секты Тайпиндао, что распространяли текст Тайпинзин (Книга о великом равенстве и благоденствии) за авторством Юи Цзи, который за это и был казнён.

https://fb.ru/article/372734/vosstanie-jeltyih-povyazok-v-drevnem-kitae---istoriya-prichinyi-i-posledstviya
https://fb.ru/article/372734/vosstanie-jeltyih-povyazok-v-drevnem-kitae---istoriya-prichinyi-i-posledstviya

В их представлениях должен был наконец прийти золотой век и наступить идеалы великого крестьянского равенства (тай-пин), которого так долго ждали и эти идеи стали предлагать народу. Жёлтое небо должно было сменить синее небо. Возглавлял эту организацию даосист Чжан Чзюэ (Цзяо), “великий и мудрый учитель”, который уверял простолюдинов, что он маг, способный лечить больных, что действовало, учитывая недавнюю болезнь. Также он обещал вечную жизнь своим последователям. Люди верили этому, благодаря его умению лечить.

В 182 году команда восставших вмещала в себя всего лишь 300 человек, однако поддержки их исчислялась десятками тысяч бедняков. Он смог собрать порядка 36 отрядов, которых возглавляли, так называемые, малые и великие маги. Через 2 года началось само восстание Жёлтых повязок. Его возглавили Цзяо, Бао и Лян. Причиной, что восставшие выбрали именно этот год стало то, что по китайскому летоисчислению начинался очередной 60-летний цикл(китайский век). Власти предвидев это начали пытаться мешать бунту воплотиться в жизнь, но в итоге он начался немного раньше времени.

Чжан Цзяо
Чжан Цзяо

Восстание для жёлтых повязок начиналось удачно. В течение 10 лет мятежники не давали спокойно спать своим врагам, несмотря на то, что против них задействовали около 40 тысяч воинов. В 184 году в Гуанцзуне (совр. Хэбэй) восставшие потерпели первое поражение, но уже через год образовалась вторая волна, так называемая армия чёрной горы. Таких волн, в итоге, было несколько. Дошло до того, что в 189 году бои приблизились к Лояну.

Тогда же, после смерти Лин-ди, не объявившего наследника, полководец Юань Шао смог привести чиновников к очередной победе, хоть и остатки повстанцев ещё долго будут нервировать власть имущих Китая. На придворном поприще возвысился евнух Цзян Ши, который привёл к трону старшего сына Лин-ди Шао-Ди (189 год).

Государство победило в большей степени, благодаря крупным землевладельцам, и то не без потерь. Многие города, в том числе и Лоян были разрушены, а жители перебиты. Влияние императорского двора уменьшилось, а полководцы, наоборот, усилились. После этого на долгое время в Поднебесной поменялся баланс сил и военные деятели вышли на первый план.

В том же году Юань Шао организовал заговор против евнухов, во главе с Цзян Ши, которые тоже стремились устранить своего соперника, но против него пошёл ещё один полководец Дун Чжо, с целью перехватить власть в свои руки. Вдовствующая императрица оказалась в заключении, а все министры имели наиболее тёплые с ним отношения. Позже он возвёл на трон младшего сына Лин-ди, Сянь-ди, предоставив убежище прежнему "правителю" и сменил столицу государства на Чанъань, захватив власть. Однако уже в 192 году его убили в Саньяне, что привело к новому противостоянию между военными деятелями.

В ходе войны выделился военачальник и приёмный сын одного из евнухов Цао Цао (он же убил Дун Чжо), что завладел Северным Китаем к 202 году и стал реальным правителем (первым министром), при живом императоре Сянь-ди (189-220 гг.), которого женил на своей дочери. Кроме того, что он слыл воином, он обладал также поэтическим талантом и занимался теорией военного дела. Также играли свою роль противостояниях Лю Бэй (161-223 гг.), Сунь Цюань (182-282 гг.). Однако в 207 году Цао Цао проиграл сражение союзу ванов бассейна Янцзы при Чиби у Красных Скал с помощью хитрости врага - подожжённых кораблей, заполенных сухой травой и древесиной.

Умер он в Лояне в 220 году, довольствуясь лишь севером. На своей территории, он установил смесь конфуцианства и легизма, что подразумевало довольно жёсткое правление. Его старший сын Цао Пи в том же году смог согнать с трона Сянь-ди под видом добровольной передачи власти и это ознаменовало конец династии Хань и началом нового периода в китайской истории - Троецарствия.

Цао Цао
Цао Цао

Итоги

Смерть У-ди принесла Ханскому Китаю тяжелейший период. В его ходе произошли колебания в династическом вопросе, успела на короткое время установиться новая династия Синь и гражданская война также последовала за всеми невзгодами китайцев. Однако с восстановлением Хань и приходом к власти Гуан У-ди и его преемников Поднебесная возобновила своё развитие, но не надолго. После этого длинная череда малолетних правителей, не способных на проявление жёсткой воли и являющихся марионетками царских родственников и евнухов. Этот кризис и предопределил то, что случилось дальше - восстание жёлтых повязок, кончину династии Хань и начало Троецарствия.

Небу недостаточно было династического кризиса власти у Хань, оно решило добавить испытания в виде эпидемий в 172 и 179 годах, наводнения и нашествия саранчи. Также в 177 года очередная война с варварскими племенами оказалась неудачной. Подобное привело к концу короткой династии