На днях не стало Джины Лоллобриджиды. Знаменитая, любимая Лолло завершила свою земную карьеру в 95 лет. Да, именно так. Про таких уникальных людей потом говорят, что они свою карьеру начинают уже при рождении… Исходит это от их исключительной индивидуальности. Такой была и Джина Лоллобриджида. За свою долгую жизнь она сделала для себя несколько профессиональных карьер – самая известная, это «самая красивая актриса планеты»! Она же действительно великая актриса, модель, художник, скульптор, певица, политик и общественный деятель и, что нам фотографам очень радостно слышать – настоящий фотожурналист!
Знаете, готовя этот материал, был дважды удивлён подачей информации о Джине. С одной стороны, порадовала Википедия, однозначно назвав её фотожурналистом и огорчило ТАСС, обозначив среди прочих её занятий – увлечение фотографией. Лично я считаю Джину Лоллобриджиду великим фотографом и настоящим фотожурналистом. Думаю, её фотоархив даст фору многим фотоагентствам. Фотография для Джины было далеко не хобби, это стало её жизненной необходимостью фотографировать и делала она это с профессиональной самоотдачей фотожурналиста. Причём ей это достаточно сложно было делать в силу своей популярности. Другие, например, пользовались бы этим, но не Джина… она старалась раствориться в среде, быть незаметной. Вспоминаю тут завет советского фотожурналиста и педагога Всеволода Тарасевича: «Фотожурналист должен быть мухой на спине». И это очень хорошо понимала фотограф Джина. В своей книге она пишет «И все съёмки сопровождались такими трудностями, которые незнакомы большей части фотографов, даже самых знаменитых. Анри Картье-Брессон, например, может работать совершенно спокойно, поскольку он избежал личной популярности и, будучи неизвестным большинству людей, может ловить своим объективом самые естественные моменты действительности и выбирать те её аспекты, которые он предпочитает.» Очень забавно это сейчас читать, когда Анри Брессон считается легендой документальной фотографии. Но это написано в 1973 году).
Джина отвечала всем канонам фотожурналиста, прежде всего чувствовала своё миссионерство – если не я, то кто? Чувствуя свою любовь и мастерство к фотографированию, осознавая свои возможности финансовые и организаторские она смогла создавать уникальные фотографические коллекции. Джина делала фотографии высокого класса фотографичности и художественности. К тому же, она не работала только «по верхам», снимая только знаменитостей в своём окружении, но погружалась во все социальные слои, причем не с экскурсией, а с тщательной проработкой.
«В моей работе я обошла вниманием известные памятники и нацелила объектив на лица, жесты, поведение людей: мужчины, женщины, простые люди и знаменитости, бродячие цыгане на дорогах, ночные бдения замерзшей проститутки – всё интересовало меня.»
Джина снимала ВСЁ, её как очень интересующуюся жизнью семьи, страны, планеты интересовало всё, чем насыщена наша жизнь. Например, её страна Италия, она невероятно любила свою страну и поэтому снимая материал для альбома «МОЯ ИТАЛИЯ» в её фоторепортажах вы увидите и шик высшего сословия и рабочих автозаводов «Фиат», она с рыбаками в открытом море и на съёмках футбольных матчей, на добыче мрамора, монахов, даже среди мафии и много, много простых жителей от младенцев до стариков. У Джины очень высокий качественный уровень восприятия. Большую ценность жизни, красоты жизни она видела, прошу прощения в жизни простых людей. Видно, что она предпочитала снимать жанровые сюжеты просто на улочках любых городков. По снимкам Джины можно заметить темы, которые её особенно волновали, это сохранение древней культуры, дети, материнство, радость жизни, трудовой человек, футбол как страсть, типажи людей, ещё раз дети, много детей и конечно женщины! В её темах очень много человека! Для Джины очень важно общение и самое важное человеческое состояние для неё – это семья.
Поэтому неудивительно, что книга «Моя Италия» начинается кадром с групповым портретом всех жителей её родного города Субиако, где она родилась. По мне, так это самый главный кадр её фотографической карьеры, да и не только, а всей жизни! Мэр, священник, родные и друзья – все собрались, чтобы позировать для «семейного портрета». У кого ещё на планете такая большая семья и такой групповой кадр, а?
Итак,
За время своей профессиональной фотографической деятельности она издала порядка 8 фотоальбомов. Для издания только одного «Моя Италия» она сделала около 20 тысяч кадров в течении двух лет. Альбом стал бестселлером и своеобразной итальянской визуальной энциклопедией, в этой публикации я знакомлю вас с ним. Представлены избранные мной фотографии из альбома. Особое внимание обратите на подписи к фотографиям – они полны любви и юмора! )
Вступление: Василий Прудников (директор РУСС ПРЕСС ФОТО)
Далее фото и текст: Джина Лоллобриджида, Италия 1971-1973 годы.
Актриса с фотоаппаратом, более двух с половиной лет труда, долгое путешествие по Италии, двадцать тысяч фотографий.
И вот создан сборник из двухсот снимков с пояснительными подписями и комментариями. В предисловии к этой внушительной коллекции фотографий, созданной знаменитой актрисой Альберто Моравиа писал Лоллобриджиде: «Твои образы воссоздают итальянскую действительность». Итак, «Моя Италия» – это образ сегодняшней Италии, воссозданный Джиной Лоллобриджидой с несколько иронической беспристрастностью современника, который знает много, слишком много об избранной им теме, подобно тому, как член семьи знает много, слишком много о семейных делах и отношениях.
Почему избрана фотография? Это не просто причуда актрисы, которая на протяжении многих лет каждый день находилась перед объективом. Нет, сказалось истинное стремление к поиску, к открытию. Сперва занятия фотографией стали хобби Лоллобриджиды, но очень скоро превратились почти во вторую профессию. Каждая страница этой книги, родившейся в результате настойчивого труда, свидетельствует об овладении техникой, согрета вдохновением, говорит о точности изобразительного решения.
И центре внимания – Италия и итальянцы, Большинство снятых людей неизвестны, их имена не указываются, но имеются и снимки прославленных людей, не потому, что они знамениты, а потому, что являются друзьями Джины, главными героями её «дневника», наблюдателями её жизни и работы. Они также являются частью того портрета, который постепенно вырисовывается в книге: портрета Джины Лоллобриджиды, который создается через восприятие портрета «её» Италии.
Джина Лоллобриджида родилась в Субиако, выросла в Риме и вступила в мир кино традиционно-сказочным путем – благодаря случаю. На одной из улиц Рима Джину остановил режиссёр, предложил пробу перед камерой, и вскоре её имя стало известно миллионам зрителей.
Джина мечтала о другой карьере: она училась рисовать и петь и могла бы стать художником или певицей. Она участвовала в выставках художников-любителей и часто получала премии за свои картины. Но все же предпочтение Лоллобриджида отдала кинематографу. За период своей долгой и успешной профессиональной работы в кино, где она и сейчас занимает ведущее положение, Джина сыграла главные роли почти в шестидесяти фильмах, среди которых следует назвать: «Хлеб, любовь и фантазия» и «Хлеб, любовь и ревность», «Фанфан-Тюльпан», «Трапеция», «Приходи в сентябре», «Король, королева и плут».
ФОТОГРАФИЯ! КАК ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНО!
Авторский текст Джины Лоллобриджиды
Бывает так, что какое-нибудь хобби превращается во что-то очень важное, целиком подчиняющее себе всю жизнь.
Это со мной и случилось, почти незаметно для меня самой. Я начала сниматься в кино после учёбы на факультете изобразительных искусств. Работа в кино всегда приносила мне удовлетворение, но она не позволяла мне быть тем, кем я хотела быть, когда занималась живописью и скульптурой. Я люблю природу, людей, мне нравится изучать, открывать их. В кино же я была объектом изучения. И вот, не имея больше времени для кисти и резца, проводя целые дни перед съёмочной камерой, я начала фотографировать. Много, всех. Сначала, конечно, моего сына, потом товарищей по работе, незнакомых людей, потом наиболее выразительных представителей нашей эпохи: Гагарина, Стейнбека, Дали ... Снимки нравились, о них начали говорить. Их начали печатать журналы. И моё хобби превратилось почти в профессию.
Я поняла тогда, что фотография – это средство самовыражения, и принялась за дело в надежде открыть окружающий мир и немного – себя саму. Скажу ещё раз, что в кино трудно быть самой собой.
Так зародилась «Моя Италия», путь к открытию моей страны, моего народа. Два года работы и – книга, состоящая только из изображений.
Чтобы сделать её, я исколесила Италию вдоль и поперек, израсходовала тысячу фотокассет, вывела из строя автомобиль и два фотоаппарата, чуть не вывалилась однажды из самолёта и едва не была опрокинута толпой болельщиков во время одною футбольного матча.
В моей работе я обошла вниманием известные памятники и нацелила объектив на лица, жесты, поведение людей: мужчины, женщины, простые люди и знаменитости, бродячие цыгане на дорогах, ночные бдения замерзшей проститутки – всё интересовало меня.
Есть у меня фотография и беременной женщины, при родах которой я потом присутствовала и сняла на плёнку это событие.
И все съёмки сопровождались такими трудностями, которые незнакомы большей части фотографов, даже самых знаменитых. Анри Картье-Брессон, например, может работать совершенно спокойно, поскольку он избежал личной популярности и, будучи неизвестным большинству людей, может ловить своим объективом самые естественные моменты действительности и выбирать те её аспекты, которые он предпочитает.
Я же, при каждом появлении на людях, немедленно привлекала к себе внимание не только небольшой группы «папараццо» – молодых фоторепортёров, занятых ежедневной охотой за сенсационными личностями, но и кучи поклонников, просящих автограф или просто довольствующихся тем, чтобы посмотреть вблизи на лицо, столь знакомое по экрану и обложкам журналов.
Вообще фотографировать людей достаточно трудно. Большинство из них, заметив нацеленный объектив, тотчас же принимают какую-нибудь позу.
Добавьте к этому трудность, возникающую из-за известности фотографа, и тогда станет ясно, каким нелегким было мое дело.
Мне удалось, однако, преодолеть эти трудности, прибегнув к помощи фантазии и к некоторому маскараду.
Лохматый парик в стиле «хиппи», мятые джинсы и широкая блуза делали меня достаточно неприметной, хотя мне приходилось изменять и черты лица, чтобы быть неузнаваемой. После ряда экспериментов, самого удовлетворительного результата я добилась при помощи сливовых косточек во рту: раздавшиеся щеки меняли линию носа, который, как оказалось, был наиболее характерной частью моего лица. В моих походах принимал участие фотограф Роберто Бичокки, и вполне естественно, что пока я снимала других, он развлекался тем, что снимал меня (о чём и свидетельствуют помещенные здесь фотографии).
Но не всегда мне удавалось работать «под защитой анонимности». На «Фиате» и на верфи «Монфальконе» при моем появлении прекращалась работа, и рабочие, покинув конвейеры, выстраивались в очередь, чтобы посмотреть на меня вблизи.
Фотографирование моей страны было очень полезным и для меня самой. Я думала, что знаю много, очень много об итальянцах. Сколько же еще я открыла для себя!
Вот один пример. Еду на автомобиле мимо Колизея. Два часа дня, когда римские улицы обычно пустынны. Приближается пара новобрачных, и я останавливаюсь, чтобы пропустить их. Они медленно, рука в руке, идут под солнцем, сопровождаемые только маленькой девочкой. Решаю пойти за ними, чтобы снять их. Трогаюсь к Колизею, чтобы поставить машину. И тут же забываю о новобрачных, привлечённая извозчиками, которые воспользовались этим свободным от туристов часом и весело едят свои спагетти. Еще горит небольшой костёр и кастрюля стоит на огне.
Огибая внушительную громадину Колизея, замечаю группу людей с поднятыми вверх головами, наблюдающих за сложной акробатикой мужчины, забравшегося на последний ярус Колизея и вот уже несколько дней находящегося там в знак протеста против того, что он не может получить работу...
За один только день, рядом с этим символом Рима, столько контрастов, делающих мою Италию такой маленькой и такой большой одновременно.
Сценарии и декорации могут меняться, но главный герой всегда один и тот же: человек – в дыму и стали фабрик и среди мирных пейзажей, подобных пейзажам Леонардо, Джорджоне, Рафаэля.
Передать это разнообразие в фотографии – изнурительно трудно. Трудно во всех отношениях и технически тоже. Решив запечатлеть широкую гамму сюжетов – от пейзажей до образа в движении, – я должна была запастись большим набором фотопринадлежностей.
Кроме моих любимых фотоаппаратов на 35 мм (я ношу с собой четыре таких аппарата (прим.авт. : два зеркальных Никона F2 и F+Асахи Пентакс, дальномерный Canon 7) и несколько объективов, от широкоугольных до телеобъектива), я вооружилась Хассельбладом и Лингофом. Ну и конечно штативом, светофильтрами, блиц-лампами.
За исключением цветных плёнок, обработку которых я поручила специализированным лабораториям, всё проявление и печать были выполнены в частной лаборатории под моим наблюдением.
Работа над макетом заняла много месяцев. Тут-то и наступил кризис.
Я должна была выбрать около двухсот фотографий из имеющихся у меня двадцати тысяч негативов. Я была в отчаянии, а издатель, к тому же, не хотел дать мне ещё год времени на улучшение уже выбранного материала и на поиски нового. |
Можно было дойти до нервного истощения! Но сейчас книга закончена, и я более спокойна.
А теперь одно пожелание: я хочу, чтобы читатель узнал себя хотя бы на некоторых страницах этой книги и, надеюсь, что «моя Италия станет немного и «его» — нашей общей.
Джина Лоллобриджида
ФОТОТЕМЫ
Далее представляются основные темы, над которыми работала фотограф Джина Лоллобриджида. Конечно это дети, женщины, жанровые уличные сценки, виды любимой Италии... Только в альбоме 200 фотографий, снято десятки тысяч.
ДЛЯ ДЕТЕЙ ВЕСЬ МИР - СЦЕНА
Детская серия.
МЕЧТА МОЕЙ МАТЕРИ – ВСЕ ЧЕТЫРЕ ДОЧЕРИ МОНАШКИ
Религиозная серия.
ПЕЙЗАЖИ ИТАЛИИ
Городки и ландшафты
ВЕНЕЦИЯ
Весь мир беспокоится о её судьбе
ЧЕЛОВЕК-ТРУДА
ПОСЛЕОБЕДЕННЫЕ РАЗГОВОРЫ
Уличный жанр.
НЕАПОЛИТАНСКИЕ СТРАСТИ
НЕВИННОСТЬ И СТЫДЛИВОСТЬ
Морская серия.
ДА ЗДРАВСТВУЮТ ЖЕНЩИНЫ!
ФУТБОЛ - НАШ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ
Спортивная серия
РИМ. ГОРОД МОЕЙ ЛЮБВИ
Романтическая серия
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ФОТОРЕПОРТЁР!
И в заключении ещё раз Джина за работой в качестве фотожурналиста. В этой фотографии на самом деле собрались все её основные образы - модельный, актёрский и фотографический. Она в профессиональной среде как один из репортёров, но смотрится как модель на подиуме, или актриса на сцене. И все её восхищаются и аплодируют!
ВИВАТ, Джина!!!
***
Статья подготовлена Институтом Профессиональной и Любительской фотографии ИПЛФ - РУСС ПРЕСС ФОТО. http://mipap.ru/
Вступительный текст, подбор фотографий, публикация:
Василий Прудников (ректор ИПЛФ)