С Ольгой, как и многими другими подписчиками, мы познакомились благодаря активу. Мы взаимно подписались друг на друга и... буквально с первых дней знакомства она активно приняла участие в жизни моего канала. Мне такая черта в людях нравится, сама такая — за любой движ, кроме голодовки.
Вот и в Ольге я заметила такое качество. Стоило мне заикнуться, что я хочу собрать на базе Дзена новогоднюю подборку сказок, Оля была в первых рядах. Вот тогда я впервые и узнала, что Ольга придумала нового персонажа — Квакахряма. Я назвала его "баба́й", потому что в славянском фольклоре этот персонаж уже давно стал именем нарицательным и объединяющим всех существ, которые пугают непослушных малышей.
Как вы уже поняли, вопросов у меня к Ольге было очень много, но поскольку я сама же и задала интерактивность, то, решила начать со сказок. Согласитесь, современных сказочниц гораздо меньше, чем писательниц других жанров.
После интервью я намного лучше поняла Олю, у которой кстати, тоже есть канал на Дзене:
Бурные аплодисменты, встречаем Ольгу Ефимову-Соколову!
Тётушка Рысь: Привет, Оля! Начинаю свои вопросы. Невозможно представить детство без сказок. Вспоминая известных сказочниц, я сразу представляю себе: Диану Уинн Джонс подарившей нам "Ходячий замок", Туве Янссон создавшую мир муми-троллей и озорных героев Астрид Линдгрен. А какая сказочница ты? Почему именно сказки?
Ольга Ефимова-Соколова: Юля, спасибо за интересный вопрос! Я сказочница практичная. Начала придумывать сказки, чтобы усмирить своего капризничающего ребенка. Поэтому мой герой — Квакахрям — он не милый Чебурашка, а своенравный Карлсон. От детского нытья у него начинает болеть голова и чесаться хвост, и если дети не перестают хныкать, он плюётся чернилами. Новую сказку про Квакахряма мне приходилось придумывать каждый вечер по требованию детей. И дети, не только мои, помогли мне иллюстрировать два сборника сказок «Приключения Квакахряма». Во втором томе аж 90 рисунков от 70 иллюстраторов.
Тётушка: Какая прелесть! Жалею, что была мала и не записала цикл сказок о приключениях Мальчика-с-Пальчик и Дюймовочки, которые мне каждый вечер придумывал папа. А как родилась идея написать фанфик по Шапокляк? Тоже дети помогли?
Ольга: Да, фанфик про любовь Мальчика-с-пальчик и Дюймовочки интересно было бы почитать. На мысль написать про Шапокляк меня натолкнул конкурс «Перепиши сказку», объявленный на «Литрес» в декабре и одновременно марафон на эту тему в ВК.
Со сказкой получилась целая история. Хорошо иллюстратор, которой я заказала обложку по «Шапокляк и ее звери», подсказала, что вряд ли можно просто так ее публиковать. Тогда я переделала название на «Хорошими делами прославиться нельзя», а на рисунке попросила изобразить Чебурашку и Гену, частично спрятавшихся.
И никакой Шапокляк. Так прошло, но «Литрес» придрался к именам. Судиться по поводу авторского права не хотелось, и я сделала Шапокляк – Шапокряк, Чебурашку – Ушастиком, Гену – Гошой, Лариску – Анфиской, а также добавила своих героев: Квакахряма, Белочку и Снегурочку. Получилось три сказки в одной для семейного чтения. Кстати, до конца января лежит бесплатно на «Литрес», потом сделаю платной.
А дети, конечно, хохотали над этой сказкой, и мы до сих пор поем с младшим песенку, которую сочинили, когда я подбирала новое имя Чебурашке:
Черабашка, Черабашка, Черабашка,
У него зеленая рубашка,
У него огромные ушки
И мягкое брюшко
Тётушка: Ты часто принимаешь участие в конкурсах? У меня с конкурсами не сложилось, остались не самые приятные впечатления. Как ты относишься ко всякого рода соревнованиям между авторами? Не возникает ли ощущения, что во время конкурса коллеги по перу превращаются в непримиримых соперников?
Ольга: Вопросы становятся все интереснее и интереснее. Я люблю конкурсы и постоянно в них участвую. Наверное, это идет от парусного спорта, когда я заявлялась на соревнования для того, чтобы оказаться в той тусовке, которая мне нравится, а параллельно научиться чему-то от более опытных соперников. Для меня это адреналин, новый опыт и развлечение. И я люблю своих соперников, чем они круче, тем я больше от этого кайфую! Особенно жесткими были конкурсы фантастики с самосудом, где каждый должен был прочесть все рассказы в группе и прокомментировать их. Вот я наслушалась! Что-то было смешно, а что-то очень полезно. И если бы не конкурсы, я бы не пробилась в два издательства со своими рассказами «Ванькина кругосветка» и «Майнкрафт. Дневник Ваньки».
Тётушка: Так вот откуда появилась "Любовь под парусом" - ты просто описала то, что происходило с тобой во время регаты. А какие ещё твои увлечения в обычной жизни нашли отражение на страницах книг в виде "странных хобби" героев?
Ольга: Самое странное увлечение моих героев – это арахнология – изучение пауков в ироническом детективе «Последняя любовь профессора». Во время учебы в аспирантуре Института этнологии и антропологии, я слушала разные доклады ученых, в том числе, где они изучают свою академическую среду. А так как с чувством юмора у них все отлично, то это было увлекательно. Отсюда у меня — герой-профессор, героиня «Домусов» и «Яночки» — аспирантка, проводящая странные исследования субкультуры. Интерес к женской субкультуре закинул меня на 3 месяца в монастырь. Об этом я только начинаю писать. А так как я сейчас увлекаюсь аргентинским танго, то моя героиня – знойная дамочка-бухгалтер Ниночка пошла на курсы танго знакомиться с мужчинами. Ну, это в свободное от знакомств в бассейне время.
А кстати, я однажды попала на соревнования по уборке пляжа от мусора – «Чистые игры». Это очень веселое экологическое мероприятие нашло у меня отражение в романе «Моя игра» про Маяковского.
Тётушка: Монастырь? Какой интересный опыт. С какими ожиданиями ты туда отправлялась? Какие моменты или ситуации подтвердили надежды и чаяния, а какие, наоборот, стали неожиданными откровениями? Мол, а вот этого я точно не ожидала увидеть в монастыре?
Ольга: Я не ожидала, что монастырь — это место, где молодые, красивые девушки делают карьеру. Где есть место смешному и настоящей дружбе. Где город в городе: там доят коров, делают свой сыр и хлеб, лечатся, вместе готовят и кушают — этакая коммуна. Где нет времени и старости, ведь там нет зеркал. И, как говорила одна послушница, я не вижу, что седею, а общаясь с молодыми, сама чувствую себя молодой. Короче, мои ожидания полностью перевернулись. А откровения и чудеса встречала на каждом шагу.
Тётушка: Чудеса встречала только в монастыре, или в других местах? Можешь рассказать о самом запомнившемся чуде, которое произошло буквально на твоих глазах? Если бы тебе кто-то решил подарить суперспособность, то какую бы ты хотела получить? И какие бы чудеса творила сама?
Ольга: Самое большое чудо — это мои дети и моя космическая мама. Вот она имела сверхспособности: отлично гадала, видела вещие сны и, как это не тяжело вспоминать – даже предсказала свою смерть, только уже поздно было что-то изменить. Я тоже несколько раз в жизни по каким-то важным событиям видела вещие сны. Наверное, многие их видят. А в связи с нынешней ситуацией, я бы хотела иметь суперспособность – гасить войны и пожары.
Тётушка: Что ты, как писатель и дочь замечательной мамы думаешь о природе суперспособностей? Это дар, который получают избранные, или... наследственный диагноз? В своих детях замечаешь признаки ясновидение или чего-то "эдакого"?
Ольга: Я думаю, что это есть у всех, только не все замечают. Однако, есть «поцелованные Богом» люди: Моцарт, Циолковский, Эйнштейн – у них невероятный дар от природы. Наверное, можно какие-то способности развить, если этому регулярно уделять внимание, и получить суперспособности. Мои дети пока ничего такого не выдали. Может, готовятся.
Тётушка: В представлении многих людей, писатель - это такой человек, которому всё легко и просто даётся. Он просто сидит, ловит вдохновение и пишет бестселлеры. Какие мифы о писательстве ты знаешь? С какими сама сталкивалась? Были ли ситуации, когда хотелось опустить руки и заняться "нормальной", по мнению окружения, работой?
Ольга: Я считаю, что писатель может быть немного странным. И, кстати, это подтверждается моим опытом общения с писателями и, конечно, с самой собой. И вот раньше думала, что если у писателя трагическая судьба, то ему писать легче – это миф, а теперь смотрю – легче, наверное.
Конечно, миф то, что писать надо по вдохновению, когда тебя озарит. И все подтверждают: писательство – это каждодневный труд. А сейчас к нему добавился еще такой же серьезный труд по продвижению. Ибо это миф, что если ты талантливо и хорошо написал, то тебя издадут и купят.
Раньше думала, что писать смешно – сложно и нужно таким искрометным родиться, а, посмотрев лекции «как писать смешно», стендап и наших добрых советских юмористов, а также перечитав классиков типа Зощенко, Аверченко и Чехова, поняла, что и этому можно научиться. Кстати, проверяю обычно на своих детях – если они хохочут, значит получилось.
Рукам опускаться не даю, несмотря на сложности по отношению к моему увлечению дома. Вот очень завидую тем, кто и зарабатывать деньги на «нормальной работе» успевает и купается в любви и поддержке близких. У меня как-то все коряво в этом плане. Одно утешает, что у многих писателей похожие сложности – я не одна!
А и ещё, точно миф, что писатель — это такое богемное существо с массой вредных привычек. Только режим и здоровый образ жизни позволяют выжить и при этом заниматься нашим странным, но любимым хобби — писательством.
Тётушка: Заметила, что людей, которые читают истории успеха, интересует два этапа в жизни гостя: вкус победы и боль поражения от эпического провала. Можешь рассказать о себе, когда ты почувствовала, вот оно — хочу и могу писать! И какое событие в жизни, ты считаешь своим самым обидным провалом?
Ольга: Для меня самым долгожданным показателем успеха было то, что мои рассказы взяли-таки в издательства! До этого я часто доходила до финала, но почти никогда не выигрывала. Даже дети каждый раз смеялись: «Ну шорт-лист, это у тебя постоянно!». Также приятно, когда позвонила тетя, прочитавшая «Мою игру» и сказала, что ей было очень интересно. Мои родители умерли раньше, так что они меня не читали. А вот еще, самое удивительное — когда младший хвалился в садике, а потом в школе, что мама у него — писатель и он самым первым и бесплатно читает мои книги!
Прямо эпического провала в писательстве не помню, я на проигрышах не зацикливаюсь, иду дальше. А на регате в Москве был курьезных случай. Пока я брала интервью у яхтсменов, мой 4-летний сын потерялся. Я оббегала весь пруд, опросила полицейских. А тут слышу, как со сцены, где проходило награждение, кричат: «Кому мальчика Митю?» Я туда. Ведущий передает мне довольного Митю с огромной шоколадкой в руках и говорит: «На регате дети не пропадают, а только появляются!». Вот почему я люблю писать про парусный спорт.
Тётушка: Спасибо, Ольга. Традиционно финальный вопрос, он же итоговый, предусматривает напутствия читателям, коллегам, советы новичкам или приятные слова пожелания всем. Предлагаю тебе самой выбрать, чем ты хочешь завершить интервью.
Ольга: Мне очень понравилось, как сказала писательница Саша Николаенко на недавней встрече: «Писать о злодеях легко, они часто выходят очень привлекательными. Зло притягивает. А ты попробуй написать увлекательно о добре! Или о зле, но так, чтобы потом осталось светлое и доброе послевкусие». Для меня в этом пример – Кир Булычев со своими военными рассказами (по ним сделали фильм «Хронос»). Мне кажется, важно писать о добром, ведь писатели, таким образом, посылают свой заряд во вселенную.
Тётушка: Спасибо за интересные ответы! Знаешь, это всегда так волнительно : задавать вопрос и всегда получать неожиданный ответ, о которым ты даже не можешь предугадать.
Ольга: Юля, мне было очень интересно отвечать на твои вопросы! Большое спасибо! И пусть добро всегда побеждает зло! И не только на страницах наших книг.