- Что же делать? – еле слышно спросила Томка. Впрочем, ответа она не ждала. Вопрос вырвался сам собой, как говорится, чисто риторический. Да и вообще, не о пчёлах болела её душа.
Пчёл, конечно, тоже было жаль…
Но, честно говоря, своя рубашка ближе к телу, людей-то жальче – бедного дядю Витю и отца. Да, отцу грозит теперь тюрьма! И в своё «что же делать» она скорее вкладывала тревогу за людей, а не за пчёл. Однако, сын покойного дяди Вити, молодой человек с несколько надменным, почти аристократическим выражением лица вдруг пустился в пространные рассуждения о том, что гибель пчёл, якобы, угрожает человечеству натуральным голодом.
- Пчёлы – теневые участники нашей экономики, - говорил Евгений, - мы зависим от них, куда больше, чем кажется! Вымирание пчёл не остановит, конечно, но сильно сократит производство многих культур. Мы тут же почувствуем дефицит. Фрукты, овощи, орехи и ещё треть товаров на полках наших магазинов исчезнут. И ладно бы только это… Вслед за пчёлами с лица Земли исчезнут многие травы и деревья.
Томка осмелела и, наконец, взглянула на своего собеседника с нескрываемым интересом. Лоб высокий, крутой, завитки мягких, светло-русых волос прикрывают правую бровь. Глаза небольшие, карие, смотрят не на неё, а куда-то мимо, поверх её макушки. Он вообще выше её на две головы. И выше покойного дяди Вити. И выше отца. Кто бы мог подумать, что у дяди Вити такой высокий и такой важный сын! Когда он говорит, а говорит он постоянно – ноздри его прямого римского носа слегка надуваются. А голос приятный у него.
- Неоникотиноиды – вот первая причина гибели, настоящий бич для пчёл, а заодно и для нас, но мы – люди, пока этого не замечаем. Мы вообще предпочитаем ничего не замечать до последнего, пока петух жареный в одно место не клюнет!
Евгений прервал свой монолог, чтобы промочить горло. Сделал глоток остывшего кофе и быстро глянул на собеседницу. Сидит себе смирно – не перебивает. Уже хорошо! Ему не нравились женщины, которые перебивают мужчин.
- Эти яды почти не опасны для млекопитающих. Зато для беспозвоночных, у которых нет такой полезной штуки, как гематоэнцефалический барьер – это верный паралич. По сути искусственная чума, созданная руками человека. Вещество устойчиво к свету, умеренно растворимо в воде, хорошо проникает в сосудистую систему растения, не нанося существенного урона, зато делает его ядовитым для вредителей. Ну, чем не красота? Просто-таки находка для сельского хозяйства! Крестоцветные блошки, колорадские жуки, рисовые долгоносики, всякие там трипсы и прочие ребята дохнут на ура. А заодно и пчёлы. Хотите ещё кофе?
- Не откажусь.
На самом деле никакого кофе ей не хотелось. Но отказ вполне мог поставить точку в их зыбком диалоге.
- Хорошо, сей час я организую, - пообещал Евгений, забрал чашки и исчез на кухне.
У-фф, она откинулась на спинку кресла, позволив себе на секунду расслабиться. Столь серьёзных мужчин ей ещё видеть не доводилось.
Да чего уж – опыт общения с противоположным полом стремился к нулю.
Отец научил её двум вещам: подчиняться и предугадывать желания. В целом, ничего сложного – желания отца были просты, как пять копеек. Горячее на обед, дежурная улыбка на лице, порядок в доме и в огороде. Вот, собственно, и всё. Немногочисленные представители сильного пола, проживающие в посёлке и посещающие периодически магазин, где она работала требовали от женщины немногого - посмеяться над их плоскими шуточками, да позволить ущипнуть за мягкое место. Последнее, впрочем, пресекалось, что в итоге закрепило за ней прозвище «Недотрога»
- Гляди, Недотрога, состаришься – сама прибежишь, да поздно будет не станем тебя щупать, - зубоскалил Серёга по прозвищу Лысый. Утверждали, будто потерял он шевелюру во время службы в ракетных частях.
Даже сам запах Серёгин, а пахло от него всегда куревом и соляркой, вызывал у неё стойкое отвращение. От дяди Вити пахло приятно - видимо недешёвым одеколоном и воском. А вот от Евгения пахло чистотой.
Уходить не хотелось. Пусть бы поговорил ещё немного. Было в нём что-то особенное. Хорошее и светлое. Какая-то надежда.
Евгений появился с горячим кофе.
- Итак, на чём мы остановились?
- На трипсах, - с готовностью подсказала она, - трипсы и долгоносики дохнут и пчёлы тоже… Под горячую руку…
- Да-да, - он внезапно задумался и на несколько минут ушёл в себя.
Томка вцепилась в подлокотники кресла и стала покорно ждать – что дальше?
- Вот так-то, - со вздохом закончил свои молчаливые размышления Евгений, - пчёл надо спасать! Мы тут на планете вообще все в одной лодке – если и потонем, то все вместе.
- Так,что же делать-то? – снова задала Томка свой вопрос. На этот раз уже не риторический, а вполне конкретный.
- Ну, много чего… Можно специально высаживать растения-медоносы, позволить насекомым – поллинаторам устраивать гнёзда в садах. Не стоит до фанатизма выкашивать траву в парках и скверах. Вести разъяснительную работу среди населения. При желании мы способны на многое! Неоникотиноиды я бы, конечно, запретил, будь моя воля, но, боюсь нынешнее правительство не на том уровне сознательности, поэтому пчеловодам и фермерам придётся договариваться самим, пока не поздно.
Томка слушала и не переставала удивляться – только вчера этот человек похоронил отца, а сегодня способен рассуждать о будущем. Похоже он не держит зла? Любой на его месте пошёл бы разбираться и требовать сурового наказания жестокому убийце, а этот угощает её кофе и разглагольствует о пчёлах. Нет, какой же он странный, на самом деле!
Ей захотелось сделать для него что-то хорошее. Но что?
- Могу ли я Вам как-то помочь? – спросила с робким отчаянием.
- Вы? – искренне удивился он и поймал себя на мысли, что немного сочувствует ей. Чисто по-человечески. Какая-то она одинокая и тихая. Папаша-то дел наворотил, но она тут не при чём.
- Я вечером уеду. У меня билет. Так Вы за домом тут присмотрите, а? И за пчёлами – там под яблонькой улей стоит.
- Я знаю, видела.
- Кошек опять же покормить…
- Покормлю. Вы не беспокойтесь.
- Я к осени вернусь. Мёд качать будем.
С тем и расстались.
(Продолжение следует) - здесь!
Иллюстрация - репродукция картины "Пасека" (1957 г.) Художник Тюха Иван Андреевич
Начало истории - тут! и Глава 2, Глава 3, Глава 4,Глава 5, Глава 6, Глава7 Глава 8, Глава 9, Глава 10, Глава 11, Глава 12 Глава13, Глава 14, Глава 15, Глава 16, Глава 17 Глава 18, Глава 19
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!