Найти в Дзене
Спорт-Экспресс

«Во дворе – пацан, в политике – политик. С каждым умел отыскать общий язык». Лахиялов – о том, как звездный Это’О адаптировался к «Анжи»

Самюэль Это'О. Фото Александр Федоров, «СЭ»
Самюэль Это'О. Фото Александр Федоров, «СЭ»

Бывший нападающий «Анжи» Шамиль Лахиялов в ноябре 2013 года дал интервью «СЭ». В рубрике «Разговор по пятницам» он рассказал, чем ему запомнилась совместная работа с легендарным форвардом Самюэлем Это’О, который выступал за махачкалинский клуб c августа 2011 года по август 2013 года.

– Чем восхищал Это’О?

– Вот он сидит с нами, и вроде по разговору такой же футболист, как мы. Но заходит президент – и Сэм тут же переводит беседу на другой уровень. С главным тренером – на его уровень. Это ведь не просто коммуникабельность?

– Что-то другое.

– С каждым умеет отыскать общий язык. Как у нас говорят: во дворе он пацан, в политике – политик, среди воров – вор. С Это’О легко. Если проблемы, не надо напрашиваться к руководству – достаточно прийти к Сэму. Вопрос будет решен. К примеру, с премиальными. Или случай – сцепились с Жусилеем на предматчевой тренировке…

– Из-за чего?

– Рядовая ситуация: один сзади бьет – другой не сдержался. Тогда тренировали Гордеев с Карлосом. Мне объявляют: остаюсь дома, Жусилея в поездку берут. И штрафуют лишь меня – на 5 тысяч долларов. Подошел к Это’О: «Как объясните ребятам эту ситуацию? Они начнут возмущаться! Если наказываете, то двоих…»

– Итог?

– Оштрафовали обоих. В поездку меня взяли. Я в благодарность забил гол, мы выиграли у «Крыльев».

Шамиль Лахиялов - в центре. Фото Александр Федоров, «СЭ»
Шамиль Лахиялов - в центре. Фото Александр Федоров, «СЭ»

– С Жусилеем после общались?

– Я отходчивый. За руку здоровались на следующий день. А Это’О сказал: «Молодец, ты хочешь справедливости».

– В футбольном смысле он чем-то поражал?

– Так мы по телевизору Это’О насмотрелись. Понимали, какой мастер. Больше Диарра потряс. Самый сильный футболист, с которым я выходил в одной команде! Резкий, жесткий, техничный. Он приехал в «Анжи», когда сборников не было, оставались местные ребята да парочка легионеров. На первой тренировке играли в «дыр-дыр». И мы впятером бегали за Диарра, не могли мяч отнять!

А Сэм первое время на тренировках горел! Зарубы бывали сумасшедшие – он спорил и с тренером, и с тем, кто судил. Его команда уступает в счете – требует, чтоб добавили пять минут. Не хотел проигрывать!

– Но научился?

– Последние полгода стал спокойнее. Проиграли? Ну и ладно. Настрой был уже не тот.

Самюэль Это'О (№99) и Шамиль Лахиялов (№10) с партнерами по команде. Фото Сергей Расулов, NewsTeam для «СЭ»
Самюэль Это'О (№99) и Шамиль Лахиялов (№10) с партнерами по команде. Фото Сергей Расулов, NewsTeam для «СЭ»

– Зато в играх учреждал персональные призы. Накануне матча с ЦСКА пообещал каждому защитнику дорогущие часы.

– Не каждому, а трем дагестанцам в обороне – если всухую победим ЦСКА. Мы выиграли – но при счете 2:0 пропустили. Это’О все равно часы подарил – Тагирбекову, Гаджибекову и Агаларову. Мне говорили, такие стоят под 30 тысяч евро. Сэм – добрый, щедрый. Квартиру в Махачкале купил администратору клуба. Тот сделал ремонт – Это’О был первым гостем.

– Красножан действительно учил Это’О, как правильно кидать аут?

– Мы учились, как после аута выходить в атаку. Подолгу отрабатывали. Думали: уж можно было бы и ногами поиграть. Все-таки футболисты. Но я никогда не пойду жаловаться начальству, если не высказал самому человеку в лицо. Красножан спросил меня: «Как тренировки? Как теория?» Я ответил – не нравится. Но из местных ребят ни один не будет фыркать и возмущаться. Добавил: «Мы-то готовы терпеть. Но вы не забывайте, здесь играют не только дагестанцы». А через два дня произошел взрыв.

– Как, кстати?

– На собрании возникли разногласия между Сэмом и Анатольичем. Я понял – на следующий сбор Красножан не поедет.

– Он толкнул речь, переводчик что-то добавил от себя на тему зарплат, и Это’О вспылил?

– Я слышал такую версию. По моим ощущениям – сам Красножан произнес лишние слова. В беседах со мной Сэм не показывал, что он – миллиардер. Но цену себе знал. И когда начинают попрекать деньгами… Конечно, его это взбесило! Встал и ушел посреди собрания.

Красножан гнул свою линию, даже если замечал недовольство. Ему стоило прислушаться в мелочах. Быть гибче. Не бросать ауты полчаса. Пяти минут вполне достаточно. Мы же не школьники.