Продолжаем с моим соавтором Николаем Александровым, тему легендарной британской группы Uriah Heep. В предыдущей статье рассказывалось о предыстории становления группы. В этот раз речь пойдёт о классическом периоде её творчества с первым вокалистом, называемым Эрой Байрона.
Глава первая (Начало)
Как уже говорилось, из группы Spice в конце декабря 1969 года образовалась Uriah Heep, которая на первых порах не отличалась стабильностью состава (менялись в основном барабанщики и бас-гитаристы). В группу на тот момент входили: гитарист Мик Бокс, вокалист Дэвид Байрон, бас-гитарист Пол Ньютон, барабанщик Алекс Напьер (которого в январе 1970-го ненадолго заменил Найджел Олссон из команды Элтона Джона) и вновь пришедший органист (гитарист и вокалист) Кен Хенсли (экс The Gods, Toe Fat, Head Machine).
Музыканты продолжили работу над дебютным альбомом (начатую ещё в июле старым составом Spice), под руководством продюсера Джерри Брона и менеджера Пола Ньютона старшего (отца бас-гитариста). Запись закончилась в апреле 1970 года, и в июне альбом «...Very 'Eavy ...Very 'Umble» (очень тяжёлый… очень скромный) вышел в свет в Европе на лейбле Vertigo Records.
Первый альбом представлял собой «угрюмую» психоделическую смесь хард-рока, блюза и элементов прогрессива, но был прохладно встречен музыкальными критиками. На обложке была изображена голова "мертвеца" в паутине, образ которой художник взял с одного из фото Байрона.
В кредитах указано, что треки были написаны Боксом, Байроном и Ньютоном, за исключением одного кавера на антивоенную тему «Come Away Melinda» авторов Хеллермана-Минкоффа. В записи, кроме членов группы, принимал участие сессионный клавишник Колин Вуд на «Come Away Melinda» и «Wake Up (Set Your Sights)». Вклад недавно пришедшего Хенсли в альбом ограничился переработкой органных, фортепианных и меллотронных партий, и участием в вокальных гармониях. Помимо этого он отметится партиями на слайд-гитаре в двух треках: "Dreammare" и "Real Turned On". Группа только начинала искать свой стиль, изначально ориентируясь на американскую группу Vanilla Fudge, с их Хаммонд-органом и вокальными изысками. В альбоме выделялась первая песня «Gypsy», исполненная в лучших традициях пионеров тяжёлого рока Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath, выпущенная также в укороченной сингл-версии.
Uriah Heep - Gypsy (Official Audio)
Uriah Heep - Gypsy (Single Version)
Найджел Олссон, записавший с группой пару треков в дебютном альбоме, выступил с группой на концертах 9 раз и вернулся к Элтону Джону, который позвал его на гастроли в Америку, соблазнив хорошим гонораром.
Elton John (Nigel Olsson on drums) - Rehearsing with his band in 1970
А в феврале 1970 года его заменил новый барабанщик Кит Бейкер (1950 г.р. из группы Bakerloo).
Второй альбом «Salisbury» записывался в октябре-ноябре 1970 года, и появился в январе 1971 года также на лейбле Vertigo Records и произвёл фурор в европейских странах (их признали тамошние музыкальные критики). В отличие от их первого альбома, авторство половины песен принадлежали Кену Хенсли, который в полной мере проявил свой талант музыканта-мультиинструменталиста (органиста, гитариста и второго вокалиста) и главного композитора группы. «Salisbury» прославился драматическим тяжёлым арт-роковым хитом «Bird Of Prey» (с вокальным (близким к оперному) многоголосьем Байрона и других участников) и анти-военной полуакустической фолк-роковой балладой «Lady in Black» (с вокалом Хенсли), и дал крен в сторону прогрессив-симфо-рока, с 16-минутным одноимённым треком, записанным (с привлечённым Лондонского симфонического оркестра) под влиянием вышедших в 1969 году композиции «April» и альбома «Concerto for Group and Orchestra» группы Deep Purple.
Uriah Heep - Bird Of Prey (2016 Remaster)
Uriah Heep - Lady in Black (Videoclip)
URIAH HEEP - Salisbury
Вскоре после релиза, барабанщик Кит Бейкер покинул группу (присоединившись к первому составу Supertramp), и был заменён Иеном Кларком (1946 г.р. из прогрессив-группы Cressida).
Supertramp with Keith Baker - Haro Senft - All along the watchtower 1970
Cressida (Ian CLARKE on drums) - Asylum
С Кларком группа отправилась в свой первый тур по США, поддерживая Three Dog Night и Steppenwolf. А в середине мая и до конца 1971 года было организовано турне по Швейцарии, Германии, Италии, Великобритании, которые прошли также с успехом.
Третий альбом «Look at Yourself» записывался в июле, а появился в октябре 1971 года в Европе уже на новом лейбле Джерри Брона - Bronze Records, на котором были выпущены 13 студийных альбомов группы (последний в 1983 году). Название лейбла придумал Иен Кларк, получив премию в 25 фунтов от Джерри Брона.
Это был последний альбом Uriah Heep с участием основателя и басиста Пола Ньютона, и считается одним из лучших в дискографии группы, получивший положительные отзывы критиков. Главными хитами альбома являются: мощная заглавная композиция «Look At Yourself» (с вокалом Хенсли) и бессмертная баллада Байрона-Хенсли «July Morning», в записи последней также поучаствовал приглашённый клавишник Manfred Mann, со своим Moog-синтезатором. В альбоме, партии Хенсли на Хаммонд-органе сочетались с тяжёлыми гитарными запилами Бокса (использующего педальный эффект “wah-wah”) и уникальным драматическим псевдо-оперным вокалом Байрона, создавшим гармоническое многоголосье с тем же Хенсли и другими участниками группы. По воспоминаниям бас-гитариста Пола Ньютона, именно на этом альбоме группа определилась со своим стилем, который по сути являлся прогрессивным хард-роком с готической тематикой. Через некоторое время, по инициативе Брона произойдет увольнение менеджера Пола Ньютона старшего из группы, а вслед за ним и младшего.
Uriah Heep - Look At Yourself (Live 1973)
Uriah Heep July Morning live 1973
Uriah Heep - Tears in My Eyes - Live 1973
А в конце ноябре 1971 года в группе произошли очередные изменения: Пола Ньютона заменил басист Марк Кларк (1950 г.р, экс Colosseum, позже Rainbow), а Йена Кларка - маститый ударник Ли Керслэйк (1948 г.р, известный Кену Хенсли по совместной работе в предыдущих группах и проектах The Gods, Toe Fat, Head Machine) и игравший в краткосрочном проекте National Head Band.
Colosseum (Mark Clarke on bass) - Take Me Back To Doomsday (1970)
National Head Band (Lee Kerslake on drums) - Brand New World (1971)
Марк Кларк продержался в группе недолго, но успел обессмертить свое имя, когда помог написать суперхит «The Wizard», вышедший в марте 1972 года на сингле вместе с чудесной композицией «Why», почему-то не попавшей ни на один альбом той поры.
Uriah Heep - Why ( unreleased track )
Глава вторая (Золотой состав)
В феврале 1972 года, с приходом талантливого бас-гитариста Гари Тэйна (новозеландца 1948 г.р. из группы Keef Hartley Band, которая выступала на Вудстоке), сформировался самый известный состав Uriah Heep, который ещё называют «золотым» за его плодотворную деятельность по выпуску 4 лучших своих альбомов в период с 1972 по 1974 год. Кроме бас-гитариста Гари Тэйна, в составе были: Дэвид Байрон (основной вокал), Мик Бокс (лидер-гитара), Кен Хенсли (орган, гитара, вокал) и Ли Керслейк (ударные).
Keef Hartley Band (Gary Thain - bass, vocal) - You say you're together now
Четвёртый «эпохальный» альбом «Demons and Wizards» записывался в январе-апреле 1972 года и увидел свет в мае того же года, представив первоклассный гармоничный и мелодичный подход к написанию песен, принесший группе всемирную славу, став первым «золотым» по продажам в дискографии группы. Это была вершина творческих способностей всех музыкантов и прежде всего Кена Хенсли, как главного автора песен. Хотя альбом был в целом ровный, среди песен выделялись полуакустическая атмосферная баллада «Wizard» и драйвовая «Easy Livin’». Сказочная готическая тематика песен альбома про Демонов и Колдунов соответствовала его обложке.
Uriah Heep – The Wizard
Uriah Heep Easy Living 1972
Rainbow Demon (2017 - Remaster)
Uriah Heep - Circle Of Hands
После большого успеха, группа не стала останавливаться и в ноябре 1972 года музыканты выпустили свой пятый альбом «The Magician's Birthday» (День рождения волшебника), который получил такую же популярность, как и его предшественник, став также «золотым». Концепция в стиле фэнтези также была придумана Кеном Хенсли. Среди хитов выделялись помпезная композиция «Sunrise» и красивая лирическая баллада «Rain».
Uriah Heep – Sunrise 1973 “Tokyo” Live Video
Uriah Heep – Rain – David Byron
Uriah Heep – Sweet Lorraine ( At Pinkpop Geleen Holland 1976)
А в январе 1973 года, во время британского турне, группа выступала с концертом в Бирмингеме, запись которого позже был выпущена в виде двойного альбома «Uriah Heep Live» разошедшегося миллионным тиражом,и получивший "золотой" статус.
Uriah Heep - Tears in My Eyes - Live 1973
Uriah Heep Traveller in Time Live 1973
Uriah Heep - Love Machine + Rock N´ Roll Medley
В это же время Кен Хенсли дебютировал со своим сольным альбомом «Proud Words on a Dusty Shelf».
Шестой классический альбом «Sweet Freedom» вышел в сентябре 1973 года, в стиле предыдущих, но с более современным звучанием, и также получил «золотой» статус. Главные хиты: «Stealin'» и «Sweet Freedom», а также эпическая «Pilgrim». В Великобритании альбом является вторым по популярности, за всю историю группы (его обогнал только «Return to Fantasy в 1975 году).
Uriah Heep - Stealin. Live at The Midnight Show, September 28, 1973
Uriah Heep - Sweet Freedom (1973)
Uriah Heep- Pilgrim
Uriah Heep – Stealin’ – Live at Shepperton Studios 1974
Седьмой альбом «Wonderworld» (последний в «золотом составе») вышел в июне 1974 года, был сделан в духе предыдущего альбома, с более тяжёлым звучанием. В альбоме присутствовали одноимённая монументальная композиция с красивыми органными партиями Хенсли и кристально чистым вокалом Байрона, а также ряд хард-роковых и лирических треков. Качество исполнения было (как всегда) на высоте.
Uriah Heep – Wonderworld
URIAH HEEP Suicidal man
URIAH HEEP – So Tired (live Shepperton ‘74)
Uriah Heep “The Easy Road”. 1974.
Uriah Heep – Something Or Nothing Live at Shepperton 1974
Uriah Heep – I Won’t Mind Live at Shepperton 1974
К сожалению, альбом стал последним для басиста Гари Тейна, который в сентябре 1974 года, во время своего последнего тура в Соединенных Штатах с Uriah Heep, получил удар электрическим током и серьезно пострадал. Вернувшись к гастрольной деятельности, он уже был бледной тенью самого себя и не мог выступать как раньше из-за своей наркотической зависимости. Гари Тейн был уволен группой в январе и ушёл из жизни 8 декабря 1975 года в возрасте 27 лет из-за передозировки героина, пополнив скорбный список «Клуба 27».
Глава третья (с Джоном Уэттоном)
Маститый бас-гитарист и вокалист Джон Уэттон (1949 г.р. экс: Mogul Thrash, Renaissance, Family, King Crimson, Roxy Music) был приглашён в группу в марте 1975 года.
Family feat. John Wetton - Spanish Tide - BBC Old Grey Whistle Test 1971
King Crimson feat. John Wetton - Lament
Вместе с ним весной 1975 года был записан восьмой альбом «Return to Fantasy», вышедший в июне того же года. Альбом «Return to Fantasy» продолжил музыкальные эксперименты, которыми отмечены «Sweet Freedom» и «Wonderworld» и прославился технически совершенной заглавной одноимённой композицией, попавшей в топы хит-парадов. Сам альбом по продажам получил «серебряный» статус, как и предшественник. А в Великобритании альбом стал первым по популярности, за всю историю дискографии группы.
Uriah Heep Return To Fantasy 1975
Uriah Heep Shady Lady
Uriah Heep - Prima Donna Live 1975
Uriah Heep - Why Did You Go
Uriah Heep - Beautiful Dream
Следующий мировой гастрольный тур был омрачен рядом событий: Мик Бокс упал со сцены в Луисвилле, сломав радиальную кость в правой руке (однако продолжил тур в гипсе). Во время выступления в «Philadelphia Spectrum», Дэвид Байрон по неосторожности наступил на микрофонную стойку и повредил себе губу и от раздражения стал выяснять отношения со зрителями, что обернулось скандалом. По окончании гастролей, группа выпустила сборник «The Best of Uriah Heep», Кен Хенсли выпустил второй сольник «Eager To Please», а Дэвид Байрон дебютировал со своим сольным альбомом «Take No Prisoners». В это время обострилось соперничество между Дэвидом Байроном и главным песенником группы Кеном Хенсли в борьбе за лидерство в группе, усугублённое алкогольной зависимостью первого и пристрастием к наркотикам второго.
У Уэттона и Хенсли было много идей, и уже в мае 1976 выходит девятой альбом «High And Mighty», который участники группы (по предложению Байрона) спродюсировали сами, без участия Джерри Брона (он в то время был занят другими проектами). Все песни сочинил Кен Хенсли (в 2-х соавтором был Джон Уэттон). Альбом начинается необычной «проговой» композицией «One Way or Another», в вокальном исполнении Уэттона. Вторая песня "Weep in Silence" была сделана в классическом «хиповском» стиле мелодичной баллады и великолепно спета Байроном. Остальные треки представляли собой облегчённый мэйнстримовый арт-поп-рок.
Ken Hensley, John Wetton - One way or another
David Byron - Weep In Silence // Uriah Heep
Uriah Heep - Midnight Live 1976
Uriah Heep - European Tour 1976
Альбом не достиг предыдущего уровня продаж (после коммерческой вершины «Return To Fantasy»), и был последним альбомом Uriah Heep с участием вокалиста и основателя группы Дэвида Байрона. Последующие гастроли сопровождались очередными пьяными выходками Байрона: на концерте в Швеции он упал со сцены и какое-то время пел из оркестровой ямы, в Испании устроил скандал, разбив стеклянные двери зала. Концерты на стадионе Wembley в 1976 году стали его последними в составе Uriah Heep, по окончании которых в июле 1976 года он был уволен Джерри Броном, обвиненный в чрезмерном увлечением алкоголем и обострением отношений с коллегами. В какой-то момент (в 1981 году) Байрон отклонил приглашение вернуться в состав, и в дальнейшем продолжил заниматься сольным творчеством и позже умер в 1985 году. После этого ушёл басист Джон Уэттон, который продолжил свою сольную карьеру, также выступая в группах: U.K., Wishbone Ash, Asia, Icon и других коллаборациях.
Так закончился классический период Uriah Heep, называемый "Эрой Байрона". В последствии Кен Хенли заявил, что с уходом Тэйна и Байрона «магия Uriah Heep исчезла» и группа перестала не себя походить.
Следующий состав Uriah Heep уже был с другим вокалистом, но это другая история.
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Желающие, также могут поддержать мой канал здесь
https://yoomoney.ru/to/4100115922138353
Также читайте мои статьи на эту тему:
#uriah heep #хард-рок #прог-рок #кен хенсли #дэвид байрон #ken hensley