Найти тему
Легенды Рока

Uriah Heep: Дэвид Байрон соло

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Продолжаем с моим соавтором Николаем Александровым, тему легендарной британской группы Uriah Heep. В этот раз речь пойдёт о сольном творчестве Дэвида Байрона, одного из самых выдающихся вокалистов в истории рок музыки, получившего мировую известность в качестве фронтмена вышеупомянутой группы.

Дэвид Байрон. Фото из открытых источников
Дэвид Байрон. Фото из открытых источников

Немного предыстории…

Дэвид Байрон (настоящее имя David Garrick) родился 29 января 1947 года в английском городе Эппинге, графства Эссекс.

Свою музыкальную деятельность (в качестве певца) он начал в 1967 году с местной группой The Stalkers, в которой также участвовал гитарист Мик Бокс.

The Stalkers 1967: Dave (Byron) Garrick, Mick Box, Rog Penlington, Richard Herd (with specs) and Alf Raynor
The Stalkers 1967: Dave (Byron) Garrick, Mick Box, Rog Penlington, Richard Herd (with specs) and Alf Raynor

Затем Байрон и Бокс сформировали группу Spice с бас-гитаристом Полом Ньютоном и барабанщиком Найджелом Пеграмом, которого в начале 1969 года сменил Алекс Напьер. В составе Spice, Дэвид Гаррик уже выступал под сценическим псевдонимом Дэвид Байрон.

Spice 1968. Фото из открытых источников
Spice 1968. Фото из открытых источников

Spice 1968: Paul Newton, Mick Box, David Byron, Nigel Pegrum. Фото из открытых источников
Spice 1968: Paul Newton, Mick Box, David Byron, Nigel Pegrum. Фото из открытых источников

В декабре 1969 года, когда в группу пришёл клавишник Кен Хенсли, они взяли себе новое название Uriah Heep. Обладая мощным голосом (близким к оперному) и яркой харизмой, Байрон пел на первых 9 студийных альбомах, 3 концертных и на около 20 синглах и ауттейках, известных по переизданиям альбомов. Это был самый успешный «золотой» период группы, называемый «Эрой Байрона». К сожалению, он закончился в 1976 году, когда Дэвида уволили за пьянство. Об этих периодах его творчества мы подробно рассказывали в предыдущих статьях.

Uriah Heep сентябрь 1971 года в восточном Берлине ГДР. Иен Кларк, Мик Бокс, Дэвид Байрон, Питер Беккетт (из группы Paladin), Пол Ньютон. Фото из открытых источников.
Uriah Heep сентябрь 1971 года в восточном Берлине ГДР. Иен Кларк, Мик Бокс, Дэвид Байрон, Питер Беккетт (из группы Paladin), Пол Ньютон. Фото из открытых источников.

Одновременно с работой в вышеупомянутых группах, Дэвид подрабатывал сессионным певцом, участвовал в различных сайд-проектах и коллаборациях, а также занимался сольной работой.

Глава 1. Ранняя сессионная работа и сайд-проекты (известные и малоизвестные)

Ещё в молодые годы Дэвид дружил с Реджиналдом Дуайтом (больше известным как Элтон Джон). Оттачивая своё вокальное мастерство (в составе The Alan Caddy Singers), они делали свои первые демо-записи, за небольшую плату перепевая известные популярные шлягеры и хиты, записываясь в лондонской студии Avenue Records. Позже, каждый из них нашёл свой путь к славе.

Элтон Джон и Дэвид Байрон. Фото из открытых источников
Элтон Джон и Дэвид Байрон. Фото из открытых источников

Любопытно, что составители антологии раннего творчество Элтона Джона (в то время именовавшегося Рэгом Дуайтом) впихнули туда песню с вокалом Байрона «Love Grows», а сам Джон подпевал бэк-вокалом.

David Byron & Elton John (Reg Dwight) - Love Grows Hit's 70

За весь период с 1965 по 1970-х год в результате сессионной работы для Avenue records, в студиях City of London Studios и PYE International Studios, Байрон (как пишут знатоки) записал более 140 песен. Это были кавер-версии популярных хитов Top 20, на которых он исполнял ведущий и бэк-вокал (иногда с поддержкой Мика Бокса и Пола Ньютона из Spice). Существуют множество записей известных песен, исполненных Дэвидом Байроном, среди них: American Woman (The Guess Who), Bad Moon Rising (Creedence Clearwater Revival), Let It Be и Back In The USSR (The Beatles), 25 Or 6 To 4, Spinning Wheel, You've Made Me So Very Happy (Blood, Sweat & Tears), Let's Work Together (Canned Heat), Black Night (Deep Purple), It Don't Come Easy (Ringo Starr), Sugar, Sugar (The Archies), Yellow River (Christie), которые в то время в большом количестве выходили на миньонах и сборниках.

David Byron - Lady D'Arbanville (Cat Stevens cover)

David Byron - Yellow River (Christie cover)

Ещё один пример малоизвестного раннего творчества певца - проект Джона Смита (выступавшего также под псевдонимом Бобби Дин) John Smith & The New Sound. Когда Джон Смит в конце 1967 года уехал в Австралию, проект подхватил его участник Билл Веллингс, который записывал многих вокалистов, и среди них был Дэвид Байрон, спевший на нескольких треках для двух альбомов «Rockin' With John Smith» и «Rock& Roll Again With John Smith». Альбомы вышли в 1968 году, но официально не известно, в каких конкретно песнях звучит вокал Дэвида (на обложках не было информации). Видимо этот опыт Байрон позже использовал на концертах Uriah Heep, исполняя «Rock'n Roll Medley».

В конце 1967 года во время сессионной работы произошла первая встреча молодого Дэвида Гаррика (Дэвида Байрона) и Питера Ли Стерлинга (настоящее имя Питер Чарлз Грин), в дальнейшем известного в качестве Дэниела Буна, записавшего мировой поп-шлягер "Beautiful Sunday" в 1972 году.

Daniel Boone. Фото из открытых источников
Daniel Boone. Фото из открытых источников

Daniel Boone - Peter Lee Stirling - Peter Charles Green. Фото из открытых источников

Daniel Boone - Beautiful Sunday1972

В то время они записывали и сочиняли синглы и демо для американского лейбла Bell records, их песни представлены также на демонстрационном сборнике фирмы Chrysalis. Заметим, что авторы выпускали свои песни под псевдонимами. Сингл «Annabelle», с вокалом Байрона был весьма успешен.

Blair Emry – Annabelle / Driving On The Wrong Side 1970

В 1970 году на экраны вышел фильм «Groupie Girl» режиссера Дерека Форда, о судьбе молодой поклонницы рок-группы. В музыку к фильму вошли три песни, написанные Питером Ли Стирлингом и Дэвидом Байроном на Virgin Stigma: «Groupie Girl, It Doesn't Matter What You Do», «Got A Lot Of Life» и «Love Me, Give Me A Little». Оригинальный релиз LP найти достаточно сложно.

Весной 1971 года, после того как Uriah Heep закончили запись альбома «Salisbury», Дэвид Байрон вернулся в студию PYE в Лондоне, чтобы записать несколько треков для кавер-проекта, известного как The John Schröeder Orchestra. Два альбома, выпущенные на сессиях Джона Шредера «Witchi-Tai-To» и «You've Made Me So Very Happy» в основном содержали инструментальные треки, единственным вокалистом являлся Дэвид Байрон. Его голос можно услышать только на пяти треках на первом альбоме, четырех песнях на втором и на некоторых версиях этих песен.

The John Schroeder Orchestra - Back In the U.S.S.R. [David Byron from Uriah Heep on vocals]

Многие ранние сессионные работы Дэвида Байрона были изданы на различных сборниках («The Early Sessions», «Spirit in The Sky», «The Lost Songs» и др).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

David Byron - The Lost Songs "Compiletion"

David Byron - More Early Sessions - Cover Versions - Avenue Records - 1968-1970

Глава 2. Первый сольный альбом (ещё в составе Uriah Heep)

Uriah Heep в пабе. Фото из открытых источников
Uriah Heep в пабе. Фото из открытых источников

Уходил в прошлое 1975 год, когда группа Uriah Heep была в зените славы, поклонники ликовали: "3 альбома за год, да и еще Вэттон пришел! То ли еще будет! А до трагического распада оставалось всего полгода. Байрон, автор таких хитов UH, как: «Bird Of Prey», «Gypsy», «Sweet Lorraine» (последние две в соавторстве с гитаристом Миком Боксом), как-то в интервью обмолвился, что он хорош именно как соавтор. Шаг в сторону… до сих пор не можем найти точной информации: в чем соавторство Дэвида в написании «Июльского утра». Кен рассказывает, как он сочинил песню, Бокс - как они из 3-х песен сделали единую композицию, а в кредитах авторами указаны Byron-Hensley.

Дэвид Байрон. Фото из открытых источников
Дэвид Байрон. Фото из открытых источников

Байрон, Тейн и Хенсли. Фото из открытых источников
Байрон, Тейн и Хенсли. Фото из открытых источников

В это время обострилось соперничество между Дэвидом Байроном и главным песенником группы Кеном Хенсли в борьбе за лидерство в группе. Рискнем предположить, что дебютный сольный альбом Байрона с бескомпромиссным названием «Take no prisoners» (пленных не брать), вышедший в марте 1975 года, был его пробным шаром в качестве автора и исполнителя песен (1 - собственного сочинения, 6 - в соавторстве с Миком Боксом и др., 3 - написанные Луи Стоунбриджем…). Это был явный ответ Кену Хенсли, выпустившего до него 2 альбома: «Proud Words On A Dusty Shelf» и «Eager To Please».

-13

Альбом считается самым "хиповским" в дискографии Байрона (с его фирменным вокалом, многоголосием и органом Хаммонда). Некоторые песни подходили по стилю и могли бы запросто украсить альбомы UH 1975-1976 годов. Главным хитом альбома является заглавная монументальная композиция "Man Full of Yesterdays", с философским подтекстом, который обычно связывают с ушедшим басистом Гэри Тэйном (страдавшего от наркозависимости), но по иронии судьбы Дэвид описал в ней себя самого в недалёком будущем. Отметим ещё одну песню "Silver White Man", написанную и прекрасно спетую Байроном. Певец подтвердил свое реноме мастера лирических песен ("Love Song"), добавил мистики и тревоги ("Midnight Flyer"), и понесся на всех парах по автостраде ("Steamin' Along") (обратите внимание на партию бас-гитары), и завершил поездку тем, что попросил бармена плеснуть беленькой (предлагаю сделать нечто подобное после завершения чтения статьи, тем более в кредитах альбома авторы указали "освежающие" напитки известных марок, которые помогли записать альбом: Marcus Rose, Moet & Chandon, Remy Martin, Newcastle Brown). В записи участвовали его коллеги по UH: гитарист Бокс, барабанщик Керслейк (Уэттон на меллотроне в двух треках, Хенсли на акустической гитаре в одном), плюс знакомые музыканты: Луи Стоунбридж на органе, Пит Томпсон на ударных и Денни Болл (экс Bedlam) на басу. Над альбомом работал продюсер и звукоинженер UH - Питер Галлен.

David Byron – Man Full Of Yesterdays 1975

David Byron - Silver White Man

David Byron - Midnight Flyer

David Byron -'Steamin' Along'

David Byron - Stop (Think What You're Doing)

Глава 3. После увольнения. Проект Rough Diamond

Как уже упоминалось, Байрон был уволен из группы UH, с клеймом «пьяницы», по завершении испанского турне в июне 1976 года. Пережив произошедшее, он в сердцах заявил: «Теперь я совершенно свободен. Все то, что годами раздирало меня на части, осталось позади. Либо я перерос группу, либо она меня».

Дэвид Байрон. Фото из открытых источников
Дэвид Байрон. Фото из открытых источников
Дэвид Байрон. Фото из открытых источников
Дэвид Байрон. Фото из открытых источников

В это время Байрон делает несколько сессионных записей. Знатоки приводят следующие эпизоды. На первом диске канадского исполнителя Яна Ллойда 1976 года был спет бэк-вокал на 2 треках. На альбоме 1977 года сольного исполнителя Питера Блисса, Дэвид спел бэк-вокал вместе с Бенни Мардоннесом и Майклом Шерманом (на предпоследнем треке на второй стороне). В песне "Waitin' For Love To Arrive" основной вокал исполнял главный исполнитель, поэтому трудно услышать голос Дэвида.

28 января 1977 года, в канун своего тридцатилетия, Дэвид Байрон вступил в брак с немкой Гэбриэллой Лиман, с которой поддерживал отношения с 1970 года, когда она ещё работала фотомоделью. По воспоминаниям Мика Бокса, песня «Spider Woman» (из альбома The Magician’s Birthday 1972 года) была посвящена именно Гэби.

Гэби и Дэвид Байроны. Фото из открытых источников
Гэби и Дэвид Байроны. Фото из открытых источников

Задумав новый проект, Дэвид стал собирать новую команду Rough Diamond (неогранённый бриллиант), которая вполне оправдала своё название.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вместе со своим другом Джеффом Бриттоном (экс-барабанщиком Wings), гитаристом Клемом Клемпсоном (известным по игре в Colosseum, Bakerloo и Humble Pie и часто пересекавшимся с людьми из лагеря UH), бас-гитаристом Вилли Батом, клавишником Дэмоном Бучером (игравшим со Стивом Мэрриоттом), они в феврале 1977 года выпустили одноимённый блюз-роковый альбом «Rough Diamond».

Можно предположить, что музыкантам, просто не повезло по времени. Волна панка еще не схлынула, набирала силу танцевальное диско. Их музыка тогда вряд ли уже могла иметь успех, да и менеджеры дали маху. Приуроченный к дебюту группы в Marquee-club (28.04.1977), записанный промо-фильм так и не вышел, 10 концертов в Англии и 20 в Америке (на одной сцене с Lynyrd Skynyrd, Ted Nugent, Peter Frampton) происходили в том числе и в небольших клубах. Группа не достигла желаемого успеха, а ведь на альбоме есть замечательная баллада «Seasong».

-18

Rough Diamond - Hobo 1977

David Byron (Uriah Heep) in Rough Diamond – Seasong (Live 1977)

Rough Diamond - Lock'n'Key 1977

Rough Diamond - Scared 1977

После американского турне, Байрон и его партнеры поняли, что видят будущее группы по-разному. Дэвид ушёл, а его коллеги взяли нового певца, и под названием Champion выпустили один диск и разбежались.

Глава 4. Второй сольный альбом и сайд-проекты

Это было время диско-бума, когда кроме поп-звёзд, многие рок-исполнители, рискуя своей репутацией и потерей поклонников, не выдержали соблазна попробовать себя в этом танцевальном жанре (Bee Gees, Electric Light Orchestra, The Rolling Stones, Rod Stewart, Sweet, Smokie, Sparks, и даже Kiss). Об этом времени мы уже писали в отдельной тематической статье.

Почувствовав новые музыкальные веяния, Дэвид объединился со старым партнером (продюсером-мультиинструменталистом) Дэниелом Буном, выпустив в 1978 году свой второй сольный альбомом «Baby Faced Killer» (убийца с лицом младенца), который представил публике совсем другого Байрона. Среди привлечённых к записи музыкантов были: басист Алан Джонс (The Shadows), ударник Стюарт Эллиотт (The Alan Parsons Project), гитарист Мик Бокс на одной песне «I remember» (тайно, в кредитах не указали), а также жёны Байрона и Буна (Габриэлла и Лилли) на бэк-вокале. Даниэль Бун отвечал за клавишные, синтезаторные драм-машины и пр.

-19

Альбом оказался гораздо амбициознее в музыкальном плане, и демонстрировал отход от готического хард-рока, принесшего ему мировую популярность. Певец пробует ряд новых (более лёгких) музыкальных стилей, охватывающих такие разные направления, как: рокабилли («Rich man lady»), чистая поп-музыка («Heaven or hell») и даже диско («African Breeze»). Он был слишком крут для поклонников поп-музыки, но слишком попсовый, чтобы удовлетворить хард-роковую аудиторию. Есть в альбоме ряд заимствований, наиболее ярким примером которых являются: песня «Heaven or Hell» (слишком похожая на Electric Light Orchestra), и «African Breeze» (ощущаются синтезаторные ритмы в стиле Джорджио Мородера), что само по себе не оригинально. Несмотря на эти проблемы, «Baby Faced Killer» стал самой коммерчески успешной работой Дэвида Байрона в пост-хиповский период, которая очень хорошо продавалась и принесла авторам немало денег.

David Byron - Baby Faced Killer

David Byron - African Breeze '78

David Byron -'Heaven Or Hell'

David Byron - Rich Man's Lady

David Byron - Everyboody's Star

В вышедшем сингле "Rich Man's Lady", на би-сайде была песня в стиле регги - "All In Your Mind".

Пытаясь ещё заработать на популярной в то время танцевальной музыке, Байрон и Бун (в период 1978-1983 годов) выпустили ряд сайд-проектов: Technique, Warlord и The Intergalactic Orchestra, участие в которых Дэвид предпочитал не указывать, записываясь под псевдонимом Марк Oксфорд.

Technique - looking for someone to love tonight

Некоторые записанные поп-композиции были успешны и звучали на альбомах других исполнителей, принося авторам какой-то доход.

Кроме того Дэвид, в качестве продюсера, способствовал раскрутке вокальных способностей своей жены Габи Байрон, выпустив в 1979 году сингл "Shoo Be Do (I Love You)", проекта Denny & Jetts бас-гитариста Денни Болла (уже известного нам по первому сольнику Байрона).

Денни Болл. Фото из открытых источников
Денни Болл. Фото из открытых источников

Denny And The Jets - Shoo Be Do (I Love You)

Проект не имел успеха, рассорил супругов, и они в 1980 году развелись. Дэвид остался совершенно один и запил пуще прежнего.

Дэвид Байрон. Фото из открытых источников
Дэвид Байрон. Фото из открытых источников

Байрон все же не хотел уходить из мира рока. С молодым перспективным британским гитаристом Робином Джорджем его познакомил Питер Грин (он же Даниэль Бун)

Часть 5. С Робином Джорджем (The Byron Band)

В 1980 году Байрон создал свою новую группу The Byron Band, с молодым гитаристом-виртуозом Робином Джорджем, басистом Роджером Флэвеллом, ударником Джоном Широром и клавишником Бобом Джексоном (последний играл в Badfinger, The Searchers и др), а также саксофонистом Мелом Коллинзом.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Группа выпустила альбом «On the Rocks» в 1981 году, который стал последней пластинкой Байрона, записанной при жизни. Материал альбома утяжелился в сторону заурядного хард-н-хэви, хотя до набирающей обороты новой волны британского хэви-метала (NWOBHM) не дотягивал. Выделялась первая композиция «Rebeccа», с необычным звучащим вокалом Дэвида, на фоне тяжёлых металических рифов.

-23

David Byron - Rebecca

David Byron - Bad Girl

Позже (в 2003 году), благодаря Робину Джорджу, вышел двойной альбом, «Lost and Found», который включал демо и концертные записи Byron Band, в период с 1980 по 1982 год. Бонусной песней на альбоме стала «Angel Song», которую Робин Джордж с музыкантами посвятили Дэвиду Байрону .

-24

The Byron Band - Gets A Little Crazy

Robin George (The Byron Band) - Angel Song

Сохранилась аудио запись концерта Байрона с Робином Джорджем в Ливерпуле.

David Byron - 1980 Live in Liverpool (Eight Songs)

Весной 1981 года Мик Бокс и Тревор Болдер, после ухода Кена Хенсли из Uriah Heep, посещают Байрона и делают ему предложение вновь присоединиться к легендарной группе, но некогда отвергнутый Дэвид, к их удивлению, ответил отказом.

Часть 6. Последние годы (The Last EP)

Творческая активность певца, к сожалению, все чаще прерывалась загулами. Гитарист Робин Джордж вспоминает, что ещё во время их первой встречи, Байрон просто рухнул на пол (что, не помешало в дальнейшем их совместному творчеству). Осенью того же года по причине пьянства сорвался контракт с группой из Швейцарии. Врачи настрого запретили вокалисту прикасаться к алкоголю после того, как во время концерта The Byron Band Дэвид упал на сцене в эпилептическом припадке. Как свидетельствовал Робин Джордж "После того, как Дэвид потерял сознание прямо на сцене клуба The Marquee, врачи дали понять, что жить ему осталось от силы полгода. Он полностью бросил пить, воодушевившись новым альбомом, к записи которого мы тогда приступили" (подразумевается сделанные в 1982 году новые записи The Byron Band). "Помню, где-то через год, когда мы вместе с ним находились в студии, он позвонил доктору поинтересоваться насчёт результатов каких-то тестов. И этот козёл разрешил ему снова выпивать - фактически, это и стало началом конца. Далее я утратил с ним связь - у меня возник собственный контракт, и я уехал на гастроли".

Даже после этого очередного удара Дэвид Байрон не сдался, и в конце 1983 года с помощью звукоинженера и продюсера Ричарда "Дигби" Смита, ранее работавшего над проектом «Rough Diamond», собирает группу сессионных музыкантов для записи нового альбома каверов. Среди приглашённых музыкантов были: барабанщик Нил Контех (Jagger/Bowie), басист Алан Спеннер (Joe Cocker, Roxy Music), гитарист Тим Ренвик (Elton John, Eric Clapton, Pink Floyd), клавишник Джон Бундрик (Free, Roger Waters, The Who), а также Chanter Sisters, поющие бэк-вокал. В феврале 1984 года в Power Plant Studios в Лондоне были записаны только три трека (несостоявшегося альбома): "That Was Only Yesterday" (Gary Wright), "Waiting for the Sun" (Jim Morrison) и "Pride and Joy" (Marvin Gaye, Norman Whitfield, William "Mickey" Stevenson). Это была последняя запись Дэвида Байрона менее чем за год до его смерти. Позже (в 2008 году) они вошли в мини-альбом «That Was Only Yesterday – The Last EP».

-25

David Byron - That Was Only Yesterday - The Last EP

28 февраля 1985 года Дэвид Байрон был обнаружен мёртвым в своем доме в Рединге 28 февраля 1985 года. Единственный подлинный голос Uriah Heep умолк навсегда. Причиной смерти послужил сердечный приступ. Ему было всего 38 лет.

P.S. Из музыкантов на похоронах был только Джон Вэттон, свидетельство о смерти, было на руках у Габи (с которой он был уже несколько лет в разводе). Хотя официально он умер от остановки сердца в результате чрезмерного употреблением алкоголя, журналисты пишут, что в доме не нашлось ни одной бутылки, а точного времени смерти мы тоже не знаем - он умер в одиночестве.

Смерть Дэвида потрясла его бывших коллег по UH. В концертном туре «Экватор», примерно во время смерти Байрона, Uriah Heep посвятила ему песню «The Wizard». Были также посвящения ему и покойному басисту Гэри Тейну на альбоме 1998 года «Sonic Origami». Узнав о кончине Дэвида от продюсера, Хенсли в расстройстве уволился из американской группы Blackfoot и долго не мог прийти в себя, нигде не выступая.

А вот их воспоминания о нём:

Мик Бокс «Дэвид был одним из лучших вокалистов, с которыми я когда-либо работал, он никогда не пел песен: он жил музыкой. Поэтому он тронул всех, кто слышал его голос, он был очень убедителен. Думаю, это было его самым большим активом. После этого он стал харизматичным человеком и был звездой 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. И он никогда не отказывался от своей роли: пока я мог сделать свою работу, уйти со сцены и быть обычным человеком, как и любой другой, он не мог - он должен был жить музыкой»

Кен Хенсли «Я работал со многими фронтменами, но Дэвид был чем-то большим. Он был артистом в полном смысле слова и единственным музыкантом, кого я бы мог сравнить с Фредди Меркьюри по оригинальности, так же как и по вкладу в музыкальное представление, как форму искусства. Я не особенно хорошо знал его как личность, но мне нравилось сочинять для него музыку, и работать с ним. Его исполнение моих текстов было совершенным. Даже сейчас я не могу исполнить эти строки так же, как он. Благослови его Бог !»

Дэвид Байрон. Фото из открытых источников
Дэвид Байрон. Фото из открытых источников

Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.

На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…

Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. До новых встреч, с вами был Zabbelin.

Желающие, также могут поддержать мой канал здесь

https://yoomoney.ru/to/4100115922138353

Также читайте мои статьи на эту тему: