У меня, конечно, сразу же спросят — зачем же ты пишешь об этом фильме, если не видел его и не собираешься смотреть. Отвечу, я не хочу смотреть подобные фильмы, поскольку они, со времени «Списка Шиндлера», превращают подлинную драму евреев в дешёвый балаган. Все эти спилберги, кончаловские, а теперь вот и урсуляки внушают нам изо всех своих сил неуважение к такому понятию как Холокост. Заставляют сомневаться, а был ли он в самом деле, не выдумка ли он этих спилбергов, кончаловских и пр? Это, разумеется, дико звучит, это доказывать надо.
Так что и начну я с прославленного оскароносного фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Вся история, представленная в этом фильме, высосана из пальца, а, значит, лжива, и именно это заставляет задуматься о совершенно непереносимом — так ли уж правдива история того, что представляется нам в идее и понятии Холокоста. Я-то в святости этой темы не сомневаюсь, но фильмы Спилберга и Кончаловского усиленно навязывают нам подобные сомнения. Раз за разом эксплуатировать священную для твоего народа тему в целях гешефта не совсем нравственно ведь. Очень уж хочется неугомонным гениям от кинокамеры поиметь вожделенного Оскара.
Оскариоты!
И тут надо сказать о подлинной истории Оскара Шиндлера, возвеличенного Спилбергом до той степени, что он в еврейском общественном мнении, например, возведён в звание «Праведник мира» и еврейского святого.
Итак, попробую изложить по порядку всё, что мне известно об Оскаре Шиндлере и его списке, которого, судя по всему, никогда не было.
После выхода фильма «Список Шиндлера» имя этого Шиндлера по инициативе израильского посольства внесли было в список выдающихся граждан Пардубицкого края, что в чешской земле. Тут и был когда-то расположен филиал нацистского концлагеря «Гросс-Розен», который так назывался по имени польского поселения, в котором он изначально был организован. Известно, что концлагеря немцы располагали вокруг необходимых им производств. И самые предприимчивые из них, самые аморальные делали свой бизнес прямо внутри этих лагерей. Пользовались, по сути, рабской бесплатной силой. Таким и был Оскар Шиндлер. Подробнее об этом периоде его жизни я расскажу немного позже. Тут отмечу только, что Шиндлер имел свой завод прямо на территории концлагеря. При наступлении красной армии, он эвакуировал этот свой завод (чтобы вернее сохранить его за собой) в Чехию, в городок Брненц, внутрь оккупированных немцами земель.
И нашлась потом, уже почти в наши дни, в этом городке одна упёртая школьная учительница и депутат чешского парламента по имени Йитка Грунтова, которой не застила глаза даже оскароносная развесистая клюква Стивена Спилберга. Она всё решила перепроверить лично. Кое где я буду тут цитировать её книгу «Правда об Оскаре Шиндлере».
Окончательный вердикт её такой: «Он (Оскар Шиндлер) был нацистом, негодяем и изменником Родине». Она подключила к своему расследованию тех, кого даже пытаться опровергнуть было бы величайшим кощунством: «Собирать документы и воспоминания очевидцев я начала с 1986 г. В то время ещё были живы люди, которые помнили историю этого лагеря и видели всё, что происходило с ним, своими собственными глазами».
Из этого расследования ясно становится, что еврейский святой Оскар Шиндлер является самым омерзительным примером приспособленца и эксплуататора. Его интерес к евреям концлагеря «Гросс-Розен» вовсе не из сочувствия родился. Просто труд заключённых евреев был много дешевле. Его завод, кстати сказать, отнятый опять же у местного еврея, стал выпускать патроны и всякие боеприпасы, которыми Вермахт ковал тогдашние свои победы. Зарплату рабочие Шиндлера не получали, питание осуществлялось по норме вдвое более низкой, чем получал бы рабочий-немец. Дабы увеличить производительность своего предприятия, сделать его более прибыльным, Шиндлер и построил собственный небольшой концлагерь внутри большого лагеря «Гросс-Розен». Концлагерь в собственности?! Более дьявольского бизнеса придумать трудно.
И вот, когда красная армия стала приближаться к этой удивительнейшей собственности Шиндлера, он решил переместить её поближе к немецким владениям. Естественно, он забрал с собой и бесплатную бесправную рабочую силу, которая рада была и куску хлеба за свой нещадный труд. Это и была та тысяча с небольшим евреев, которых увёз Шиндлер вместе с принадлежавшей ему частью концлагеря. Именно эти евреи, по фантастической версии Спилберга, и составили никогда не существовавший «список Шиндлера». И именно это объявлялось неслыханным подвигом милосердия и человеколюбия. Это же какой изворотливостью надо было обладать, чтобы из дьяволов пролезть в святые? Если и составлялись какие-то еврейские «списки Шиндлера», то это были списки тех, кому по силам ещё была производительная работа на его предприятии.
Почему именно евреи? Тут причина тоже очень простая и подлая. Дело в том, что все евреи в немецких лагерях по своему статусу были приравнены к военнопленным. И вот по какой причине. Еврейский всемирный конгресс, организованный в 1936-ом году с целью «действовать как дипломатическая рука еврейского народа», объявил вдруг евреев (наличных евреев всего мира) вступившими в войну на стороне Англии и Франции, которые 3 сентября 1939 года начали боевые действия против Германии. И это решение еврейского конгресса в течение нескольких лет подтверждалось трижды.
Так что на все дальнейшие беды ничего не подозревавших еврейских обывателей обрекли именно руководители Еврейского всемирного конгресса. Одним из почётных членов которого был, кстати сказать, небезызвестный Альберт Эйнштейн. Немецкие евреи были отправлены в лагеря, как противники Германии в начавшейся войне. По законам военного времени в этом не было ничего особенного. Обычная практика при чрезвычайных обстоятельствах. После того, как Япония вступила в войну на стороне Германии, американцы, например, всех наличных на своей территории японцев отправили в такие же лагеря. И никто до сей поры не видит в том ничего из ряда вон выходящего. Так что евреи, приравненные к военнопленным, были абсолютно бесправны, их можно было заставить работать бесплатно, и кормить ровно на столько, чтобы сохранить силы для более или менее производительного труда. Чем и ловко воспользовался Оскар Шиндлер. Объясните мне, где же тут подвиг? Красная армия вот-вот освободит лагерь, а Шиндлер тащит евреев глубже в нацистский ад, удивительное милосердие!
Успех фильма Спилберга был невероятным. Деньги вернулись в восемнадцатикратном размере, семь Оскаров и бесчисленное количество прочих наград.
Тут, конечно, нашлось много охотников повторить умопомрачительный успех Спилберга.
И среди них первым оказался небезызвестный Андрон Кончаловский. Он никак этого и не скрывает. У него выходит почти плагиат — бывшая русская аристократка спасает из концлагеря еврейских детей, ну и всё остальное, что к этому прилагается. Есть явный намёк в этом фильме на (действительно великую своим подвигом) участницу французского сопротивления русскую аристократку Веру Оболенскую. И тут еврейская тема в исполнении Кончаловского вообще выглядит грубо притянутой уже за оба уха. Но я уже говорил об этом. И причину тому я называл. Нельзя подобные темы оборачивать в трюк, выгодный только тебе. Всякая ложь в таком деле недопустима, потому что она чревата сомнениями. А сомневаться в том, что народ выбрал себе священной истиной, оно как-то не очень.
Эту неприкрытую корысть и жажду гешефта на беспроигрышной теме, наверное, и смогли разглядеть в Американской киноакадемии. Фильм Кончаловского «Рай», выдвинутый на премию «Оскар» не принят был даже в список номинантов. То же вышло и с премией, присуждаемой Голливудской ассоциацией иностранной прессы «Золотой глобус». Фильм Кончаловского опять не был даже номинирован, хотя настойчиво продвигался всеми средствами, доступными автору.
И вот ещё один, главный показатель провала — на создание фильма «Рай» Кончаловскому было отпущено его благодетелем, гражданином Великобритании А. Усмановым, 4 635 000 евро (это по тогдашнему курсу 322 миллиона рублей). Все сборы в мире составили всего лишь 921 242 доллара (60 миллионов рублей).
Тут, в связи со всеми этими передрягами, Андрон (в пику американской киноакадемии утвердивший за собой окончательное русское имя Андрей) Кончаловский настолько сильно охладел к Голливуду, Оскару и прочим ценностям, которые страстно исповедовал до того, что заявил со всей силой неискренности: «В целом “Оскар” для меня не существует, — высказался он сразу после провальных попыток номинироваться. — Если бы я жил в Америке, возможно бы хотел его получить, но зачем мне “Оскар” в России? Я считаю, что сейчас премия “Оскар” — как McDonald's... И качество у неё очень сомнительное».
Или вот ещё что он сказал в явной обиде за себя: «Многие фильмы, награжденные “Оскаром”, — не искусство, а продукт. — Особенно в последние двадцать лет! А есть искусство, к которому Голливуд не имеет никакого отношения. И очень много талантливых людей по всему миру».
И пошло, поехало:
Я пытался посмотреть этот фильм Кончаловского. И тут мне окончательно стал ясен главный его изъян, о котором я уже говорил. Но это стоит повторить, потому что это, судя по всему, может быть отнесено и к новому фильму Урсуляка. Настырная корысть превратила подлинную драму евреев в интерпретации Кончаловского в дешёвый балаган. К этой теме стоило бы отнестись бережнее. Раз за разом эксплуатировать священную для твоего народа тему в целях гешефта не совсем нравственно.
Точно ведь — оскариоты.
Сюжет фильма Урсуляка, судя по хлынувшей в средства массовой информации рекламе, один в один «Список Шиндлера» и «Рай». Коротко действие сводится к следующему: это история подвига советского офицера Николая Киселёва, который осенью 1942-го года спас два десятка евреев, выведя их из оккупированной территории в районе белорусской деревушки Долгиново. История, как утверждается, реальная. Некоторые из расточающих неимоверные похвалы новому фильму Урсуляка, советуют ему даже, пока ещё не поздно, переименовать фильм в «Список Киселёва».
Так этот фильм мог бы оказаться ещё ближе к заветному.
Успех именно теперь, после грандиозного провала «Одесского парохода», показавшего истинную цену юмора Жванецкого, может и меру нынешних дарований самого Урсуляка, ох как нужен Урсуляку. Но уже теперь, стоит только поглубже вникнуть в историю политрука-праведника Николая Киселёва, как возникают смутные подозрения, что и тут к сюжету, необходимому для получения «Оскара», многое опять притянуто за уши.
И это вызывает вопросы.
Например, почему сам Николай Киселёв при жизни ничего не знал о главном своём подвиге?
Почему в документации отряда «Мститель» и бригады «Народные мстители», образовавшейся в сентябре 1942-го, то есть сразу после героического выхода группы под руководством Киселева, нет ни слова об этом черезвычайном по милосердию задании? Тогда как о выходе других групп, которые шли позже Киселёва, записи в дневнике бригады существуют.
Почему Киселёва и всю легендарную группу, обнаруженную в лесах через много дней после начала великого рейда, арестовали как дезертиров?
Почему один из свидетелей и непосредственных участников этой истории вдруг запутался в трёх соснах? Он неверно называет дату боя в Долгинове, с которой и начинается подвиг, равный подвигу пророка Моисея. Долгиновский бой проходил в марте 1943-го, а не в 1942 году, и вела его партизанская бригада «Железняк», в которой в то время Тимчук был комиссаром, а не бригада «Народные мстители». В Долгинове, откуда начинался легендарный поход, после акции, проведенной фашистами в мае 1942-го, евреев уже не было.
И сама причина, по которой белорусские партизаны захотели вывести евреев из лесу, выглядит гораздо прозаичнее, чем это изображено в фильме, который нашей отечественной оскаровской комиссией будет выдвинут, обязательно, на премию американской киноакадемии.
Цитирую некоторые воспоминания и документы тех трагических лет:
«Еврейское население, терроризированное и безоружное, ютится по лесам, питается и одевается за счёт местных крестьян, нищенствуя, а иногда и применяя меры насилия».
«Несмотря на страх быть обнаруженными полицаями, немцами или крестьянами, беженцы из гетто вынуждены были пробираться в деревни и обращаться к крестьянам за помощью с пропитанием. «Лесные евреи» нередко забирали у селян продукты силой. Крестьяне, которым под угрозой расстрелов приходилось снабжать продуктами и партизан, и оккупантов, нередко сами выслеживали лагеря евреев и приводили туда полицию».
Один из партизан-евреев, вспоминает:
«Некоторые мужчины получили продукты после того, как пригрозили сжечь крестьянский дом, если ничего не получат, другие воровали картофель и капусту с полей, вещи, развешенные для сушки во дворах. Что им оставалось делать? Они должны были выжить».
«Еврея-партизана по имени Лейба послали в Вильно достать типографскую карту города и области и собрать информацию. Он не был трусливым, но не пришёл на условленное место, а потом пришёл без ничего и без денег, которые ему были выданы. Он сказал, что партизаны из другого отряда напали на него и ограбили, забрали деньги. Провели расследование, и оказалось, что он лжёт. Никто его не грабил, деньги он просто припрятал».
А вот текст одного из приказов, впервые назвавший действительные причины беспримерного лесного рейда:
«Близ Нивки стоит группа евреев, человек 300, Красного —250, в районе Паньшей —63, Зачерна —87 и т. д. Иногда к ним примыкают бежавшие из плена бойцы. И тогда они выезжают на так называемые хозяйственные операции, собирая с населения своеобразные поставки… Решать судьбу еврейского населения в Вилейской области нужно как можно скорее не только потому, чтобы облегчить его страдания, но и чтобы избавить крестьянство от содержания ничего не производящей массы».
А вот подлинные слова самого праведника-политрука Николая Киселёва:
«Еврейские семьи и одиночки ютились около отрядов и своими действиями мешали работать им».
Будет, наверное, в фильме и вот какой разрывающий душу в клочья эпизод. Месяцы продолжался этот трагичнейший переход. Шли только ночью. И тут явилась на сцену грудная девочка Берта. Она наладилась плакать в самое неурочное время и это грозило гибелью всем, отряд могли обнаружить. Тогда родители решили её утопить. Непременно утопить в тёмном ночном лесу. Эффектная для кино сцена. И тут, в самый решительный момент, Николай Киселёв выхватывает девочку из преступных родительских рук и несёт её на своих святых отныне руках до конца похода. Этому эпизоду даже памятник уже поставлен.
Я не Станиславский, но — не верю. Покажите мне еврейского родителя, который бы решился отнять у собственного ребёнка жизнь! «Авраам! Авраам! <…> не поднимай руки твоей на отрока...».
Вот такая выходит история из рук, жаждущих «Оскара». И не поймёшь из всей этой истории, чего тут больше — свободы евреям, или свободы от евреев. Вот я и не хочу смотреть этот фильм, потому что на возникающие вопросы, боюсь, не ответит и сам Урсуляк. Так для чего же снимать такие фильмы, которые ведь непременно порождают в думающем человеке столь смутные сомнения? У режиссёра таких сомнений нет, впереди светит...
Нельзя, конечно, сказать, что подвига не было. Двести евреев вышли из лесу успешно отправлены в хлебный город Ташкент.
А беспримерная трагедия белорусов продолжилась. За три года оккупации фашисты уничтожили в Белоруссии 9200 населенных пунктов, причем 5295 из них — со всем или частью населения. Символом всех сожжённых гитлеровцами белорусских деревень стала Хатынь.
Представляю, в связи с этим, как будут обливаться слезами над трагедией "вышедших из лесу" и отправленных в невыносимо жаркий Ташкент бедолаг потомки сожжённых заживо тысяч белорусских крестьян, которым некуда было податься со своей родной земли. Не похоже ли это противопоставление, сделанное Алексеем Урсуляком, на кощунство?
Прочитал недавно книгу Исраэлья Шамира «Холокост как удачный гешефт». Удивительная книга. Она ведь и про некоторых режиссёров тоже...