Найти тему

Слово Мастеру: Константин Станиславский (17 января 1863 — 7 августа 1938)

Оглавление

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) — великий реформатор театра, выдающийся режиссёр, актёр, педагог.

Цитаты

Понимать — значит чувствовать.

Что такое талант? — Душа.

Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя.

Сначала убедись, а потом уж убеждай.

Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.

***

Я родился в Москве в 1863 году — на рубеже двух эпох. Я ещё помню остатки крепостного права, сальные свечи, карселевые лампы, тарантасы, дормезы, эстафеты, кремневые ружья, маленькие пушки наподобие игрушечных. На моих глазах возникали в России железные дороги с курьерскими поездами, пароходы, создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты, подводные лодки, телефоны — проволочные, беспроволочные, радиотелеграфы, двенадцатидюймовые орудия…

В десять лет
В десять лет

Время — прекрасный фильтр, великолепный очиститель воспоминаний о пережитых чувствованиях. Мало того, время — прекрасный художник. Оно не только очищает, но умеет поэтизировать воспоминания.

Об искусстве

Тайна искусства в том, чтоб вымысел превращать в красивую художественную правду.

Искусство, точно самые чуткие щупальца, зондирует и открывает родственные черты отдельных людей и целых народов.

Искренность и простота — дорогие свойства таланта.

-3

О возвышенном больше всего говорят те, у кого меньше всего для этого данных, кто лишён невидимых крыльев для полётов. Эти люди говорят об искусстве и творчестве с ложным пафосом, непонятно и замысловато. Истинные же артисты, напротив, говорят о своём искусстве просто и понятно.

Возбудить желание творить трудно, а убить его — чрезвычайно легко.

Искусство требует порядка, дисциплины, точности и законченности.

-4

О работе

Талант — это желание работать, а во-вторых, работоспособность.

Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством.

Полёт начинается с того, что птица хочет лететь.

Мучительно не быть в состоянии верно воспроизвести то, что красиво чувствуешь внутри себя.

Хорошие слова приходят не тогда, когда во что бы то ни стало хочешь их сказать, а тогда, когда о них не думаешь, когда они сами становятся нужными.

Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только ещё лучше.

Организуй самого себя.
Научись трудное делать привычным, привычное — лёгким и лёгкое — прекрасным.

75% того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль.

Таинственность красива и дразнит творчество.

-5

О театре и об актёрском ремесле

Театр начинается с вешалки.

На свете не существует самого плохого театра или актёра, которые не имели бы своих поклонников.

Хорошие декорации для любителей — спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придаёт всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актёрских и режиссёрских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя.

Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый.

-6

Чем меньше актёр обращает внимания на зрителя, тем больше зритель интересуется актёром. И наоборот, чем больше актёр забавляет зрителя, тем меньше зритель считается с актёром. Отвлекаясь от зрителей для жизни роли, тем самым актёр заставляет зрителя сильнее тянуться к сцене.

Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.

Всякий штамп прилипчив, навязчив. Он въедается в артиста, как ржавчина. Раз найдя себе лазейку, он проникает дальше, размножается и стремится охватить все места роли и все части актёрского изобразительного аппарата. Штамп заполняет всякое пустое место роли, не заполненное живым чувством, и прочно устраивается там. Более того, очень часто он выскакивает вперёд до пробуждения чувств и загораживает ему дорогу, поэтому актёру приходится бдительно оберегать себя от услуг назойливого штампа.

Актёр, вставший перед рампой, рассматривается в лупу, которая увеличивает во много раз то, что в жизни происходит незаметно.

Актёр Константин Станиславский. Сцены из спектаклей: слева — Сатин (М. Горький «На дне», 1902), справа — Ракитин (И. Тургенев «Месяц в деревне», 1909)
Актёр Константин Станиславский. Сцены из спектаклей: слева — Сатин (М. Горький «На дне», 1902), справа — Ракитин (И. Тургенев «Месяц в деревне», 1909)

Вот когда вы дойдёте в искусстве до правды и веры детей в их играх, тогда вы сможете стать великими артистами.

Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства. Таким путём, которым может легче всего овладеть актёр и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актёру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю — физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой. Если же идти обратным путём и начать думать о чувстве и выжимать его из себя, то сейчас же случится вывих от насилия, переживание превратится в актёрское, а действие выродится в наигрыш).

О сквозном действии и сверхзадаче

Действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли мы называем на нашем языке… «сквозное действие артисто-роли» […] Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга без всякой надежды ожить. Но линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче.

Сквозное действие… создаётся из длинного ряда больших задач. В каждой из них огромное количество маленьких задач, выполняемых подсознательно.

Антон Павлович Чехов в группе артистов МХТ читает свою пьесу «Чайка» (1898-1899)
Антон Павлович Чехов в группе артистов МХТ читает свою пьесу «Чайка» (1898-1899)

Подобно тому как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение. Эти отдельные мысли, чувства, жизненные мечты писателя красной нитью проходят через всю его жизнь и руководят им во время творчества. Их он ставит в основу пьесы и из этого зерна выращивает своё литературное произведение. Все эти мысли, чувства, жизненные мечты, вечные муки или радости писателя становятся основой пьесы: ради них он берётся за перо. Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук и радостей является главной задачей спектакля.

Всё, что происходит в пьесе, все её отдельные большие или малые задачи, все творческие помыслы и действия артиста, аналогичные с ролью, стремятся к выполнению сверхзадачи пьесы. Общая связь с ней и зависимость от неё всего, что делается в спектакле, так велики, что даже самая ничтожная деталь, не имеющая отношения к сверхзадаче, становится вредной, лишней, отвлекающей внимание от главной сущности произведения.

Первая забота артиста — в том, чтобы не терять из виду сверхзадачи. Забыть о ней — значит порвать линию жизни изображаемой пьесы. Это катастрофа и для роли, и для самого артиста, и для всего спектакля. В этом случае внимание исполнителя мгновенно направляется в неверную сторону, душа роли пустеет, и прекращается её жизнь. Учитесь на сцене создавать нормально, органически то, что легко и само собой происходит в реальной жизни.

От сверхзадачи родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено.

Константин Станиславский на репетиции оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» (1935)
Константин Станиславский на репетиции оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» (1935)

Кто такой режиссёр

Режиссёр — это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актёрам, как её играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссёр — это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, кроме своих профессионально-театральных. Иногда эти знания являются результатом его работы над какой-нибудь темой, но лучше их накапливать впрок. Наблюдения тоже можно накапливать специально к пьесе, к образу, а можно приучить себя наблюдать жизнь и до поры до времени складывать наблюдения на полочку подсознания. Потом они сослужат режиссёру огромную службу.

Раньше я отвечал, что режиссёр — это сват, который сводит автора и театр и при удачном спектакле устраивает обоюдное счастье тому и другому. Потом я говорил, что режиссёр — это повитуха, которая помогает родиться спектаклю, новому произведению искусства. К старости повитуха становится иногда знахаркой, многое знает; кстати, повитухи очень наблюдательны в жизни.

Но теперь я думаю, что роль режиссёра становится всё сложнее и сложнее. В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах общества в наше время, значит, и нам, режиссёрам, теперь надо много думать о своей профессии и развивать в себе особое режиссёрское мышление. Режиссёр не может быть только посредником между автором и театром, он не может быть только повитухой и помогать родиться спектаклю. Режиссёр должен уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителя мысли, нужные современности.

На репетиции (1938)
На репетиции (1938)

О долге актёра

Только запершись у себя в дома, в самом тесном кругу, артист может распоясываться. Потому что его роль не кончается с опусканием занавеса, — он обязан и в жизни быть носителем и проводником прекрасного. В противном случае он одной рукой будет творить, а другой разрушать создаваемое. Поймите это с первых же лет вашего служения искусству и готовьтесь к этой миссии. Вырабатывайте в себе необходимую выдержку, дисциплину общественного деятеля, несущего в мир прекрасное, возвышенное и благородное.

Основатели Московского Художественного театра Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко
Основатели Московского Художественного театра Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко

О русском зрителе

Русский человек, как никто другой, заражён страстью к зрелищам. И чем более оно волнует и захватывает душу, тем оно для него привлекательнее. Драму, где можно поплакать, пофилософствовать о жизни, послушать умные слова, простой русский зритель любит больше, чем разухабистый водевиль, после которого уйдёшь из театра с пустой душой.

-12

Советы Мастера

Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

Жить — это значит действовать.

-13

Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашёл. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.
Теперь спросите меня: в чём счастье на земле?
В познании. В искусстве и в работе в постигновении его.
Познавая искусство в себе, познаёшь природу; жизнь мира, смысл жизни, познаёшь душу — талант!
Выше этого счастья нет.
А успех?
Бренность.
Какая скука принимать поздравления, отвечать на приветствия, писать благодарственные письма, диктовать интервью.
Нет, лучше сидеть дома и следить, как внутри создаётся новый художественный образ.

***

Ищи пути в духовной жизни. Только она нужна и содержательна. Всё остальное скоро приедается и надоедает.

-14

***

Проект «Слово Мастеру»
Портреты Мастеров, сложенные из их слов.
Цитаты, способные вдохновить и прояснить, что же такое жизнь человека пишущего.
Материал подготовила Анастасия Ладанаускене