25 января 1832 года родился Иван Шишкин, который получил широкое признание еще при жизни и удостоился звания "верстового столба в развитии русского пейзажа".
Его не вполне самостоятельно написанные "Утро в сосновом бору", эпичная "Рожь", невероятной натуралистичности пейзажи входят в число самых узнаваемых живописных полотен. По ним пишут сочинения в школе, используют в качестве иллюстраций в учебниках. А некоторые эпизоды из жизни художника заслуживают внимания не меньшего, чем его работы.
Три факта биографии Шишкина могут быть интересны современным родителям, изучающим разные воспитательные тактики и стратегии. Положительным или отрицательным примером являются эпизоды из жизни Ивана Ивановича и его семьи - решайте сами.
Сын как инвестиция
Отец Шишкина, Иван Васильевич - очень состоятельный купец, торговец хлебом, пользующийся огромным авторитетом у сограждан. Он был совершенно далёк от искусства, но имел заслуженную репутацию дальновидного коммерсанта и человека практического.
Например, Иван Васильевич на собственные средства организовал городской водопровод в Елабуге, где он проживал с многочисленным семейством - супругой, Дарьей Романовной, и шестью детьми. Так он стремился упростить быт домохозяек - и своей жены в том числе.
Иван Васильевич рано оценил круг интересов и способности одаренного сына. Иван Шишкин-младший с детства любил наблюдать за природой, а по возвращению с прогулок домой принимался зарисовывать увиденные пейзажи.
Отец стал дарить маленькому Ване художественные альбомы с репродукциями шедевров мировой живописи, а чуть позже - и книги по теории живописи. Это были редкие и дорогостоящие издания, которые поддерживали интерес юного художника к творчеству и показывали ему, каких высот можно добиться.
Так что Иван Шишкин-старший осуществил своего рода долгосрочные инвестиции, поощряя увлечение Ивана Шишкина-младшего.
Самостоятельность в профессиональном самоопределении
Шишкин был с ранних лет невероятно продуктивен в творчестве. Он разрисовывал и расписывал всё, что попадалось под руку, даже забор родительского дома. В отличии от отца, строгая маменька не разделяла творческих экзерсисов сына, называла его "мазилкой" и обещала ему карьеру маляра. Да и отец разделял мнение супруги в той части, что у юноши непременно должно быть крепкое базовое образование. Поэтому в 12 лет Ваня поступил в Первую Казанскую гимназию, но покинул, не окончив полного курса.
Интересно, что сам Ваня вообще не планировал стать художником. Рисование довольно долго было для него лишь любимым развлечением. А сам он серьезно увлекался историей и краеведением, участвовал в археологических раскопках и даже написал серьезное исследование об истории родной Елабуги.
Будущий художник вообще отличался удивительно прагматичным, рациональным и скрупулезным подходом ко всему. Несмотря на очевидный интерес к живописи, в отличии от многих молодых людей, стремящихся к успеху в творчестве, Шишкин какое-то время даже планировал стать чиновником и даже поступил в обучение. Но скоро пришел к выводу, что канцелярская работа не для него и бросил учебу. Это очень огорчило родителей, но в 1852 году отец всё же благословил 20-летнего Ивана на поездку в Москву для поступление в Училище ваяния и зодчества.
Родители хоть и не разделяли выбора сына (а мать открыто критиковала его увлечение живописью), они не стали препятствовать его поездке в Москву.
Вдовец с двумя дочерьми и мастерской
Неторопливый, вдумчивый, рассудительный Иван Шишкин не терпел суеты и спешки. И женился он только в 37 лет. Супругой художника стала Евгения Васильева, сестра его товарища, художника-пейзажиста. Брак был счастливым и безбедным. Несмотря на то, что Шишкин был пейзажистом, он дважды написал портрет жены - правда, в собственной своеобразной манере. Вот первый из них:
А вот второй, на котором цитируется первый - посмотрите на картину на стене в верхнем левом углу:
Вскоре у Шишкиных родилась дочь Лидия, а затем - еще двое мальчиков. Но сыновья умерли, не прожив и 2 лет. Вскоре после третьих родов скончалась и любимая супруга Ивана Ивановича. Убитый горем художник остался один с 5-летней дочерью. Об этом периоде его жизни все биографы пишут, что Иван Иванович страшно злоупотреблял алкоголем, и только самолюбие и любовь к живописи удержали его от окончательного падения.
В этом эпизоде хотелось бы прочитать, что любимая дочь была соломинкой, за которую ухватился Шишкин, переживая страшное горе, но, увы, нигде об этом мы не прочитаем.
Художник фактически жил в своей мастерской последующие 5 лет. Кто занимался воспитанием его дочери Лидии (Люли, как называли её в семье) - неизвестно. Очевидно, что отличное финансовое положение позволяли пригласить к ней учителей и воспитателей. В мемуарной литературе Люлю называют "любимицей отца", но об этом периоде жизни семьи почти никаких сведений нет.
Второй его женой стала художница Ольга Лагода. Брак был счастливым, но недолгим - менее года. Молодая супруга умерла через 1,5 месяца после рождения дочери. Так Шишкин остался вдовцом с двумя дочерьми - Лидией 6 лет (от первого брака) и Ксенией 1,5 месяцев (от второго брака). И, конечно, он остался со своей мастерской, в которой проводил почти всё время, невероятно продуктивно работая.
После смерти второй жены все заботы о девочках и семейном быте взяла на себя её сестра, Виктория Лагода. Она и осталась единственной женщиной в доме художника. Личные драмы, горе, тягостные мысли прослеживаются в мрачных пейзажах, написанных в тяжелые для художника времена.
К сожалению, нельзя сказать, что дочери воспринимались погруженным в своё горе отцом как мотивация к жизни. Но опыт проживания горя у каждого свой. Шишкин спасался в напряженной работе, передав заботу о детях и хозяйстве другому человеку.
Лидия впоследствии часто сопровождала отца в его поездках, они действительно были близкими людьми. С Ксенией отношения у Ивана Ивановича были явно более прохладными.
Что любопытно, Лидия стала матерью многочисленного семейства, но не имела никакого отношения к живописи. К сожалению, судьба почти всех из её 6 детей сложилась трагически, но есть и те, чьи потомки живут сейчас в Петербурге и продолжают род великого художника.
Ксения, вторая дочь Шишкина, продолжила дело отца и матери - тоже стала художницей, но её имя в России практически неизвестно. Она вышла замуж за гражданина Финляндии и приняла иностранное гражданство. Её попытки получить разрешение на въезд в СССР, по-видимому, оказались неудачными. О судьбе Ксении Ивановны почти ничего неизвестно.
А сам Иван Иванович умер в 67 лет в своей мастерской, не выпуская кисти из рук.
Другие статьи об опыте семейного воспитания других известных людей можно почитать в специальной рубрике этого канала: СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА.