Найти тему

85 лет со дня учреждения юбилейной медали «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»

24 января исполняется 85 лет со дня учреждения юбилейной медали «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» – одной из первых медалей СССР.

Медаль «XX лет РККА» 1938 г.
Медаль «XX лет РККА» 1938 г.

Медаль учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.01.1938 г. «Об учреждении юбилейной медали «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии», в ознаменование 20-летия создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и Военно-Морского Флота (ВМФ).

Медалью награждались лица кадрового командного и начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского Флота: прослужившие в рядах РККА и ВМФ к 23 февраля 1938 г. 20 лет; заслуженные участники Гражданской войны 1918–1920 гг., участники локальных конфликтов, состоявшие в рядах РККА и ВМФ на момент награждения; лица, награждённые орденом Красного Знамени за боевые отличия в годы Гражданской войны.

Военинженер 3 ранга Ф.М. Егерь (1897–1944), борттехник ВВС ЧФ 1938 г. Севастополь
Военинженер 3 ранга Ф.М. Егерь (1897–1944), борттехник ВВС ЧФ 1938 г. Севастополь

Среди награжденных медалью – военинженер 2 ранга Егерь Федор Михайлович (1897–1944), участник Первой Северной воздушной экспедиции Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. В фондах Музея обороны Севастополя хранятся его фотографии, документы, наградной знак.

Он родился 2 сентября 1897 г. в г. Юрьеве (Тарту, Эстония). Трудовую деятельность начал в Московском отделении Русского общества автомобилей «Рено». В 1915 г. по мобилизации был призван на Балтийский флот. В Кронштадте окончил школу флотских специалистов, участник Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны на Балтике. С 1921 г. переведен на Черноморский флот, служил в подразделениях ВВС ЧФ в Николаеве и Севастополе.

В 1927 г. на самолете «Савойя-62» (пилот Э.М. Лухт) в качестве бортмеханика Ф.М. Егерь принял участие в перелете на о. Врангеля и рекогносцировочном полете от Булуна до Иркутска. Также в этой экспедиции приняли участие летчики-черноморцы: пилот Е.М. Кошелев, механики Г.Т. Побежимов и В.Н. Журович на самолете «Юнкерс» (Ю-13). В июне 1927 г. самолеты в сопровождении механиков отбыли по железной дороге из Севастополя во Владивосток. 21 июня 1927 г. на пароходе «Колыма» экспедиция (самолеты были в разобранном виде) отправилась из Владивостока к Чукотскому полуострову. В середине июля пароход обогнул мыс Северный (ныне мыс Шмидта) и стал на якорь неподалеку от чукотского селения и фактории. Первый полет совершил на о. Врангеля пилот Е.М. Кошелев, доставив для поселенцев снаряжение, боеприпасы и медикаменты. На другой день в бухте Роджерса произвел посадку самолет Э.М. Лухта и Ф.М. Егеря. Встретившись с начальником острова Г.А. Ушаковым и его первыми жителями, летчики передали привезенный груз, приняли заготовленную охотниками пушнину и вернулись на мыс Северный. Затем на борту парохода «Колыма» самолеты были доставлены в бухту Тикси, выполнили несколько полетов вдоль р. Лены для поисков речного каравана, а затем приводнились у своей новой базы – поселка Булун. Через несколько дней буксир «Красная звезда» доставил авиатопливо, и самолёты смогли вылететь в Якутск с промежуточными посадками для дозаправки. В пункт назначения они прибыли 13 августа 1927 г. Из Якутска был совершен перелет в Иркутск, где экспедиция завершилась, после чего летчики вернулись в Севастополь.

Участники экспедиции были удостоены специальных серебряных знаков экспедиции на остров «Врангеля» и «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа», правительство Якутской АССР наградило их Почетными грамотами. За данный перелет Ф.М. Егерь был удостоен ордена Красного Знамени.

В начале 1930-х гг. Федор Егерь служил г. в Одессе. В 1936 г. он окончил академические курсы при Военно-Воздушной академии им. Жуковского и был направлен на Тихоокеанский флот, где служил в инженерном отделе штаба 115-го полка ВВС. В 1938 г. вернулся в Севастополь, служил в 60-й отдельной авиаэскадрилье волнового управления. С началом Великой Отечественной войны 1914–1945 гг. – начальник отдела инженеров по эксплуатации 80-й отдельной морской дальнеразведывательной авиаэскадрильи 2-й морской авиабригады ВВС ГБ ЧФ, впоследствии – 3-й особой авиагруппы ВВС ЧФ.

Участник обороны Севастополя 1941–1942 гг., он 4 июля 1942 г. попал в плен. 30 августа 1942 г. прибыл в Шталаг 348 в Днепропетровске, 2 октября – в Шталаг VII A Моосбург (Верхняя Бавария). 24.09.1943 г. помещен в лагерный лазарет, где умер 3.06.1944 г. от открытой формы туберкулеза легких. Его похоронили на военном кладбище Оберрайт близ Танштетина округ Файзинг, Верхняя Бавария. В 1958 г. его останки были перезахоронены в братской могиле в местечке Швабштадль населенного пункта Обермайтинген, расположенного примерно в 50 км западнее Мюнхена (установлено по лагерному медальону при эксгумации).

Никитина И.В.