1914 год
Бельгия
Весной 1914 года в небольшом городке Спан-Себастьян (название на совести Берндорфа) в Бельгии, подле которого расположен укрепрайон Беверлоо (большой армейский военный лагерь с арсеналом для сбора жителей по мобилизации), появляется молодая художница из Франции.
По паспорту она француженка. Из её рассказов местные узнают, что она дочь французского офицера и горячая патриотка Франции. Еёотец недавно умер, а она приехала в Бельгию, чтобы снять копии с картин знаменитых художников, что имеются в музеях Бельгии, в том числе в Брюсселе. Она прелестна настолько, что с ней спешат познакомиться офицеры бельгийской армии. В еёчесть офицеры даже устраивают специальный праздник в Брюсселе. Молодой лейтенант Рене Остен не отходит от художницы, начинает ухаживать за ней. Они вместе ходят и ездят по музеям, где художница делает копии интересующих картин, и, естественно, беседуют на разные темы. Во время одной из этих бесед художница заявляет, что великая, победоносная французская армия – это звучит гордо, а вот, бельгийская… Обиженный лейтенант начинает доказывать, что и бельгийская армия кое-что может. И посыпались цифры, названия крепостей и частей, сведения о новых вооружениях и т.д. Вскоре художница уезжает на неделю по стране, а когда возвращается - у неёмасса этюдов, написанных маслом. В основном это сельскиепейзажиразличных районов Бельгии. Этюды художница отправляет почтой в Париж, но оказываются они в Берлине. Здесь с них снимают краску и разбирают информацию о бельгийской армии, еёвооружении, численности, укрепрайонах, крепостях и т.д.
На Бюловштрассе, врезиденции германской военной разведки довольны. Их агент 1Wкак всегда на высоте.
Художница же просит лейтенанта Остена показать ей окрестности. Влюбленный Остен охотно соглашается и они вдвоем, на его автомобиле, объезжают весь укрепрайон Беверлоо, где служит лейтенант. Посещают форты, спускаются в подземные казематы. Лейтенанту открыт доступ везде.
На шестой день поездки, когда влюблённые ехали вдоль голландской границы, неожиданно заглох мотор. Остен начинает с ним разбираться. Художница же тем временем достает свою записную книжку, карандаш и начинает что-то записывать. И тут внезапный порыв ветра вырывает из рук художницы небольшой листок бумаги. Лейтенант решает проявить галантность и бросается за ним. Художница просит его не бежать за этой бумагой: она, мол, напишет новую. Но лейтенант упрям. Он хочет доказать любимой, как он её любит. Взволнованная художница бежит следом за лейтенантом.
Все заканчивается тем, что листок залетает в придорожный ров. Остен спрыгивает в него, наклоняется, а затем медленно выбирается из рва с виноватым видом, и сообщает любимой, что листок упал в глубокую яму и он не смог его достать. Они возвращаются в автомобиль и продолжают свой путь. Едут медленно, стараясь не перегружать двигатель. Художница обращает внимание, что Остен чем-то необычно сильно озадачен и делает соответствующие выводы для себя.
На въезде в какую-то деревушку Остен видит полевого жандарма, который стоит на перекрёстке, останавливает автомобиль, выходит из него и направляется к жандарму. Художница не дожидается конца их беседы. Пересаживается за руль и даёт «по газам». На полной скорости проносится мимо жандарма и офицера армии и гонит по лесной дороге. На повороте не справляется с управлением и врезается в дерево. Бросает машину и через заросли со своими вещами бежит к каналу, по которому медленно движется моторный баркас. Владелец голландец. Художница сбрасывает с себя платье, завязывает вещи узлом и с ним на голове и плывёт к баркасу. Забравшись на него, она обещает голландцу три тысячи франков, если он перевезёт её в Голландию. Голландец оказался старым контрабандистом. Он прячет художницу в каморке для контрабандных товаров и перевозит через границу.
Тем времен лейтенант Остен и прибывшие с собакой жандармы, идут от разбитого автомобиля по следу художницы. Добираются до канала и… теряют след. В бельгийской контрразведке появляется дело с описанием агента неизвестной бельгийцам разведки, в котором кроме описания внешности художницы есть лишь небольшой листок бумаги с армировкой двух фортов, которые Остен и художница посетили последними. На листке очень точно указаны калибр орудий и их предполагаемая дальнобойность.
В Амстердаме художница, она же агент германской разведки Анне-Мари Лессер*, встречается со своим шефом герром Меттезиусом. Тот отправляет Анне-Мари на отдых перед следующим заданием.
(Источник: Берндорф)
* Об Анне-Мари Лессер смотри также публикации «Ты ангажировал дьявола», «Женская чуйка», «Студентка из Генуи».