В фонде Отдела коммунального хозяйства Смоленского губисполкома, в докладе о работе Смоленского городского коммунального отдела за 1920 г., встретился раздел «Советская баня». Что же собой представляла эта самая советская баня?
Оказалось, что в Смоленске в эти годы существовали три общественные бани. Все они были построены в дореволюционный период и впоследствии национализированы. Самой большой и наиболее оборудованной была баня №1. Ее пропускная способность, при полном посещении за 8-часовой рабочий день – 7000 человек, составляла 50-60% процентов от возможностей всех городских бань. В докладе упоминается:
«Баня оборудована своим двигателем, поднимающим воду из артезианского колодца; своя электрическая станция».
В отчетности за 1925/1926 операционный год при бане №1 указаны буфет и прачечная. Баня находилась на Старо-Московской улице и до революции принадлежала Ефременковым.
Баня №2 «у железного моста» занимала второе место по размерам. Ее пропускная способность при 8-часовом рабочем дне составляла 3400 человек. Она использовала речную днепровскую воду, которая весной и осенью выглядела «замутненной». Баня была оборудована электрической станцией. Здание, располагавшееся по Богословской (Краснофлотской) улице, находилось на низком берегу, во время разлива затапливалось, разрушалось и требовало частых ремонтов. Баня была известна как «Бани Сизова», хотя перед национализацией принадлежала М.Г. Элькинду.
Менее всего сведений сохранилось о бане №3, размещавшейся в Моренковом (Днепровском) переулке, в районе Петропавловской (Кашена) улицы. Баня, являвшаяся самой маленькой «по размерам и оборудованию», использовала речную воду. В 1919 г. она была «оборудована электрическим освещением из центральной станции». Ее пропускная способность при полном 8-часовом рабочем дне составляла 2000 человек. В середине 1920-х гг. баня была закрыта. В одном из отчетов за 1925/1926 операционный год значится, что с 15 апреля 1925 г. «баня не работает».
Работа бань нередко прекращалась из-за недостатка топлива. Так, в бане №1 количество банных дней варьировалось от 18 в октябре 1919 г. до 5 в феврале 1920 г. В марте 1920 г. баня вообще не работала. Баня №2 – от 18 дней в октябре 1919 г., до 1 дня в марте и апреле 1920 г. Баня №3 – от 12 дней в ноябре 1919 г., до 7 рабочих дней в марте и апреле 1920 г.
Такого количества бань было явно недостаточно для обслуживания жителей губернского города Смоленска. Положение усугублялось тем, что общественные городские бани использовались для поддержания личной гигиены военнослужащих частей, размещенных в Смоленске и его ближайших окрестностях, а также следовавших через город транзитом.
За баню №1 развернулось настоящее сражение. В докладной записке губернского отдела коммунального хозяйства за 1921 г. отмечалось:
«Санитарное управление Запфронта потребовало передачи ему 1-й бани, самой большой, оборудован[ной], мотивируя свое требование необходимостью мыть весь гарнизон, приходящие части… Причем мы были предупреждены, что если не передадим бани сами, то таковая будет занята и без нашего согласия. На все наши доводы о том, что мы, и не передавая бани, в состоянии обмыть и обмывать гарнизон и приходящие команды, и будем обмывать их и в дальнейшем, – нам заявили, что вы моете за плату, а у них мытье должно быть бесплатное, и к тому же они будут выдавать красноармейцам мыло. Мы выразили опасение, что они разрушат нам одно из лучших предприятий». Увещевания, однако, не помогли, и баня все-таки была передана в ведение и пользование Управления санитарной частью Западного фронта на неопределенный срок. Опасения коммунальщиков оказались не напрасными. Уже после полуторамесячной эксплуатации бани военными сообщалось: «За это время пропускная способность бани пала с 5500 человек в сутки до 2000. Созиданий пока никаких не видно, замечаются только разрушения, а красноармейцы стали осаждать оставшиеся у нас бани, не стесняясь платой».
Баню №1 Смоленскому губернскому отделу коммунального хозяйства вернули, но проблемы во взаимоотношениях с военными остались. В фонде Управления коммунальных предприятий (УПГХ) Смоленского горисполкома имеется протокол совещания от 3 декабря 1926 г. с 11 представителями воинских частей об урегулировании посещения городских бань военнослужащими. В своем выступлении на совещании заместитель директора Управления Г.И. Мальцев отметил:
«Подведомственные бани УПГХ настолько перегружены, что мы не в состоянии всех обслуживать. УПГХ не в состоянии обслуживать весь потребный спрос граждан города Смоленска, так как это положение требует обязательного устройства новых бань».
В результате совещания компромисс все-таки был достигнут. Для воинских частей в бане №1 были отведены четверг, пятница и суббота, а в бане №2 – пятница и суббота.
Проблема с нехваткой мест в существующих банях со временем все более обострялась. Сотрудниками УПГХ была предпринята попытка восстановить ранее существовавшие бани. В акте обследования законсервированной бани №3 (по Моренкову переулку) и здания бывшей бани Марголина по Духовской (1 Мая, Соболева) улице от 2 июня 1927 г. отмечено, что баня №3 нуждается в большом ремонте, а двухэтажное здание бани Марголина используется под жилье, ее оборудование разрушено и разворовано. В декабре 1929 г. на пленуме коммунальной секции горсовета рассматривался вопрос об увеличении пропускной способности бани №1 за счет квартиры служащего и помещения прачечной. Там же было решено обратиться к руководству железной дороги о возможности использовать их трубопровод для подачи в баню речной днепровской воды.
Наилучшим выходом из сложившейся ситуации виделось строительство новой бани. В докладной записке городского отдела коммунального хозяйства Смоленскому городскому Совету о состоянии общественных бань г. Смоленска от 15 марта 1929 г. сообщалось, что баня №1 была расположена в правобережной части города и оборудована на 387 мест (257 – мужских и 130 – женских). Вторая городская баня находилась в левобережной части Смоленска и оборудована на 294 мест (128 – мужских и 166 – женских). Пропускная способность двух городских бань – 681 человек при населении города 78 500 человек. Кроме этого, для обслуживания населения города в Смоленске имелись две ведомственных бани, входящие в состав Коммунального треста: баня при университете и железнодорожная баня. Причем две последние по своей пропускной способности были настолько незначительны (университетская – приблизительно на 35 мест и железнодорожная – приблизительно на 50-60 мест) и удельный вес их в обслуживании населения был настолько незначителен, что при дальнейшем рассмотрении вопроса их в расчет было решено не принимать.
В выводах о необходимости строительства новой бани указывалось:
«Из соображений хозяйственно-экономических новая баня должна быть построена по возможности ближе к новой электростанции, чтобы с наибольшей выгодой можно было использовать отработавшее тепло электростанции».
Предлагалось утвердить проект новой бани не позднее 1 января 1930 г. Планировалось в 1930 г. провести подготовительные работы и заготовить строительные материалы. В 1931 г. должно было быть закончено сооружение здания, а в 1932 г. – закончено внутреннее оборудование, и баня пущена в эксплуатацию.
Первоначально намечалось построить баню с большей пропускной способностью, чем получилось в окончательном варианте. В титульном списке Смоленского городского коммунального треста на 1931 г. указано:
«Баня общественного пользования на 872 человека и прачечная пр[опускной] способностью 8,2 тонны. Работу предполагается начать в строительный сезон 1931 г., пуск в эксплуат[ацию] в III квартале 1932 г…»
Подготовка к строительству бани началась в 1932 г. В фонде Отдела коммунального хозяйства Западного облисполкома, в докладе о состоянии коммунального хозяйства на 1 июня 1932 г. указано:
«Гор. Смоленск, баня и прачечная – новое строительство, вложения 800,0 тыс. руб., из коих на бани – 500 тыс. руб.; эскизный проект и рабочие чертежи имеются. Пропускная способность бани 610 чел. в час, прачечной – 2,1 тонны белья. Стр-во бани и прачечной передано УНР №15 на договорных началах. В данный момент ведутся подготовительные работы по очистке земельного участка от строений, планировка, рытье котлована и кладка фундаментов. Местными стройматериалами стр-во обеспечено на 60% и дефицитными – на 8%».
В постановлении Западного облисполкома от 2 января 1933 г. №17 «Титульный список жилищно-коммунального строительства, переходящего на 1933 год» отмечено:
«6. Окончание постройки бани на 612 человек в час в Смоленске… 15. Окончание постройки прачечной на 2,1 тн. белья в смену в Смоленске…»
Однако строительство первой очереди было закончено только в ноябре 1934 г., о чем сообщалось в №261 газеты «Рабочий путь» от 10 ноября 1934 г. в заметке «Пуск первой очереди банно-прачечного комбината». Пропускная способность выстроенной части составляла 312 человек в час. А в №233 областной газеты от 9 октября 1935 г., в колонке «Навстречу 18 годовщины Октября» упоминалось:
«Смоленск. К 18 годовщине Октября в Смоленске открывается вторая очередь Заднепровской бани с пропускной способностью 300 человек в час».
Ввод в эксплуатацию прачечной затянулся до 1936 г. В постановлении Западного облисполкома от 7 февраля 1936 г. №323 «Об окончании строительства банно-прачечных комбинатов в Смоленске и Вязьме» указан окончательный срок ввода смоленской прачечной – 1 апреля 1936 г.
С вводом в действие нового банно-прачечного комбината прекратили существование бани дореволюционной постройки, но дефицит «помывочных мест» в городе сохранялся, поэтому началось строительство городской бани по Запольной (Твардовского) улице, которое не удалось закончить к началу Великой Отечественной войны.
В годы войны банно-прачечное хозяйство г. Смоленска, как и другие отрасли, понесло большие потери. В справке Смоленского городского отдела коммунального хозяйства от 11 февраля 1944 г. отмечено:
«До войны население обслуживалось городск[ой] баней на Н. Базарной площади пропускной способностью 600 чел. в час с прачечной при ней на 1200 кгр. белья в сутки. Кроме того, на Запольной ул. отстраивалась баня для населения верхн[его] района, стр-во котор[ой] к началу войны было выполнено на 80%. Немцы сожгли недостроенную баню и разрушили городскую баню и прачечную на 65%».
Восстановление банно-прачечного хозяйства имело одно из приоритетных значений в целях предотвращения эпидемических заболеваний в послевоенном городе с разрушенным водо- и электроснабжением. В решении Смоленского облисполкома от 16 ноября 1943 г. №2021 «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства гор. Смоленска», в разделе «III. По жилищно-коммунальному хозяйству Смолгорсовета» отмечено:
«3) Восстановить городской банно-прачечный комбинат с вводом в действие первой очереди на 400 помывочных мест и 600 кгр. сухого белья в сутки к 1 июля 1944 г.»
До восстановления банно-прачечного комбината организовывались «помывочные пункты» в любых подходящих для этого местах. В упомянутой справке от 11 февраля 1944 г. отмечено:
«Для обеспечения населения и воинских частей помывками в первую очередь начали с приспособления частично поврежденных помещений под районные бани: так, в IV кв. были открыты бани в Заднепр[овском] р-не (Н[ово-]Моск[овская улица]), в Красноармейском р-не (Д[ом] специалистов) и в Сталинском (Пролетарская ул. и б[ывший] Троиц[кий] монастырь). В мае мес[яце] 44 г. была введена в эксплуатацию баня-санпропускник в Красноармейском районе, а в апреле – прачечная в Задн[епровском] р-не».
К новому 1945 г. смоляне получили подарок в виде восстановления первой очереди банно-прачечного комбината, начавшего свою работу не в полную силу с 25 декабря 1944 г.
Автор: Светлана СОЛОДОВНИКОВА, главный специалист Государственного архива Смоленской области», кандидат исторических наук
Источник: Государственный архив Смоленской области; научно-популярный журнал "Край Смоленский" №11, 2021г., стр. 30-32.
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.