Найти в Дзене
Фактум

Безжалостная логистика войны: Почему Александра Македонского можно назвать первым логистом

Оглавление

В настоящее время в ходе логистических процессов возникает до 50% стоимости продукции.

К сожалению, тема логистики очень слабо освещена в экономической теории.

Маркс, например, сознательно игнорировал эту тему.

Современная теория маркетинга, игнорирующая логистику, привела к тому, что производители, занятые массовой рекламой и массовыми продажами, несуразно завысили расходы на распределение и транспортировку. 

Нет опытных и придирчивых оптовиков и потребителей, благодаря которым росли бы стандарты и падали цены.

А кроме того, производители, чья логистика хромает, ввязываются в бессмысленные битвы за национальные рынки, которые зачастую находятся вдали от тех мест, где они могли бы куда более эффективно и с меньшими затратами торговать.

Так получилось, что все основные открытия в области логистики делались в военной сфере.

Об этих открытиях, в меру своих скромных возможностей, я планирую рассказать в серии статей.

Голод уничтожает армии чаще, чем сражения, и голод — оружие более безжалостное, чем меч.

Вегеций, римский военный писатель, IV в. Н. Э

Александр Македонский — первый военный логист

Коллаж редактора поста
Коллаж редактора поста

Самым первым известным нам специалистом в области военной логистики был Александр Македонский.

Его открытия в этой области позволили возглавляемой им армии пройти от Греции до Памира.

Читателям, привыкшим одним щелчком мышки отправлять армии юнитов на другой конец карты, я считаю, нужно пояснить некоторые нюансы.

Важные нюансы

Реальным людям нужно есть и пить.

Животные, хоть и не люди, но есть и пить тоже хотят. Еда и вода имеют вес. Человеку необходимо в день 1,5 кг еды и примерно 2 л (2 кг, если кто не в курсе) воды. 

Лошадке нужно в день примерно 10-15 кг сухого корма и от 20 до 50 л воды. При этом лошадь без вреда здоровью может везти на себе до 100 кг. Человек — не лошадь, поэтому его максимальная нагрузка – 30 кг.

Нет, конечно, лошадка, запряжённая в современный воз, может увезти куда больше. До 1500 кг, если по асфальтированной дороге. Но до появления хомута (ок. 300 г.н.э. в Китае и ок. 1000 г.н.э. в Европе ) лошадка могла тянуть около 250 кг. С учётом веса повозки выигрыш невелик, если вообще был.  Да и в любом случае, для повозок нужны дороги. С автобанами же в иные времена бывало не очень хорошо, да и сейчас они есть не везде. А по бездорожью и грязи способен застрять даже танк.

Иными словами лошадка способна увезти корма на 7-10 дней, а корма и воды на 3-4 дня пути.

Кто-то скажет, что лошадка может в пути пастись, а воду пить, например, из колодцев. Если вы в компании с десятком друзей устроили тур-поход на лошадях. Никуда не спешите, у вас есть карты местности, то это вполне рабочий вариант.

А если это многотысячная армия, которая должна в назначенный срок оказаться в определенном месте, не имея точных данных о ресурсах, имеющихся по пути?

 В 1866 году австрийские генералы додумались отправить двести тысяч пехоты в поход одной колонной по одной дороге.

К приходу последних колодцы были вычерпаны насухо.

Армия потеряла от обезвоживания больше солдат, чем было убито в бою. И это в центре Европы – регионе далеко не засушливом.

А было бы двести тысяч коней – последние шли бы ещё и по уши в навозе. После прохода половины, из тех конных армий, о которых пишут в учебниках истории, на долю второй половины досталась бы только сухая, вытоптанная пустыня, в которой из съедобного остался только навоз.

Как воин-кочевник проехал Евразию “о трёх конях”?

А есть ещё гениальная “находка” историков: воин-кочевник, проехавший Евразию “о трёх конях”.

Навьючить на трёх коней, кроме самого всадника (90 кг), можно было только его снаряжение и еду для него (30 кг) и трёх коней (180/3=60).

Это пять-шесть дней пути (150-180 км), или 75-90 км, если туда и обратно.

На мой взгляд, при использовании трёх коней речь, очевидно, может идти только о рейде “группы быстрого реагирования” на очень короткое расстояние.

Элементарный подсчёт

Но, допустим, кочевник по своей кочевой привычке решил пустить своих трёх лошадок пастись. С одного гектара “дикого разнотравья ” можно скосить за лето около 1 тонны сена. Но поскольку лошадь не сенокосилка, а животное умное и гордое, то больше 40% стебля она не съедает и остатки преимущественно вытаптывает. Один гектар — это тридцати лошадкам десятка всадников на разок несытно покушать. Ну это, не считая того, что :

  • трава растёт не круглый год, а лошадь до весны в гараж не поставишь.
  • травы могут быть и ядовиты,
  • с молодой травы лошади серут дальше, чем видят (страдают расстройством желудка).

Не подскажете часом, где эти самые гектары в сочетании с водой смогло найти, к примеру, трёхсот тысячное войско монголов по пути из Монголии в центральную Россию (по прямой около 6000 км или 200 дневных переходов? По берегам рек? И много вы знаете рек в Евразии, текущих с востока на запад или наоборот? Такому конному войску на день попасти лошадей нужна была бы площадь пастбища, равная современному Смоленску.

Человек, кроме еды должен был нести оружие и какую никакую амуницию. Типа котёл, топор, палатку.

Доспехи тяжёлого пехотинца – гоплита, являющегося основой ударной силы греческого войска, весил порядка 30 кг. 

В этом не было особой проблемы, когда доспехи перевозились по воде для участия в пиратских набегах или использовались для сражения рядом с местом постоянного проживания. Конечно, гоплит мог взять с собой слугу для переноски тяжестей, а если позволяли возможности то и несколько. Но вот беда, сколько с собой провианта не возьми он, всё равно когда-то кончится, и тогда возникнет проблема: как прокормить и напоить всю эту ораву.

Логистика ограбления

Можно, конечно, попытаться ограбить местное население, как по пути, так и, когда возникнет нужда. Логистика ограбления неоднократно использовалась и даже порой успешно. Но именно, что порой.

Войско при такого рода логистике норовило рассыпаться на мелкие отряды фуражиров. Местное население, доведенное голодом до ручки, старалось вернуть награбленное силой или украсть (если вернуть своё, это украсть ). Это не считая того, что с этим злым населением приходилось ещё раз общаться на обратном пути. И это ещё при условии, что у населения есть, чего грабить.

Самый эпичный провал, связанный с военной логистикой ограбления произошел у армии Наполеона (1812), но об этом я расскажу в следующей статье.

Так как же решил проблему доставки тяжёлой пехоты “на край света” Александр Македонский?

Ни один полководец, (политик или предприниматель) не станет хотя бы просто хорошим, если он не способен ограничивать свои планы своими реальными возможностями.

Поэтому Александр

-  Привёл численность войска в соответствие с возможностями логистики.

- Выбрал, в рамках полученной численности, ту конфигурацию войска, которая позволяла решать военно политические задачи

Для этого практически полностью отказался от конницы, разрешил иметь иметь не более одного слуги.

Но ни один полководец, политик или предприниматель не станет великим, если будет ограничиваться существующими возможностями и не будет создавать себе возможности. Александр Македонский великим был.

Деньги

Он использовал уже изобретённые к тому времени деньги. А деньги потому и были изобретены, что греческим наёмникам, ставшими очень популярными после фермопильской битвы, было удобнее тащить с собой килограмм серебра или пару сотен грамм золота, чем десятки килограмм провизии.

Тыловики, вперёд!

Вместо обоза, движущегося вместе с армией и потребляющего ресурсы в ходе движения, Александр Македонский придумал отправить тылы армии впереди самой армии.

Направленные вперёд “тыловики” производили закупку продовольствия и формировали пункты снабжения на расстоянии 4-5 дневных переходов (100-130 км). Достигнув этих пунктов, армия пополняла запасы и шла дальше, не тратя время на сражения за мешок пшеницы с местным населением.

Пятая колонна

Но, что ещё более важно — часть, и чем дальше, тем большая часть, продовольствия поставлялась под расписки или обещания тех или иных преимуществ различным группам населения завоевываемых стран. Разумеется, люди, получившие расписки вместо денег, болели за победу греческой команды. А практика привлечения части населения в обмен на привилегии после завоевания страны создавала эффективно работающую “пятую колонну”

Я глубоко убежден, что только деятельность тех, кто был лично заинтересован в приходе греческих ,“татаро-монгольских” или других воинов-освободителей обеспечивала успех великих завоевателей.

На тысячелетия вперёд такая схема военной логистики стала основной для всех армий мира.

И продолжает ей оставаться. Генерал Гас Пагонис, отвечавший за обеспечения снабжение  марша двух американских корпусов через Аравийскую пустыню во время операции “Буря в пустыне”  (1991 г ), честно писал, что позаимствовал многие идеи у Александра Македонского.

А какие уроки из этого опыта можно использовать в бизнесе?

  • Необходимо приводить свои производственные планы в соответствие с возможностями логистики.
  • Необходимо искать возможность увеличения возможностей логистики, используя личную заинтересованность людей.
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Автор: #павел_аир , 59 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии

Другие статьи автора в канале:

-3