Шел 1793 год, окрестности города Майнц захвачены французами.
Тринадцатилетний мальчик стоит на поле боя, крепко сжимая древко знамени, и не обращает внимания на свист французских пуль. Через много лет он напишет:
“Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно.”
Карл фон Клаузевиц — храбрый офицер
Написанное им до сих пор изучают во всех военных учебных заведениях мира. А в Гарварде по ним учатся деловому администрированию.
О его работах очень высоко отзывались известные личности: Ленин, Мао Цзэдун и президент США Дуайт Эйзенхауэр. А Л. Н. Толстой заочно полемизировал с ним на страницах романа “Война и мир”.
Герой моего рассказа: младший сын сборщика налогов, с сомнительным дворянством, не получивший в детстве хорошего образования, (он просто сам учился всю жизнь) Карл фон Клаузевиц.
Через 11 лет после своего первого участия в бою в 1804 (24 года) он —лучший в первом и последнем выпуске созданной Шарнхорстом прусской военной академии.
В 1806 начинается война четвёртой коалиции против Наполеона.
Штабс-капитан Клаузевиц в качестве адъютанта командира батальона участвует в ней. И после разгрома прусской армии попадает в плен. В плену он присутствовал на встрече Наполеона с пленными прусскими офицерами. Наполеон был очень любезен, уверял в своём миролюбии.
Клаузевиц после напишет по поводу этой встречи:
“Победитель всегда миролюбив, ему очень хотелось бы спокойно переселиться в наше государство.”
После возвращения из плена он получает место в генеральном штабе Шарнхорста, преподаёт там службу и тактику.
В 1810 получает звание майора (30 лет), женится на Марии Софии, красивой и умной женщине (урождённой графине фон Брюль), редакторе и в какой-то степени соавторе всех его книг.
Становится репетитором у принцев, в частности у будущего императора Вильгельма l.
Казалось бы жизнь удалась, хорошая работа, красивая жена. Чего ещё желать?
Клаузевиц в России
В 1812 Клаузевиц уходит со всех постов и уезжает в Россию, где поступает на военную службу. Участвует во всех крупных сражениях, за героизм, проявленный под Бородино получает золотое оружие “За храбрость»
Также он связался с командиром прусского корпуса в составе наполеоновской армии, фон Йорком и склонил того к заключению 30 декабря 1812 года Тауроггенского перемирия. Фактически к переходу на сторону России.
Узнав о перемирии прусский король, как это водится у коронованных особ, начал чудить и велел фон Йорка и Клаузевица повесить.
Но когда они заявились в составе русской армии, почему-то смирился и ограничился восстановлением Клаузевица на службе с присвоением звания полковника. А бедный Йорк, так и вовсе закончил свои дни фельдмаршалом и графом.
Но Граф Йорк фон Вартенбург это уже совсем другая история.
Клаузевиц отличился теперь уже в качестве начальника штаба lll корпуса прусской армии. В битве при Вавре, находясь в меньшинстве, два дня сдерживал атаки трёх французских корпусов, не дав им присоединиться к армии Наполеона под Ватерлоо.
Ландвер
После войны Клаузевиц становится директором военной академии. Но ему запрещено в ней преподавать.
Ведь новая прусская армия, и особенно ландвер, созданный Шарнхорстом при активном участии Клаузевица и Гнейзенау, раздражает прусское, и вообще, дворянство.
Идея вооруженного народа, лежащая в основе ландвера, вызывает страх и неприятие у коронованных особ, особенно российских.
Прусский министр полиции Виттенштейн заявил:
"Вооружать народ – это наносить удар христианским принципам Священного союза."
Герцог Мекленбургский, командир прусского гвардейского корпуса:
"Пусть Пруссия сойдёт во второй ранг держав, лишь бы не ландвер."
Александр l говорил, что ему возможно придётся спасать прусского короля ещё раз, теперь от собственного ландвера.
Николай l и вовсе “дружески” рекомендовал распустить ландвер.
Сложилась ситуация, когда никакую другую армию Пруссия позволить себе не могла, а рискнуть остаться без армии в окружении “мирных и дружелюбных” соседей тоже невозможно. Поэтому выбор был очевиден: сохраняя ландвер, доброжелателей не дразнить.
Поэтому создателей ландвера, в том числе и Клаузевица, убрали с глаз подальше. При этом, не умаляя заслуг создателей народной армии.
Самый молодой генерал прусской армии
В 1818 году Клаузевиц получает звание генерала.
Он становиться самым молодым (38 лет) генералом прусской армии того времени.
Избыток свободного времени позволил ему начать работать над теорией войны.
Ландвер, формируемый через всеобщую воинскую обязанность, предоставлял огромные мобилизационные возможности, предъявляя при этом и повышенные требования к использованию военной силы.
Армию, в которой служат солдатами сыновья старших офицеров, банкиров и чиновников невозможно использовать так же, как и армию, формируемую из вчерашних крепостных и нанятых туземцев.
Прусским генералитетом ведутся работы по нахождению наиболее эффективных способов использования армии.
"О войне"
Самая большая и незавершённая работа Клаузевица “Vom Kriege (О войне)”.
Она писалась с 1816 и до смерти автора в 1831.
Эта работа была издана первый раз после смерти автора его вдовой, за её счёт. В настоящий момент- переведена на все языки мира, на некоторые неоднократно и уже почти двести лет продолжает издаваться. Её суммарный тираж является одним из самых больших.
Как и всякая умная книга, она была разграблена политиками на цитаты, выдранные из контекста например:
"Война — это просто продолжение политики другими средствами."
При этом скромно игнорируется вывод Клаузевица о том, что качество политики, предшествовавшей войне, определяют её ход и результат. Плохая политика, игнорирующая в предвоенный период нужды народа, предопределяет поражение.
Я же хотел бы узнать ваше мнение о других словах Клаузевица:
"Нация умирает, если начинает питаться воспоминаниями; только нынешним днём может быть доказано её право на существование."
Начало темы:
Автор: #павел_аир , 59 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии