Вопрос:
Какое место в жизни православного человека должен занимать День Рождения? Праздник ли это? Нужно ли его вообще праздновать? Как к этому относиться? Или важнее, может быть, отпраздновать День ангела?
Ответ батюшки:
День ангела — это, без сомнения, очень важная вещь.
Сожаление вызывает то, что люди рождаются в дни памяти тех или иных Святых, но их не называют именами этих Святых. Расцерковленное сознание, оно, в частности, проявляется еще и в том, что детей называют в честь кого-то.
К примеру: крестишь детей и спрашиваешь:
«В честь кого назвали?»
Одни говорят:
«Сын мой будет Дима, в честь дедушки».
Другие:
«Дочка моя будет Дуся, в честь бабушки».
Называют ведь не в честь Евдокии Московской или Димитрия Солунского! Вот этот момент в сознании многих людей разорван.
Поэтому они рождаются, скажем, на преподобного Сергия, а их нарекают Доримедонтом. И даже наоборот.
У нас, на самом-то деле, довольно узкий выбор имен из-за того, что мы не знаем месяцеслова. Знаем только Саша, Маша, Даша, Паша, и всё.
Правда, сейчас уже можно встретить какую-нибудь Калисфению или какого-нибудь Мардария. Называют самыми непривычными для уха именами. А в советское время называли Сашами и Пашами.
Это же полное отсутствие фантазии! И это именно из-за того, что со Святыми у многих непрочная связь.
Конечно, мне кажется, нужно праздновать день своего Святого — это будет смиреннее. И очень хорошо будет, если ты назван в честь него и в его день родился. Значит, имеешь с ним некую связь.
Такого в большинстве случаев нет. Смиреннее праздновать его память, чем свою. Никакая большая цаца не родилась в день вашего рождения, сами понимаете. Ну, родился человек, ну и что?
У Екклесиаста говорится:
«День смерти лучше, чем день рождения, и дом плача полезнее, чем дом смеха».
Это как посмотреть.
Ну, вот мы празднуем. Что же, собственно, мы празднуем? Это большой вопрос. Празднуем то, что появились на свет? То, что на нас легли тысячи обязанностей, весь драматизм человеческого бытия?
Самые умные люди мира не могли с уверенностью сказать, что лучше — родиться или не родиться.
Жизнь человеческая очень драматична, тяжела, непостоянна, и в конце нас может ждать не только рай, но еще и другой вариант.
Греки называли человека «дитя случая и немощи». Тот самый печальный странник, который в начале пути ходит на четырех ногах, потом поднимается на две, а затем передвигается уже на троих (имеется в виду при помощи палочки).
Промелькнула быстро эта жизнь, и люди спрашивают:
И что это было? Я жил или не жил? Или это вовсе мне приснилось?
Один из наших классиков говорил:
«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»
Мне кажется, что в таком дискурсе мы испортим настроение всем и отобьем всякое желание праздновать Дни Рождения. Клоунов оставим без работы, шарики никто покупать не будет. Но это я шучу, конечно.
Однако надо чуть пристальнее смотреть на это печальное явление под названием «человеческая жизнь». И, конечно, нужно чем-то усладить себе горечь печальных размышлений. Но самое главное, что Христос воскрес, есть на небе помощники, и, если Бог будет к нам добр, мы, возможно, будем жить в раю.
Если мы сумеем сохранить веру, покаемся в своих грехах, не будем гордиться, то, может быть, и поселимся в то чудное место, которое Господь приготовил любящим его.
Читайте еще: