Поехали дальше. Вот так выглядела площадь на месте снесенных построек Тампля, рыночный павильон сегодня немного в стороне, а здание по центру - это мэрия III-го округа. Сквер в центре площади, открытый в 1857 г. сегодня очень красив, с высокими деревьями, эстрадой, живописным прудиком и множеством цветов. Если пройти мимо мэрии немного севернее вглубь квартала (влево, если по фото), то на углу ул. Dupetit-Thouars и Gabriel-Vicaire (да, вот даже по-русски писать не буду названия), в не самом очевидном месте, на стене музыкальной школы можно увидеть план Тампля с размещением всех объектов и попробовать сориентироваться на местности.
Справа на этом фото идет улица Бретань, получившая название благодаря нереализованной задумке Генриха IV, который хотел в Марэ разбить большую площадь Франции, куда должны были стекаться улицы с названиями регионов.
На этой улице (№ 39) расположен вход на один из старейших и действующих рынков столицы, где продают все то, что делает Францию настолько привлекательной для всего мира: устрицы, сыры, вино. Рынок открылся в XVII веке, по приказу Людовика XIII для нужд стремительно развивающегося района. В ноябре 2015 г. рынок отмечал свое 400-летие (дата основания разная по разным источникам 1615 или 1628) большим праздником. И, кстати, то, что он все еще работает тоже во многом заслуга местных жителей, вынуждающих муниципалитет сохранять культурное наследие района. Рынок нынче ужасно модный, там работают рестораны и бары, ливанская и японская закусочные, продают мороженое и шоколад.
За рынком проходит маленькая Птичья улица (rue des Oiseaux, ул. дез Уазо), где спрятан Птичий огород, (название от вывески). 120 кв м земли в центре мегаполиса, со всех сторон окруженные стенами домов, на которых с 2014 г. энтузиасты выращивают цветы, овощи и травы без пестицидов, проводят лекции и обучают желающих, как правильно выращивать, например, мини овощи. Доступ возможен только вместе с членом ассоциации, но и за оградой можно увидеть аккуратные грядки с клубникой, томатами, базиликом, цветы по сезону и непременный столик под зонтиком, для отдыха после прополки. Но кажется, сегодня огородик уже закрылся.
Рядом там же расположен крошечный сквер Мадлен де Скюдери – писательницы сер. XVII века, первой женщины, получившей премию Французской академии, принципиально не вступавшей в брак. Она, как говорят, умерла совсем рядом в доме на углу ул. Птичьей и Бос в 1701 г. в возрасте 94-х лет. Еще об этой даме можно прочитать здесь.
И наконец, к Красным детям, на русском, конечно, корректнее было бы сказать к "Детям в красном". В 1536 г. под крепостной стеной Тампля в тени Большой башни (уже понятно, что место не подходящее) был открыт приют для детей-сирот. До этого момента подкидыши в основном оказывались в Отель- Дье на Сите и, конечно, долго там не выдерживали, умирая от скученности, антисанитарии и отсутствия должного ухода. Маргарита де Валуа (другая, хотя тоже Наваррская) - сестра короля Франциска I, одна из первых женщин - писательниц, определенно фигура эпохи Ренессанса, образованная, знающая несколько языков, попросила у своего брата разрешения и денег и, получив и то и другое, распорядилась построить приют в конце современной ул. Архивов.
Дети носили плащи красного цвета, цвета милосердия, поэтому приют, улица, рынок, а позднее и квартал получили название Красных детей (des Enfants-Rouges). (Так и представляю, как в огромной тени башни обязательно худые и бледные дети парами идут из своих сиротских келий в соседнюю церковь и только их красные плащи выделяются на фоне общей мрачности и безысходности).
Приют закрылся примерно через 200 лет (большой срок) а подкидыши вернулись в Отель-Дье. Здания приюта и церковь Сен-Жюльен дез Анфан Руж исчезли при прокладке ул. Архивов, но д. № 90 хранит во дворе стену церкви и памятную табличку. К сожалению, она за воротами с кодовым замком, но вдруг вам удастся очаровать кого-то из местных жителей.
Что еще здесь есть? Как уже говорилось - большое количество частных особняков. Например, ул. Бретань пересекает веселая и симпатичная ул. Шарло, XVII в., названная по имени застройщика, как и большинство улиц Марэ занятая галереями, магазинами и ресторанами. Только на ней одной можно найти: отель Cornuel (№ 7) принадлежал некоему финансисту, который и дал отелю свое имя, разделен на квартиры (вот входной портал и крыши и сегодня можно увидеть;
почти напротив (улица не очень широкая) - церковь Св. Креста, принадлежащая армянским католикам. Это все, что осталось от монастыря Маленьких капуцинов Марэ XVII в. После революции и разделения земель монастыря, церковь стала приходской церковью Франциска Ассизского.
Там хранится скульптура Франциска, считается, что работы известнейшего мастера XVI века Жермена Пилона. (он вообще потрясающий, посмотрите надгробия Генриха II и Екатерины Медичи в Сен-Дени или в Лувре - надгробие Валентины Бальбиани);
дальше отель де Рец (№9), принадлежавший семье герцогов де Рец. В 1804 г. здесь родился Нестор Рокплан, главный редактор «Фигаро», директор Комической оперы и театра Шатле, один из главных персонажей Бульвара. Занят офисами, апартаментами, имеется выставочное пространство Passage de Retz;
№ 12 отель de Brossier. Какое-то время здесь располагался шоу-рум дизайнера Рика Оуэнса, особенно интересного про этот отель сказать не получается, кроме того, что он стоит здесь с 1613 г.;
отель de Sauroy (№58) и de Wenzel (№ 62) принадлежали врачу английского короля Георга III, и мы же помним, что все самое красивое скрыто во дворах. Кстати, даже на сайте, содержащем все парижские памятники с адресами есть настойчивый призыв проявлять уважение к жизни собственников помещений и жильцов. Ну вот ул. Шарло это только одна улица в Марэ.
Еще есть прекрасная старинная ул. Пастурель, названная по имени члена парламента, жившего здесь в 1378 г. (!). Есть отель Frédy (rue Debelleyme №16) XVIII века, где сегодня очень незаметно работает лучший в Париже японский ресторан, отмеченный в мишленовском гиде. Он принадлежит дизайнеру Синичиро Огата, а кроме ресторана там еще галерея, чайная комната, магазин, японский образ жизни на 4-х этажах в Марэ. Или ул. Пуату (№29), где отель "Две мельницы" уже в смысле гостиница, маленький, но 4-х звездный с номерами, оформленными Кристианом Лакруа. Ну вот такой примерный облик квартала.
***
Это мы пошли вправо от бывшей площади Тампля. Если пойти налево, то там, в районе узкой, на одну машину, ул. Фонтен-дю-Тампль, стояла тюрьма Маделонетт. Историк Парижа Жак Иллерэ утверждает, что дома на углу этой улицы - дореволюционные и помнят события, происходившие за оградой Тампля, одни из ворот которой выходили именно сюда. А еще эта улица хранит остатки монастыря, посвященного Марии Магдалине, специализацией которого было, как понимаете, исправление падших женщин. У него довольно эээ сомнительная (ну, ИМХО) история основания: говорят, что в 1618 г. некий торговец вином Робер де Монтри (или Монтой/Монтуа/Монтруа) очень озаботился судьбой проституток и предоставил им свое жилище на Левом берегу для перевоспитания и становления на путь истинный (ну вот сомнительно же!).
Благородная цель его и сподвижников нашла отклик в высших кругах и через пару лет сестра архиепископа Парижа маркиза де Менеле приобрела участок и дом на ул. Фонтана Храма, где и основала монастырь Маделонетт. Но со временем этот монастырь стали использовать для заключения неугодных жен, дочерей, любовниц, любых женщин, соверших какой-то проступок или просто мешавших планам.
Самой знаменитой узницей пока еще монастыря была Нинон де Ланкло, светская дама, куртизанка, писательница, имевшая троих детей не будучи замужем, держательница салона, очень современная личность.
Нинон обвиняли в том, что она де заражает вольнодумством придворную молодежь. После этого пошли разговоры, будто все придворные волокиты собираются осадить монастырь Маделонетт; нарядили стражу, которой приказано было ходить дозором вокруг монастыря всю ночь. В другой раз пошли слухи, будто какие-то блестящие кавалеры измеряли из соседнего дома высоту стен монастыря, и. т. д. Все это наделало такого шума, что Нинон пришлось оттуда взять, но с условием, что она проведет некоторое время в монастыре в Ланьи. Таллеман де Рео Гедеон. "Занимательные истории".
Монастырь стал настоящей женской тюрьмой после революции, куда заключали за уголовные преступления, распутное поведение, долги, потом мужской тюрьмой в 30-х гг. XIX века, пока ее не снесли в 1868 г.
Немного севернее, через квартал на ул. Тампль выходит фасад церкви Елизаветы Венгерской, XVII века, нынешнюю церковь Мальтийского ордена. Очень красивый фасад, вдохновленный опять ж церковью Иль Джезу в Риме. Заложена была Марией Медичи. После революции служила складом муки. Один автор пишет, что эта церковь одна из наименее примечательных в Париже, нууу, может и так, но вот идешь по ул. Тампль, а она тут стоит такая, очевидно не новая, интересно же.
Это вот мы подходим к кварталу Искусств и ремесел и ул. Сен-Мартен, про них в следующий раз.
Избранная библиография:
J. Hillairet. Connaissance du vieux Paris. 1993
J. Gaulle. Nouvelle histoire de Paris et de ses environs. Tome 4. 1839-1841.
С. Карп. Н. Плавинская. Париж и его обитатели в XVIII столетии. 2019