После моей последней статьи на тему исполнения /неисполнения желаний в разных соцсетях пришло много комментариев с вопросом, а почему же, действительно, происходит так, как поёт многоуважаемый Макс Корж:
«Всё что хотим происходит не сразу, а когда приходит, уже не прикольно».
Давайте разбираться с точки зрения глубинной психологии. Здесь несколько пунктов, пойдём от простого к более сложному.
1. Страсть – страх. В русском языке эти слова недаром однокоренные.
Самые страстные желания – это те, которые наделены мощным аффективным зарядом. То есть, те, которые вызывают очень сильные эмоции. А сильная эмоция всегда говорит о наличии комплекса (подробно о комплексе я рассказываю в одном из видео, ниже дам ссылку).
Комплекс же всегда биполярен, в нём всегда имеется некая противоположность, несовместимость. Следовательно, где-то в бессознательном всегда имеется вторичная выгода от неисполнения того, чего так страстно желает сознание.
Простейший пример:
Если человек просто хочет заниматься спортом, то он, не мудрствуя, берёт и начинает это делать. Благо в современном мире для этого есть абсолютно все возможности, включая бесплатные видео на Ютубе на любую интересующую тему.
Если человек очень-очень хочет заниматься спортом, страстно желает, мечтает, серьёзно собирается... Думаю, моему интеллектуальному читателю ход мысли уже понятен. Что-то явно не так с этим желанием!
Эта «страсть», когда все «по-звериному серьезно» к так таковому спорту на самом деле отношения не имеет. Это что-то про самоуважение, про желание соответствовать, быть хорошим и правильным, одобряемым и далее по списку.
Ведь абсолютно ясно, что никакой спорт нарциссическую травму не излечит. Поэтому, лучше это желание и не воплощать, иначе лишишь себя последней надежды, что есть какой-то относительно простой способ наконец стать таким, каким ты хочешь, и тогда тебя в конце концов полюбят.
То же самое с желаниями иметь много денег, выйти замуж, и даже, да не прогневает автор «яжемамских» читательниц, частенько родить ребёнка.
(Любые другие примеры предлагаю обсудить в комментариях).
Ох, друзья, вторичные выгоды – это ещё цветочки, и не такая уж и глубинная психология, хотя подобные "цветочки" разбираются с психологами месяцами, если не годами.
Но мы отважно идём дальше.
2. Будда говорил, что все человеческие страдания происходят от желаний.
Да простит меня Читатель, проверить правильность перевода, вернее, даже не перевода, а трактовки его слов (так как доподлинно неизвестно даже то, на каком именно языке проповедовал Гуатама Сиддхартха). Но мне, опять-таки, думается, что и здесь имелись в виду именно те самые страсти.
Не просто желание, которое решил, да и делаю, а страсть – когда кажется, что если этого со мной не случится, этого я не получу, то и жизнь не в радость.
Для дальнейшего рассуждения я воспользуюсь библейским примером, сколь странно это не покажется в моём случае (постоянные читатели знают мою любовь к язычеству и моё прозвище Баба-яга). В язычестве тоже описываются подобные истории (так как они же - архетипические паттерны, присущие любой эпохе и любой культуре). Но библейская история просто-напросто широко известна.
Помните, был в Ветхом завете праведник Авраам, который не мог иметь детей с женой своею Сарой? И вот уже совсем на старости лет (в источнике говорится, что Аврааму было около 100), когда Авраам с Сарой уже смирились, смилостивился Яхве и даровал им сына Иакова.
Само собой, возлюбил Авраам сына своего Иакова более всего, что было в жизни его. Грозному Яхве это не понравилось, и он потребовал от Авраама принести сына своего в жертву вместо агнца. Авраам не смел ослушаться, и обливаясь слезами, привёл сына в указанное место, устроил там жертвенник, разложил дрова, связал Иакова и уже вознёс-таки над ним жертвенный нож, как Яхве послал к нему ангела с сообщением: «Отмена миссии! Так как Господь теперь видит, что ты любишь его больше, чем сына своего, режь барана, как и раньше, а сын пусть живёт и здравствует».
Эту библейскую историю можно толковать как минимум на трёх уровнях. Нам сегодня достаточно одного.
Позвольте сделать ещё одно небольшое отступление:
В книге "Воспоминания, сновидения, размышления" (кажется именно в ней, но могу ошибиться, ибо столько Юнга перечитано) Юнг рассказывает о том, как, путешествуя, он спросил одного даосского монаха, что такое Дао. Монах вывел его на террасу, сделал широкий жест рукой, как бы охватывающий всё, что открывалось их взору, и сказал: "Вот".
Это я к тому, что если мы не воспринимаем Яхве, как некого жестокого и ревнивого дяденьку с бородой, сидящего на облачке, а понимаем Бога, как Дао, как саму жизнь и ее же творца, и её же законы, история с Авраамом и Иаковом обретает вполне гуманный смысл.
"Не сотвори себе кумира"– о том же самом. Иначе:
Если мы любим/ желаем что-либо или кого-либо больше всей жизни, данной нам богами ли, природой ли, мы как бы отвергаем всё остальное творение, всё остальную жизнь со всеми её богатствами и красотой. Таким образом, мы отвергаем божий дар человеку: «Нет, спасибо, мне не надо, если без перламутровых пуговок». Не думаю, что боги оскорбляются, просто, закон есть закон.
«Я без этого не выживу!» – стенает человек. «Ещё как выживешь, я тебе сейчас это докажу», – отвечает жизнь, бог, природа, вселенная (кому как больше нравится), и забирает именно то самое.
В качестве примера вспоминаются мальчишки – мои ровесники из девяностых, те, которые жили в неполных семьях, которые были единственными детьми, которых мамы «рожали для себя», в ком особенно души не чаяли. Я не могу это ничем объяснить, но именно эти мамины солнышки в первую очередь подсаживались на героин.
А еще, это уже из терапевтической практики: с проблемами измен супругов обращаются именно те женщины, которые точно уверены, что без своих мужей они жить не могут.
NB: То, что все селедки – рыбы, вовсе не означает, что все рыбы – селедки. В смысле, далеко не все единственные сыновья из неполных семей устраивают мамам «ад на минималках», и вовсе не каждый горячо любимый муж практикует промискуитет.
И все-таки, «Не сотвори себе кумира», ибо риски есть.
3. Есть в юнгианстве такое понятие, как «компенсаторная функция».
Оно опять же тесно связано с «комплексом». А комплекс всегда содержит некую несовместимость, противоположности, антагонистическую установку.
Чтобы избежать долгих объяснений, приведу простейший пример: нарциссический комплекс, ныне известный всем и каждому – чем большее великолепие, авторитет, величие человек демонстрирует во внешней реальности, тем более ничтожным он чувствует себя внутри.
(Если что, о нарциссах можно почитать здесь).
При этом, одна часть комплекса, как правило, является осознанной, вторая же прибывает исключительно в бессознательном.
Тем временем Самость (бог в нас по Юнгу, то же самое, что Эйдос по Платону, Онто Ин-се по Менегетти, подлинное Я по кому-то ещё и т.д.) всегда стремится к целостности. Именно поэтому, чем сильнее, чем больше эмоционально нагрета сознательная установка, тем сильнее её противоположность в бессознательном.
Поэтому в профанированной ныне идее отпустить желание есть весьма рациональное зерно. При этом желать-то вовсе не воспрещается, просто не стоит ставить желание во главу угла.
В общем, на вопрос «кто виноват» мы ответили. Теперь пора браться за «что делать».
Начнем с конца:
1. Нужно представить себе картину, что не получишь заветного. Красочно. С деталями. С честными переживаниями. Можно пореветь в зеркало. Навзрыд, от души. Подойдут и другие способы разрядки аффекта.
А потом придумать, как жить по-другому. Как жить, если ты так и не похудеешь на 58 кг. Как жить, если ты так и не станешь миллионером. Как жить, если ты так никогда и не сделаешь селфи с Илоном Маском, не выйдешь замуж, не родишь ребёнка, не получишь орден, не защитишь диссертацию.
Причём придумать, как жить по-другому полноценно.
И... па-бам! Комплекс схлопывается! Мы выходим на человеческий уровень, на тот, на котором можно действовать. (Чёрт побери, тут бы нужны ещё теоретические объяснения, но статья и так уже трещит по швам). Так что просто верим на слово.
Как действовать?
Маленькими шагами и регулярно. Это самый важный рецепт, он же – волшебный способ.
А все супер-методики – от лукавого, того, кто снова хочет окунуть вас в комплекс с головой. Ждать прихода музы или какого-нибудь супер-шанса – из этой же серии. Просто берём и делаем. Ма-лень-ки-ми шажками, иначе мы себя перепугаем, и снова ввалимся туда, откуда только что с трудом выкарабкались.
Если надо сбросить 100 кг – завтра закончить ужин на полчаса раньше. Держаться этой привычки одну неделю, радоваться и хвалить себя, и больше не делать ничего «по этой теме». Потом добавить к новой привычке следующую, например, ежедневный подъём по лестнице на второй этаж. С третьей недели – вместо двух кусков хлеба за обедом съедать один.
Само собой, это касается любых других хотелок, не только пресловутого похудения (пишите свои желания и примеры в комментариях, вместе обсудим и поддержим друг друга).
Важно! Вы имеете право сорваться! Но вы имеете право сделать это один раз подряд. То есть, один день переесть можно, на следующий уже никак.
Друзья, что ещё интересно по этой теме? Написать статью или записать эфир? Пишите в комментариях. И подписаться, конечно, не забывайте.
Еще статьи на тему:
Их Величества три вида времени;