Вера Лаврентьевна Аржанова-Шихобалова отметилась в истории Самары тем, что была хозяйкой знаменитого «Дома с атлантами» и подарила великолепную семейную художественную коллекцию Самарскому музею.
Личностью была, конечно, незаурядной. Родившись 16 февраля 1873-го года в семье яркого и противоречивого предпринимателя-миллионера Лаврентия Аржанова, с ранних лет лишилась матери и воспитывалась бабушкой Верой Яковлевной – большой любительницей книг. Вера тоже с детства отличалась любовью к чтению и тягой к знаниям, но надо вспомнить, что семья Аржановых была старообрядческой. Староверы к светским наукам вообще относились прохладно, а уж к женской учебе тем более, так что единственная дочь одного из богатейших предпринимателей Самары получила только минимальное домашнее образование.
Это не помешало Вере самостоятельно изучить французский и английский языки, что очень пригодилось в путешествиях по всему свету после замужества. Купеческая дочь, не окончившая даже начальной школы, благодаря начитанности считалась в Самаре просвещенной, эрудированной и светской дамой, так что вслед за М. Горьким могла повторить, что всем лучшим в своей жизни обязана книгам!
Полученные во время путешествий впечатления подсказали Павлу и Вере Шихобаловым мысль о создании своей коллекции картин. Несколько произведений привезли из Европы, а в Самаре главным «советником» по приобретению живописных работ стал друг семьи художник Василий Гундобин. С его «подачи» коллекция пополнилась полотнами И.Е. Репина, В.И. Сурикова, К.А. Коровина, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского. Переписку с живописцами вела Вера Лаврентьевна, с Репиным и Суриковым Шихобаловы были знакомы лично.
Под впечатлением передачи П.М. Третьяковым в дар Москве картинной галереи и в связи с основанием Самарского музея собирались, дополнив коллекцию, через несколько лет так же подарить городу. Правда, это произошло раньше, чем планировалось: в 1918-м году, когда началась национализация домов и имущества состоятельных горожан, Вера Шихобалова, справедливо опасаясь за сохранность коллекции, решила передать ее в дар музею немедленно.
Помимо Дома с атлантами и бесценных художественных полотен, в доставшееся Самаре наследство от Веры Лаврентьевны входит еще и бывший доходный дом – так же стоящий на улице Венцека и почти соседствующий с фамильным особняком. Выстроен был на перекрестке с нынешней улицей Молодогвардейской в 1898-м году – когда «Дом с атлантами» находился только в стадии выбора проекта.
Изначально строился двухэтажным, с богатым рельефным декором, дополнительно выделенным белым цветом. По фасадам можно прочитать историю его поэтапного строительства.
Возведенное первым угловое здание имело три композиционные оси по ул. Венцека и пять осей по Молодогвардейской. Углы фланкировались пилястрами, лучковые оконные проемы первого этажа завершались наличниками, прямыми полочками-сандриками с полуциркульной бровкой и подоконными нишами, центральное окно со стороны ул. Венцека было более широким.
В уровне второго этажа почти всю плоскость стен покрывает богатый декор – междуоконные и подоконные ниши с тягами, обрамляющие окна пилястры, пояс соединенных сандриков с замковыми камнями и установленными над ними карнизными кронштейнами, фриз с нишами и ажурным краем.
На следующем этапе дом «удлинился» по улице Молодогвардейской, и если декор стен основного здания и «пристройки» в уровне второго этажа почти повторяется, то первый этаж со строгими прямоугольными окнами уже лишен «излишеств и украшательств».
На следующем этапе в доме появился третий этаж. Как можно догадаться, случилось это уже в советское время, причем выполнена надстройка на редкость тактично.
Семье Веры Шихобаловой после революции пришлось пережить тяжелые времена. Неоднократные аресты Павла Ивановича вынудили семью искать убежища на территории психиатрической больницы. После его кончины Вера Лаврентьевна с дочерьми уехала в Петербург.
Кстати, дочь Шихобаловых Вера Павловна Мизинова избрала профессию археолога и музейного работника. Участвовала в археологических изысканиях, в годы Великой Отечественной войны работала лаборантом на ленинградском заводе «Электросила», в мирное время - в Государственном Эрмитаже.
Тяга к знаниям передалась потомкам Веры Шихобаловой – дочь Надежда стала Доктором медицинских наук, была заместителем директора одного из институтов Академии наук СССР и в течение 10 лет депутатом Моссовета. Сама Вера Лаврентьевна прожила 94 года, до последних дней вела переписку с директором Самарского художественного музея А.Я. Басс. Ее воспоминания подсказали идею создания в особняке Шихобаловых музея культуры старой Самары.
p.s. По просьбе читателей - схема упомянутого архитектурного элемента:
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете