За свою жизнь я посмотрел немало фильмов про путешествия во времени. Мне нравится этот поджанр. И здесь я хочу рассказать о десяти таких фильмах. Поделиться своими впечатлениями. Поразмыслить над тем, какие же месседжи они несут в массы...
Вообще время как четвёртое измерение — это очень интересная тема. Оно не похоже на длину, ширину и высоту. Дело в том, что по линиям длины, ширины и высоты можно свободно двигаться в обоих направлениях. А по линии времени мы движемся только вперёд. И мудрые физики уже много лет ломают голову над тем, почему это именно так.
Строго говоря, нет никаких фундаментальных законов, которые запрещали бы двигаться по линии времени назад. Нет никаких фундаментальных законов, которые запрещали бы нам путешествия в прошлое и будущее. Хотя лично я считаю тему путешествий в прошлое, скорее, фэнтезийной, чем фантастической — не думаю, что кто-либо из людей когда-либо сможет без проблем переместиться хотя бы на день в прошлое. Это перевернёт всё и навсегда. Это будет даже круче, чем прилёт пришельцев...
Но не об этом сейчас речь. Кинематографисты, воспользовавшись тем, что теоретически путешествия во времени всё-таки возможны, наснимали просто кучу фильмов об этом. И среди них можно выделить особую категорию, которую я назвал бы «фильмы для фаталистов». В них попытки изменить что-нибудь, вернувшись прошлое, либо ни к чему не приводят (всё остаётся как есть), либо заканчиваются плачевно. Зрителям как бы говорят: «Не надо ничего менять. Сидите тихо и не трогайте ничего. Пусть всё идёт как идёт». И вот вам 3 ярких примера:
- «Эффект бабочки»(2004). Очень знаменитая картина. Здесь добротный сюжет, Эштон Кутчер неплохо играет... Его герой Эван получает возможность попадать в некоторые моменты прошлого, просто читая свои детские и подростковые дневники. Мало того, каждый раз в этих моментах он может поступать по-разному. А это, разумеется, приводит к изменениям в будущем. И Эван таким образом постоянно хочет что-то исправить. Но всё становится только хуже И в конце концов он просто сжигает свои дневники. Этим самым он как бы признаёт своё бессилие. Он не может изменить судьбу так, чтобы это было приемлемо для него и для его друзей, и выбирает меньшее из зол. Выбирает раненую синицу в руках, а не журавля в небе.
- «Далеко по соседству»(2010). Очень лиричный (иногда аж до слёз) французский фильм по японской манге. Здесь некий пятидесятилетний мужик (его зовут Томас, по профессии он — художник комиксов) случайно садится не в тот поезд и приезжает в городок, где провёл своё детство. Идёт на кладбище (это, кстати, хорошая сценарная идея — сделать кладбище местом для перемещения во времени), там теряет сознание, а когда приходит в себя, понимает, что снова стал 14-летним подростком (но при этом весь опыт взрослого мужика остался при нём), и на дворе 1967 год. Немного освоившись, он осознаёт, что скоро произойдёт главная трагедия его детства — отец (кстати, внешне похожий чем-то на Макрона) однажды вышел за хлебом и больше не вернулся (уехал в другой город и начал там новую жизнь). И именно из-за этого, как считает Томас, его мама умерла сравнительно рано — она так и не смогла оправиться от этого удара. И, оказавшись в прошлом, Томас так трогательно заботится о ней. Заставляет её больше отдыхать, обнимает, пытается приободрить. И, конечно, он хочет всё исправить. Хочет, чтобы его отец остался в семье. Он разговаривает с ним, пытаясь понять причины его поступка... Но по итогу решает ничего не менять и всё-таки отпускает его. То есть принимает прошлое как оно есть (а принятие — это очень важно). С возрастом Томас стал мудрее, он в какой-то степени понял своего отца, он в какой-то степени его простил. Но почему у фильма такое название? Мне кажется, авторы этим хотели сказать, что прошлое лишь кажется безвозвратно далёким. Но на самом деле оно всегда рядом — стоит лишь протянуть на руку, стоит лишь сесть на поезд и....
- «Провал во времени»(1997). В своё время этот фильм недооценили. И это можно объяснить тем, что в широкий прокат он тупо не попал (потому что студия «Орион», которая занималась его производством, обанкротилась). Главную героиню здесь зовут Ка́рен. Она где-то в Техасе садится в автомобиль к некоему Фрэнку— чуваку с бакенбардами и большою пряжкою на ремне. Он едет куда-то со своей женой Рэйэнн. Жена — это видно, это прямо чувствуется через экран — явно очень его боится. И... через несколько минут Фрэнк убивает Рэйэнн на глазах Карен. А Карен, убегая от него, попадает в секретную лабораторию, где милый учёный мастерит машину времени. И он случайно перемещает Карен на 20 минут назад. Ей кажется, что теперь она может предотвратить убийство Рэйэнн. Но нет! Все её попытки приводят к тому, что трупов становится всё больше. В конце концов Карен приходит к выводу, что лучше просто не садиться к Фрэнку в автомобиль. Мол, пусть сами разбираются. Мол, давайте без меня. Стоит также отметить, что Джеймс Белуши (он здесь — в роли Фрэнка) очень круто сыграл. Сыграл этакого вроде бы деревенского простачка, но при этом очень хитрого и какого-то очень везучего — его (прямо как Бориса Бритву) никак не получается пристрелить.
Ещё одна любопытнейшая категория — фильмы, которые демонстрируют, что сама по себе машина времени, путешествия во времени — это очень опасно. С разных точек зрения. Здесь тоже будет 3 примера:
- «Временная петля» (2007). Очень классный испанский фильм. Он хорош, в частности, тем, что здесь воплощены не самые стандартные и не так уж часто встречающиеся идеи. В частности, в сюжете есть намёки на то, что само по себе включение машины и привело к созданию временной петли и прочим негативным последствиям. А главный герой (его зовут Гектор) просто попал как бы в поле её действия, и был втянут во временную петлю, просто потому что он жил по соседству. Изобретатель машины времени честно предупреждает Гектора, что если он попытается изменить ход событий внутри петли, то он закончит своё существование. И Гектор старается сделать так, чтобы этот ход событий не был изменён. С другой стороны, нам (опять же намёками) дают понять, что и сама Вселенная как бы не хочет, чтобы случился какой-нибудь временной парадокс (типа парадокса дедушки). В какой-то момент Гектору приходится совершать действия, которые приводят к смерти одной молодой девицы (она тоже случайно попала в этот переплёт). Но зато в финале на лице главного героя можно увидеть нечто вроде умиротворения. Он явно доволен, что смог выбраться из временной петли.
- «Ошибка времени»(2014). Здесь вместо машины времени — фотоаппарат времени. Этот фотоаппарат делает снимки того, что будет в будущем ровно через сутки. Главных героев тут трое — молодых два парня и одна девушка. Они вместе снимают квартиру, мечтают добиться каких-то там успехов: девушка писательстве, один парень — в живописи, а второй — в собачьих бегах (в смысле он делает ставки на собачьих бегах). Однажды они узнают, что человек, живший в соседнем доме, умер. Мало того, они находят в его доме тот самый фотоаппарат будущего. Причём объектив его направлен прямо на их гостиную. Они решать воспользоваться возможностями, которые даёт этот странный агрегат. Парень, ставивший на собачьи бега, начинает получать результаты забегов из будущего, художник начинает срисовывать свои же картины из будущего... Но затем у них появляются неприятности... И чтобы никто не узнал о машине, одному из парней приходится убить своего букмекера, а также его охранника. Потом происходит ещё одно убийство, ещё одно... Всё превращается в какой-то кромешный трэш. Фильм нам как бы говорит: знать что-либо о будущем, пытаться заглянуть в будущее (даже одним глазком фотоаппарата)— это очень опасно. А пытаться использовать это знание с выгодой для себя — ещё опаснее. Лучше оставаться в блаженном неведении.
- «Детонатор»(2004). Очень мудрёный фильм, у которого в русском дубляже ещё и совершенно непонятное название. Какой детонатор? Нет там никаких детонаторов. Я его посмотрел три или четыре раза. И общую канву я, конечно, уловил, но сказать, что я понял его до конца, я не могу. В интернете можно найти диаграмму со всеми перемещениями во времени, которые здесь происходят, и она действительно очень сложна. В фильме рассказывается про двух друзей — Эйба и Аарона, которые занимались какими-то научными исследованиями у себя в гараже и внезапно изобрели способ перемещаться в прошлое. И создали камеру времени, куда еле-еле помещается один человек. Принцип работы у этой камеры такой: пролежишь час, переместишься на час в прошлое. Пролежишь сутки, переместишься на сутки... И, конечно, один из парней сразу же втайне от другого создал «запасную» камеру. И тут всё как заверте... Ну и, конечно, друзья в итоге (хватило всего нескольких дней) перестают быть друзьями. Аарон улетает куда-то в Вегас — чтобы поднять бабла в казино и потусоваться красиво. Эйб же остаётся дома — он хочет сделать так, чтобы камера времени даже и не появилась на этом свете... Он понимает, что в руках человека она может стать опаснейшей игрушкой. Эйб понимает, что у человека, имеющего возможность перемещаться в прошлое и изменять его (немыслимая власть!), могут отказать этические и любые другие тормоза. И в итоге он натворит таких делов, что мама не горюй. Но усилия Эйба, кажется, оказались напрасны. В конце мы видим, как Аарон строит какую-то огромную конструкцию. И, скорее всего, это большая камера времени.
Но это, конечно, не всё. Есть ещё четыре фильма, о которых хочется сказать кое-что важное.
- «Машина времени»(1960). В этом фильме (он создан по роману Герберта Уэллса) главный герой (Джордж) случайно попадает на своей машине времени в далёкое-далёкое будущее, в 802 701 год. И, честно говоря, перспективы, которые нам здесь нарисовали, пугают. Мир будущего здесь — это мир, где люди так и не создали общества, в котором счастье есть для всех и для каждого. Это мир, где люди не выбрались из колыбели Земли, не терраформировали Марс и Венеру, не долетели до Проксимы Центавра, не построили сферу Дайсона...Главный герой видит здесь лишь каких-то туповатых элоев и страшных морлоков. Особенно мне запомнились две сцены. Первая — это где какой-то элой показывает Джорджу книги. Он берёт их в руки, и они тут же превращаются в пыль (потому что они очень старые, и вообще создаётся впечатление, что в этом мире книг не читают). А вторая сцена — это сцена, где девушка тонет в озере, кричит, а ей никто не помогает. Все тотально игнорируют её, занимаются своими делами, делают вид, что ничего не происходит. Просто жесть. И только Джордж, мужик из прошлого, бросается спасать её...
- «Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени» (2009). Это несерьёзный, очень ироничный фильм (этакая научно-фантастическая комедия), с отличными диалогами, хорошим английским юмором... И, наверное, его целевая аудитория — это люди, которые любят научфан и немного сожалеют о том, что в реальности пока мы не видим никаких машин времени, параллельных миров и межзвёздных полётов. А ведь на эту тему написаны тонны книг, сняты тонны кинолент. И это странный перекос. Почему людям так нравится думать о том, чего нет и, возможно, никогда не будет? В общем, в этой комедии нам показывают трёх друзей, трёх ботанов. В пабе за пивом эта троица обсуждает путешествия во времени. Однако вскоре они и вправду получают возможность перемещаться в прошлое и в будущее. Причём для этого им надо лишь зайти в мужской туалет паба (именно там — «утечка времени»), а затем выйти из него. Эти перемещения носят хаотичный характер... В принципе данный фильм просто высмеивает (но высмеивает мягко, с любовью) типичные сюжеты других фильмов о путешествиях во времени. А также наглядно доказывает, что подобные фильмы можно снимать за небольшие деньги, используя всего одну или несколько локаций. И, кстати, это же доказывает «Детонатор», о котором говорилось выше (он просто ультранизкобюджетный, его сняли всего за 7 000 $).
- «Назад в будущее»(1985). Наверное, все смотрели этот фильм. И конкретно меня он поражает своим абсолютно невменяемым позитивом. И музыка здесь соответствующая — очень торжественная, очень патетическая. Я бы даже назвал «Назад в будущее» антиподом «фильмов для фаталистов». Да, здесь есть линия про то, что, мол, если Марти не сведёт папу с мамой, то он сам, а также его брат и сестра исчезнут. Но в целом лента нам говорит: «Не бойся! Меняй мир, меняй настоящее, прошлое, будущее! Будь как Марти МакФлай, и меняй!» Марти всё удаётся. Отец, благодаря его действиям, приобретает уверенность в себе, и в итоге становится знаменитым писателем. И вообще вся семья МакФлаев становится преуспевающей. А Бифф Таннен, который раньше был начальником отца, теперь просто моет его машину. А ещё Марти, оказавшись в1955 году, помогает одному там темнокожему пареньку поверить, что он может стать мэром. А ещё Марти своим выступлением на школьном выпускном даёт мощный толчок развитию рок-н-ролла в Америке... Эх, вот бы у меня так всё получалось!
- «День сурка» (1993). Я не случайно поставил эту картину в самый конец. Среди всех упомянутых здесь фильмов «День сурка» — мой самый любимый. Мне нравится, что он ненавязчиво, но очень уверенно учит хорошему. Герой (телевизионный метеоролог Фил Коннорс в исполнении Билла Мюррея) без конца, без конца, без конца просыпается в своём дне сурка. По некоторым прикидкам, Фил Коннорс провёл в этом дне (в этой временной петле) больше 30 лет. И, как назло (а, может, надобро) это был день, когда он находился в Панксатони. И все дороги в окрестностях в этот день замело. А значит, он при всём желании не может никуда уехать. В конечном счёте из петли Фил вырвался только тогда, когда смог прожить «идеальный день». Когда смог сделать максимум добра в том месте, в котором он волею судеб оказался. Раньше Фил был циником, брюзгой, эгоистом, ненавидел провинциалов. Но ближе к концу ленты он, как кажется, полюбил всех этих людей, которые живут в Панксатони. И даже решил вместе со своей Ритой остаться здесь.
Смотришь «День сурка» и думаешь: «Да, надо стремиться к тому, чтобы каждый день был идеальным, надо стараться больше успевать, помогать ближним, надо стараться жить в полную силу. Ведь жизнь так коротка...»
Есть в этом фильме и другой важный посыл. Возможно, мы все могли бы стать гораздо лучше, мудрее, чище, если бы у нас просто было больше времени. В том числе и для работы над собой.