Привет, Дорогой Читатель.
Завершаю цикл статей посвященный легендарным паровозам П36. Для ознакомления с первой и второй частью рекомендую пройти по ссылкам внизу.
Поехали! Начнем конечно же с России.
П36-0001.
Самый первый П36 выпущенный Коломенским заводом в 1950 году. Правда тендер уже не родной – от П36-0044. С завода работал на Октябрьской дороге. После на Московской, Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Белорусской. Списан в 1986 году. С тех пор отстаивался на базе запаса Лебяжье в Ленинградской области. В 2004-2005 годах подготовлен депо Рославль для экспозиции на Рижском вокзале в Москве.
Поскольку с июня 2022 года экспозиция переезжает с Рижского вокзала, то текущее положение пока Москва.
П36-0097.
Еще одним крупным музеем где есть П36 является музей на станции Сеятель в Новосибирске. Год выпуска 1955.От постройки работал на Московской дороге. В 1966 передан на Забайкальскую. С 1992 года и по середину 90-х приблизительно, принадлежал частной фирме. С 1999 года находится в музее железнодорожной техники в Новосибирске.
П36-0182.
Год выпуска 1956. Уважаемые читатели, я не буду указывать дороги на которых работал паровоз, так как география его работы широкая. От Дальнего Востока до Ленинграда. В начале 2000-х был установлен как памятник в на станции Челябинск-Главный. С 2005 года находиться в музее Южно-Уральской железной дороги. В городе Челябинске.
П36-0232.
Музей Самарского государственного университета путей сообщения. Также 1956 год постройки. В 1982 году передан на БАМ, где использовался в качестве передвижной котельной. С 1991 года стоял на путях угольного склада в Златоусте. Перед передачей в музей СамГУПС в депо Златоуст прошел не большой ремонт. Поступил в музей под номером 188. Возможно и сейчас там находиться под таким номером. Точно сказать не могу.
П36-0251.
Центральный музей железнодорожного транспорта России. Санкт-Петербург. Последний паровоз, построенный в СССР. С 1982 года работал в качестве котельной на Дальневосточной железной дороге на одном из промышленных предприятий. В 1992 году перегнан в Ленинград. Локомотив этот фактически чудом был спасен от переплавки на металлолом. Для этого пришлось проделать во-истину титанический труд музейщикам и волонтерам-энтузиастам. Есть целая история, желающие могут найти в интернете. Выложу не большой пост на своем канале.
Впоследствии паровоз П36-0251 был отреставрирован силами музейщиков и энтузиастов и находился в Шушарах, В 2001 году паровоз был перегнан на Варшавский вокзал Санкт-Петербурга, где находилась музейная экспозиция Центрального музея Октябрьской дороги.В 2016 году вместе с другими не менее ценными и уникальными экспонатами переехал в музей железных дорог России. Где находиться и поныне.
П36-0249.
В работе был до середины 90-х. До 1987 года находился на базе запаса. В период с 1987 по начала 2000-х работал с ретро-поездами. После до середины 2000-х ориентировочно находился на фондовой площадке в Шушарах. После передислоцирован с на фондовую площадку в Лебяжье. Где находится и поныне. Техническое состояние и внешний вид паровоза оставляют желать лучшего. Раритет нуждается в реставрации.
На этом описание сохранившихся П36 в России закончилось. Перехожу к ближнему и дальнему зарубежью.
Белоруссия.
На территории Белоруссии находиться два музейных П36 – 0050 и 0064.Год выпуска 1955. С 60-х годов оба работают на Белорусской дороге. Оба паровоза с начала 90-х и до начала 2000-х работали с туристическими поездами. П36-0050 в 2002 году поступил в Брестский МЖТ. П36-0064 еще немного поработал в ретро-поездами, но с середины 2000-х был отогнан на Б/З, где простоял до 2009 года. Перевезен в Брестский МЖТ, В связи с недостатком места передан на баланс депо Брест в 2019 году, где ожидает восстановления до ходового состояния.
Узбекистан.
Второй страной СНГ где сохранился музейный П36 есть Узбекистан. Там находится П36-0250 в Ташкентском музее железнодорожной техники. Последнее место работы депо Могзон ЗАБ. ЖД. После в 1983 году передан на промышленно предприятие в город Ташикумыр(Таш-Кумыр) Киргизской ССР. В 1989 году паровоз передан в Ташкентский музей. Где и находиться до сих пор.
Монголия.
Еще одна страна ближнего зарубежья, если так можно выразиться, где есть П36 в качестве музейного экспоната это Монголия. Именно П36-0228. Как попал П36 в Монголию, точно сказать не могу. В 1968 году паровоз уже работал на Забайкальской дороге. Списан в 1986 году. Очевидно в 90-е годы паровоз каким-то образом попал в Монголию. Где в 2000-х был установлен рядом еще с несколькими советскими локомотивами.
Местоположение музей Дунд-Год. Улан-Батор. Монголия.
Германия.
Еще один паровоз, который находится в дальнем зарубежье это П36-0123. В 1999 году паровоз был продан с Октябрьской дороги в Германию. Находится или находился паровоз в музее техники на острове Рюген, бывшая ГДР. На середину 2000-х точно был там. Какова судьба сейчас сказать сложно. Но учитывая тот факт, что немцы все таки относятся более ответственно к музейным экспонатам, локомотив скорей всего находится на том же месте.
На этом про легендарные «Генералы» все. Продолжаю и дальше следить за ситуацией. Спасибо что дочитали до конца. Подписывайтесь, ставьте лайки, а также по возможности оставляете комментарии, ваши пожелания, предложения, какие-то интересные факты. Так вы помогаете в продвижении канала.