Найти тему

Легендарные «Генералы» всегда в строю. Часть 2.

Привет, друзья!

Публикую вторую часть материала, посвященного паровозу П36. С прошлой статьей можно ознакомиться вот по этой ссылке.

Продолжаю свой рассказ. Теперь речь пойдет о паровозах-памятниках, которые были возвращены в работу. Начну с тех машин, о которых упомянул в конце прошлой статьи. Эти паровозы еще недавно были памятниками, но сняты для подготовки их до ходового состояния.

Это паровозы П36-0071, 0096, 0107.

П36-0071.

Год выпуска 1955. Последнее депо работы Могзон Забайкальской ЖД. Списан с баланса МПС в 1984 году. С 1991 по 1995 года принадлежал частной компании и работал с туристическими поездами. В 1995 был установлен как памятник-экспонат в музее «Паровозы России» на ст. Горький-Сортировичный. В этом музее находится еще несколько паровозов. Но 6 февраля 2022 года был убран из экспозиции и перегнан для подготовки в рабочее состояние в депо Тихорецк(СКЖД).

В процессе демонтажа.  Автор Денис Мартынов.
В процессе демонтажа. Автор Денис Мартынов.

П36-0096.

История итого паровоза во многом схожа с 0071. Последнее место работы также Забайкальская дорога. Вначале 90-х также работал с туристическими поездами. Ориентировочно в 1995 году был установлен как памятник на станции Северобайкальск. Но в августе 2022 года был снят с постамента и на текущий момент находится в процессе реставрации до ходового состояния.

Памятник. Автор Болтенко С. Parovoz.com.
Памятник. Автор Болтенко С. Parovoz.com.

П36-0107.

Год выпуска также 1955. Первое депо работы Мелитополь. Точных данных нет, но скорей всего с середины 90-х памятник в депо Иркутск-Сортировочный. В 2021 году был снят с постамента и перевезен в депо Подмосковная (Моск ЖД) для восстановления.

Читателей наверняка заинтересует вопрос, а почему же паровозы стали сниматься с постаментов и доводиться до ходового состояния? Ответ будет весьма простым. К сожалению, паровозы, которые стояли на консервации, в запасе, с середины 80-х и до середины 90-х почти все варварски были порезаны на металл. Их к 2000-м годам не осталось даже на базах запаса. Нет, оставалось немного. Но это были буквально единицы. В отличие от тех же паровозов Л и серии Э.

В депо Подмосковная. Автор Дмитрий Зю. Parovoz.com.
В депо Подмосковная. Автор Дмитрий Зю. Parovoz.com.

Фактически получилось, что сохранились лишь те паровозы, которые были установлены либо как памятники, либо те, что успели стать музейными экспонатами.

Друзья, историю паровозов-памятников, которые и в настоящее время остаются памятниками, я не буду сейчас подробно излагать. Укажу лишь, где они установлены и когда.

0091. Станция Сковородино. Установлен в 1990 году.

0096. Станция Северобайкальск. Установлен в 1987 году. Демонтирован.

0124. Станция Чернышевск. Установлен в 1986 году.

0192. Станция Тайга. Установлен в 1988 году.

П36-0192 также является памятником регионального (муниципального) значения. Включен в реестр объектов культурного наследия.

Автор Дмитрий Задонский. Parovoz.com.
Автор Дмитрий Задонский. Parovoz.com.

На этом памятники в России закончились. На очереди Белоруссия.

П36-0111.

Единственный П36–памятник в Белоруссии. Как и 0107, год выпуска 1955 и первое депо приписки Мелитополь. С 1965 года работает в Белоруссии в депо Орша и Гомель. В июне 1986 года был установлен памятником на ст. Орша-центральная. Там находится и поныне. Надпись на памятной табличке гласит :

«Паровоз установлен в ознаменование трудовых подвигов оршанских железнодорожников при восстановлении народного хозяйства и в связи с 40-летием освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков»

Автор Турист.
Автор Турист.

Друзья, на этом заканчиваю и 2-ю часть. Но продолжение следует.