Здравствуйте, дорогие читатели!
Давно не радовал Вас интересными публикациями на тему железных дорог. На этот раз начинаю цикл про паровозы. Тут есть много чего интересного рассказать и показать, в отличие от более поздних тепловозов и электровозов.
Как некоторые могут знать, летом 1956 года завершилась эпоха паровозостроения в СССР. В том году из ворот Коломенского паровозостроительного завода вышел последний паровоз серии П36. Последний паровоз Союза получил обозначение П36-0251.
Именно о них пойдет речь, о легендарных П36, прозванных в народе «Генералами» за зеленый окрас и характерную полосу вдоль всего борта паровоза. На текущий момент на территории России и СНГ сохранилось не более 24 паровозов - в качестве рабочих машин, памятников и музейных экспонатов. Еще два экземпляра находятся за рубежом.
А теперь подробней расскажу о сохранившихся экземплярах. Эта статья будет посвящена рабочим П36, которые есть на текущий момент.
История возникновения.
Друзья, я не буду рассказывать подробно историю создания паровоза и описывать здесь его технические характеристики. Эту информацию можно найти при желании в открытых источниках. Здесь я хочу остановиться лишь на отдельных моментах истории, важных по моему мнению.
После Великой Отечественной войны НКПС остро нуждался в мощных пассажирских паровозах. До 1950 года пассажирские поезда водили паровозы Су. Часто водили двойной тягой, что, понятное дело, усложняло процесс управления поездом. Ведь применить на них СМЕт, систему, позволяющую управлять несколькими секциями локомотива с одного поста, на этих паровозах не представлялось возможным.
И вот Коломенский завод к марту 1950 года спроектировал и изготовил первый паровоз П36-0001. Паровоз сохранился до наших дней, но в музее. Для испытаний П36 поступил на Октябрьскую дорогу. Там подвергся всевозможным испытаниям. Результаты этих испытаний были успешными, и в 1953 году завод приступил к серийному выпуску машин.
Строились «Генералы» с 1950 по 1956 годы. Всего было построено 251 машина. Последний паровоз также сохранился до наших дней, находится в музее, как и первая машина.
Рабочие П36.
На текущий момент в России находятся в рабочем состоянии 7 паровозов. Стоит отметить, что в рабочем состоянии П36 остались именно в России и нигде более. Список рабочих П36: 0027, 0031, 0032, 110, 120, 147, 218. До 2012 года в России в ходовом состоянии имелось всего две единицы П36.
П36-0027.
Год выпуска 1954. С завода поступил в депо Ленинград-Пассажирский-Московский Октябрьской ЖД. В 1963 году был передан на Северную дорогу, а в 1967 на Забайкальскую. В работе был до конца 1984 года, В начале 1985 года вернулся в свое первое депо. Здесь же в 1986 году был установлен памятником. В качестве памятника пробыл до 1991 года. Затем демонтирован и приведен в рабочее состояние для вождения ретропоездов. С 2001 по 2012 годы ориентировочно, паровоз экспонировался на ст. Шушары и на Варшавском вокзале, в бывшем музее ЖД. В период 2013-2015 гг, снова приведен в рабочее состояние. И снова водит туристические поезда.
П36-0031.
Год выпуска также как и 0027. Длительное время это был единственный действующий П36. Был еще и 0032 (см. ниже), но он то работал, то не работал. Успел поработать на Куйбышевской, Северной и Забайкальских дорогах. В 1983 году был списан и передан для служебных нужд. Но куда был передан, где находился и как использовался паровоз с 1983 по 1993 год, точных сведений нет. Или автор их не смог найти. Но точно известно, что с 1994 и по 2021 числился и работал на Южно-Уральской ж/д с туристическими поездами. После передан на Северокавказскую ж/д.
П36-0032.
Наряду с 0031 до 2012 года приблизительно был одним из рабочих П36. Известно, что 10 лет назад их было всего два - 0031 и 0032. С завода паровоз поступил на Куйбышевскую дорогу. В 1966 был передан на Забайкальскую дорогу, с которой в 1982 году передан на Цементный завод.
То, что этот паровоз сохранился до наших дней, можно считать большой удачей. К середине 90-х машина находилась на одном из предприятий Забайкалья в полуразрушенном состоянии. Фактически, в процессе порезки. Родной тендер был к тому времени порезан. Сейчас паровоз ездит с тендером от П36-0194. Чтобы спасти паровоз, понадобилось провести целую операцию.
Вот как описывает знающий человек процесс спасения паровоза :
- «Что бы вытащить паровоз 0032, пришлось с Карымской (станция, прим. авт.) пригнать для него новый тендер от 0194, оттаскивать тракторами баки тендеров в сторону, укладывать заново рельсовые звенья и сносить забор.»
Ориентировочно с конца 90-х и до 2010-2011 работал периодически с ретропоездами. До 23.09.2019 находился в запаснике ЦМОЖД (Паровозный музей) на ст. Шушары. C 2019 снова в работе.
На этом окончу описание паровозов, которые почти что изначально были в работе. Теперь расскажу о паровозах, которые сначала были памятниками и экспонатами, а после приведены в рабочее состояние.
П36-0120.
Первый П36, который был снят с постамента и доведен до рабочего состояния, был П36-0120. Изготовлен он в 1955 году и поступил на Белорусскую дорогу. В 1983 году был исключен был из парка. И в августе 1984 года установлен как памятник в депо Ильича Московской дороги. Где и простоял до 2013 года. В 2013 году был демонтирован и отправлен на восстановление до рабочего состояния в депо Тихорецк СКЖД. С тех пор и работает с разными поездами на сети РЖД.
П36-0110.
Второй паровоз, который был снят с постамента для приведения в рабочее состояние, это П36-0110. Год выпуска 1955. Первое депо приписки Мелитополь(!) тогда Сталинской, сейчас бывшая Приднестровская. В 1958 году был передан в Нижнеудинск (ВСИБ). В 1968 окончательно передан в депо Могзон, где в этом же депо и был становлен как памятник в 1986 году. Простоял он до 2016 года, потом был снят с постамента и отправлен на восстановление в Москву. С весны 2017 водит ретро-поезда.
П36-0147 и П36-0218.
О них скажу кратко. П36-0147 также с 1988 по 2018 году был памятником на станции Шарья в Костромской области. Но в 2018 году был приведен в рабочее состояние. П36-0218 также с начала 90-х работал в туристической отрасли. С 1999 года по примерно 2014 год находился в музее железнодорожной техники в Ростове-на-Дону. И с 2015 года вновь используется с ретро-поездами.
Последняя ремарка.
На текущий момент в процессе доведения до ходового состояния находятся бывшие памятники - 0071, 0096 и 0107. Но об этом в следующих статьях.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.